Совершенствование коммуникативных умений и навыков старшеклассников

Разделы: Литература


В наше время востребована личность, обладающая креативностью, умеющая творчески решать задачи, с которыми сталкивается в жизни. Для этого требуется овладение коммуникативной компетентностью, потому что многие задачи решаются только в процессе общения.

Коммуникативная компетентность трактуется как овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Всю систему заданий и упражнений, способствующих совершенствованию коммуникативных умений и навыков учащихся на уроках русской литературы, условно можно разбить на следующие группы.

Первую составляют упражнения аналитического типа, когда требуется определить основную мысль высказывания, сформулированную автором; озаглавить текст, объяснить правку текста, произведённую автором; найти часть, в которой содержится доказательство, проследить употребление языковых средств; составить план, тезисы, конспект; сравнить отзыв о фильме и рецензию на него. Например, при анализе романа “Отцы и дети” учащимся могут быть предложены такие задания:

Прочитайте отрывок из II главы романа И. С. Тургенева, найдите основную мысль высказывания, озаглавьте отрывок словами из текста.

В III, V и VII главах романа “Отцы и дети” найдите те места текста, где автор подчёркивает демократизм Базарова в его портрете, манере держать себя, в речи.

Проследите, как описание пейзажа в III главе помогает раскрыть внутреннее состояние Аркадия Кирсанова.

Вторая группа включает в себя упражнения аналитико-речевого характера. Например, при изучении стихотворения В. Маяковского “Товарищу Нетте — пароходу и человеку” перед учащимися можно поставить вопросы и дать задания:

Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения?

Почему поэт обращается к пароходу и человеку одновременно?

Как поэту удаётся слить воедино образ парохода и человека?

Третья группа состоит из упражнений, нацеливающих на переработку готового текста с его исправлением. В результате возникает новый или обновлённый текст. Например, одиннадцатиклассникам можно предложить доказать, что современники Горького были правы, воспринимая пьесу “На дне” как гневное выступление писателя против капиталистического строя.

Чтобы помочь школьникам выполнить это задание, сформулируем для них “подсказывающие” вопросы:

Какую песню поют ночлежники? Как эта песня помогает охарактеризовать их положение?

Кого из обитателей и как утешает Лука? Верит ли он сам в то, что говорит другим?

Как вы думаете, может быть, не капитализм виновен в несчастьях людей, а их собственные недостатки?

Четвёртая группа — это упражнения, требующие создания нового текста на основе данного (составление плана и тезисов статьи из учебника “Нигилизм – “живое слово”, или Споры, споры, споры…”, сжатое изложение эпизодов из романа Л. Н. Толстого “Война и мир” (“Шенграбенское сражение”, “Андрей Болконский под небом Аустерлица”, “Первый бал Наташи”, “Охота в Отрадном” и т. п.).

Движение от первой группы упражнений к последней программирует нарастание трудностей, постепенное усложнение деятельности учащихся. Но успех этой работы возможен лишь тогда, когда она проводится не в виде “привеска” к уроку, а органически включается в изучение текста художественного произведения. Например, для выявления характеров Коробочки и Чичикова выбираем отрывок от слов — “Так что, матушка, по рукам, что ли?” до слов — “Ну, да изволь, я готова отдать за пятнадцать ассигнаций”.

Предложив внимательно прочитать сцену “торга” Чичикова с Коробочкой, формулируем вопросы и задания:

Проследите, как изменилось поведение Чичикова по сравнению с тем, каков он был с Маниловым. Как говорит Чичиков с Коробочкой? Какие слова и выражения он употребляет? Почему среди них в основном просторечные слова и выражения? Как в речи Чичикова проявляется раздражение?

Покажите, как в речи помещицы проявляется её тупость, осторожность и суеверие.

Объясните слова и выражения: крепколобая, дубинноголовая; дело яйца выеденного не стоит; так что же, матушка, по рукам, что ли. Объясните, какой смысл вкладывает Чичиков в глагол хватили (“Мёртвые в хозяйстве! Эк, куда хватили!..”).

При анализе художественного произведения происходит развитие продуктивной речи учащихся — высшего уровня речевой деятельности. Стимулирую мыслительную и речевую активность старшеклассников введением элементов проблемности при раскрытии нравственного облика героя, авторской позиции, оценке событий и поступков действующих лиц. Например, для учащихся 8-9-го классов предлагаются такие вопросы и задания:

Идеализировал ли автор “Слова о полку Игореве” Святослава, назвав его великим ? Почему в “Золотом слове” автор прибегает к такому художественному приёму, когда речь героя переходит в речь самого автора?

