Литература
-
Лекция на тему "Русская драматургия второй половины XX века" с презентацией 2012
В 1950-е в СССР были изданы постановления по драматургии. Была осуждена так называемая «теория бесконфликтности», провозглашавшая единственно возможным драматургический конфликт «хорошего с лучшим». Пристальный интерес правящих кругов к современной драматургии обусловливался не только общими идеологическими соображениями, но и еще одной причиной.
-
Урок-путешествие по литературе "Многоплановость романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Фантастика и реальность". 11-й класс 2012
Урок-путешествие по литературе в 11-м классе. Учащиеся разбиваются на 3 группы и готовят исследовательские работы согласно трем мирам романа (московский, евангельский, фантастический). В каждой группе есть историки, искусствоведы, мемуаристы, архивариусы и лингвисты. Собранный материал оформляется в виде презентаций и творческих отчетов, которые и представлены на уроке.
-
Урок литературы по рассказу О.Павлова "Конец века" "Проблемы гуманизма в современной литературе". 11-й класс 2012
Урок анализирует проблему гуманизма в современной литературе, социальные проблемы в современном обществе на примере отношения к бомжам. Развивает умение видеть глубинный смысл произведения, основываясь на символах и ассоциациях, в частности библейских. Воспитывает милосердие. Формирует гражданскую позицию.
-
Дуэль как явление русской жизни XIX веке 2012
Интегрированный урок истории и литературы формирует представление о дуэли как явлении русской жизни, истории возникновения, правилах проведения.
-
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2012
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме. Апробация новых форм обучения литературе. Формирует навыки анализа текста, коммуникативную компетентность. В ходе урока ребята размышляют над вечными темами «Отцы и дети», нравственность и любовь и т. д.
-
Урок-концерт по литературе "Воспрянем, дух Руси храня". 11-й класс 2012
Стихи русских поэтов подобраны в соответствии с темой. В композицию урока включены анализы стихотворений из программы по литературе. Урок сопровождается песнями, посвященными родине, России, а также тематически подобранными слайдами.
-
Урок литературы, посвященный 150-летию со дня рождения А.П. Чехова "История одной постановки. "Вишневый сад"". 10-й класс 2012
Открытый урок-экскурсия, посвященный 150-летию со дня рождения А.П. Чехова пробуждает у учащихся интерес к творчеству русского драматурга. Изучается роль писателя в создании «нового» театра; рассматривается история создания пьесы «Вишневый сад».
-
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова: "Опять я в деревне" 2012
Цель занятия: обобщить знания учащихся о творчестве Н.А. Некрасова, приобщить к народной культуре, воспитывать чуткость к родному языку. Предлагается игра по произведениям Н.А. Некрасова с целью проверки знаний учащихся.
-
Урок-игра. Эрудицион "По страницам изученных произведений" 10-й класс 2012
Урок-обобщение знаний учащихся проходит в форме игры. Эрудицион включает в себя вопросы, которые касаются творчества Островского А.Н., Гончарова И.А., Тургенева И.С., Достоевского Ф.М., Лескова Н.С., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Чехова А.П., Толстого Л.Н., а также по теории литературы. Урок может быть проведен во время декады русского языка и литературы или в качестве заключительного урока.
-
Оранжевый город у Финского моря 2012
Презентация приглашает на экскурсию в удивительное место, которое неслучайно называют жемчужиной в короне Санкт-Петербурга. Это его пригород Ораниенбаум, которому в этом году исполнилось 300 лет. Выстроенная в форме виртуальной экскурсии, как азбука для начинающих путешественников, от буквы к букве, от слайда к слайду, презентация раскроет вам мир удивительного уголка Санкт-Петербурга.
-
Урок-презентация по теме "Сказы П.П. Бажова". 5-й класс 2012
Обобщающий урок, которому предшествует большая работа, предполагающая в