Объясните смысл названия комедии “Горе от ума”. Почему Грибоедов отказался от первоначального названия комедии “Горе уму”? Как вы понимаете слово ум, входящее в название комедии?

Почему почти во всех строфах стихотворения А. С. Пушкина “Памятник” использованы глаголы будущего времени?

Учащимся 10 класса предлагаю задуматься над темами, которые приближают проблематику произведения к нашему времени:

Кто из героев Толстого близок нам сегодня?

Почему князь Андрей не простил Наташу Ростову? Согласны ли вы с ним? Существуют ли проступки, которые нельзя простить?

Есть ли в романе “Война и мир” идеальная семья?

Как воспитание может определить человеческие судьбы? (“Обломов”).

Согласны ли вы со словами о том, что “Обломов” - это роман о человеке, который “собирался и всё никак не мог начать жить”?

На уроках литературы есть все условия для создания психологических ситуаций речевого общения и организации речевой практики. Для этого стараюсь ставить перед школьниками такие вопросы, чтобы им было необходимо высказать свои суждения по поводу прочитанного, чтобы у них возникало желание участвовать в беседе. Например:

В пушкинской Татьяне долг побеждает любовь, а в Катерине наоборот. Почему?

“Покрытая большим белым платком” выходит она на свидание с Борисом. Неужели так важно: платок…белый…большой…

Кулигин читает Державина. Почему не Пушкина, Лермонтова или Некрасова?

Катерина “горячая” и Дикой - “горячий”. Объясните разницу.

Если Катерина сильная личность, то почему завидует “птице”? Нет ли противоречия?

В работу по совершенствованию речевых навыков старшеклассников следует обязательно включать обогащение их речи словами, фразеологизмами, синтаксическими конструкциями. Для старшеклассников основными и источниками новых слов должны стать контекст изучаемого литературного произведения и разнообразные лингвистические словари, навыки работы с которыми у школьников формируются на уроках, при подготовке домашних заданий, сообщений на занятиях спецкурса и т. д.

Обогащение словаря учащихся новыми словами-понятиями и фразеологическими оборотами на каждом этапе изучения художественных произведений происходит по-разному. Рассмотрим пример. Уже в процессе предварительного рассказа об исторической обстановке, биографии А. С. Грибоедова и истории создания “Горя от ума” знакомлю девятиклассников со словами, необходимыми для понимания текста комедии. Понимание учащимися таких слов, как вельможа, вакансия, вольтерьянец, карбонарий, либерал, агрессор, камергер, фельдфебель, усвоенных ещё до знакомства с комедией, создаёт условия для правильного восприятия текста и позволяет не перегружать последующее комментированное чтение объяснением непонятных слов.

Для совершенствования речевых навыков школьников необходимо приучить их внимательно слушать ответ товарища, делать по ходу его заметки, чтобы потом характеризовать высказывание отвечающего и по содержанию, и по форме. Учить этому надо, начиная с простых заданий, а затем постепенно их усложнять: проследите за тем, все ли слова употреблены в свойственном им значении; уместно ли использовано слово (с чем сочетается, соответствует ли стилю высказывания и т. п.), не применяет ли ваш товарищ нелитературных слов (просторечных, жаргонных, диалектных и т. п.).

Урок литературы – это общение, а не просто работа, это совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. Изучение материала осуществляется через создание проблемных ситуаций (“деталь”- “вопрос”- “проблема”-), ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии.

Поэтому я считаю, что главным принципом современного урока должно стать сотрудничество — сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество учащихся друг с другом. И коллективная работа на уроке как нельзя лучше способствует этому.

Предлагаю фрагмент урока по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети” “Можно ли дожить до любви?” (Тема любви в романе).

1. Предварительная подготовка к уроку. Учащиеся до начала урока делятся на группы по 4-5 человек в каждой. Одна группа - группа “теоретиков” - это учащиеся, которые в ходе урока работают с литературой по психологии. Учащиеся не знают, какие именно задания будет выполнять группа. На предыдущем уроке им было предложено перечитать любовные страницы романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”. Каждой группе в течение урока дается одно задание. После ответа группы участники других групп задают вопросы.

2. Создание проблемной ситуации. Слово учителя: “Сегодня мы с вами будем говорить о любви - чувстве вечном, о котором мечтает каждый, о котором спорят, ради которого живут. В романе И.С.Тургенева “Отцы и дети” есть фраза: “Они (Анна Сергеевна Одинцова и её муж) живут в большом ладу друг с другом и доживут, пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви”. А можно ли дожить до любви? Что думаете об этом вы, люди другого времени? Какие вопросы возникают у вас при этой фразе? Озвучьте их, запишем самые удачные. (Учащиеся озвучивают вопросы. Затем вопросы записываются и вывешиваются на доску). В конце урока мы попытаемся найти на них ответы, опираясь на текст тургеневского романа, знания по психологии и ваш, может быть, уже имеющийся опыт”.

Самыми распространенными вопросами являются вопросы: “Любовь это чувство, которое испытывают один раз в жизни или возможно испытать его несколько раз?”; “Как не ошибиться в выборе “адресата” любви?”; “Нужно ли добиваться взаимности в любви или стоит смириться с безответным чувством?”; “Ограничивается ли чувство любви какими-то временными рамками, любовь - это чувство юных или его испытывают люди разного возраста?”; “Пропадает ли чувство любви в браке или есть способ сохранить его?”; “Можно ли любить двоих?”.

Задания группам. 1 -я группа: “Кто из героев романа связан любовными узами? Почему?”; 2-я группа: “История отношений Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой”; 3-я группа: “Объяснение Базарова в любви. Как проявляются в этой сцене характеры героев?”; 4-я группа: “Почему не сложилась любовная история Базарова и Одинцовой?”; 5-я группа: “Теоретики” объясняют историю отношений Базарова и Одинцовой, опираясь на знания психологии.

На выполнение задания учащимся дается 15 минут. В процессе подготовки выступления ученики пользуются текстом произведения, составляют опорные конспекты, план или тезисы выступления с использованием цитат, выводов по теме. Данная работа позволяет обобщить полученные в ходе изучения произведения знания и подготовиться к итоговому сочинению по роману. Работа выполняется на альбомном листе. Выступает от группы один человек или несколько. Право выбора выступающего - за членами групп.

Домашнее задание: написать эссе “Можно ли дожить до любви?” (на материале романа И.С.Тургенева и опираясь на жизненный опыт).

Общение в группах содействует обмену опытом и знаниями; устанавливает коммутативные связи с участниками образовательного процесса. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять мнение своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаясь разрешить разногласия с помощью логических аргументов. Несомненно, такой способ обучения способствует демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса, созданию в школе личностно-развивающей образовательной среды.

Как показывает мой педагогический опыт, уровень коммуникативной культуры школьников повышает использование таких методов организации урока, как:

1) решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения, позволяют соблюдать нормы русского литературного языка, этические нормы и правила речевого поведения;

2) участие в диалоге, дискуссиях, диспутах, выступлениях в роли докладчика, оппонента, выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или отвечающего на него;

3) выполнение творческих работ на основе личных, читательских, жизненных, фантазийных и музыкальных впечатлений;

4) использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов (составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов по опорным словам);

5) создание лингвистических газет, проектов и мультимедийных презентаций.

Формирование компетенций невозможно измерить привычными КИМами, да и не нужно. На сегодняшний день главным “измерителем” становится успешность личности в социуме. Лицеисты поступают в престижные вузы, адаптируются в жизни, не только приспосабливаются к ней, но и становятся активными ее преобразователями. Развивая компетентность, мы развиваем личностные качества учащегося и качества, связывающие его с социумом, с жизнью. Именно это и позволяет нашему лицеисту быть в ней успешным.

Литература

1. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. – М., 1999.

2. Ильин Е.Н. Рождение урока. – М.,1986.

3. Кульгавчук М.В. Ещё раз об обучении созданию письменного текста на уроках русского языка и литературы в целях подготовки к ЕГЭ. // Русский язык в школе. – 2010. - №6.

4. Львова С.И. Развитие речевой деятельности на уроках русского языка. // Русская словесность. – 2002. - №7.

5. Ревякин А.И. “Гроза” А.Н.Островского. – М.- 1989

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М., 2006.

7. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М., 2008.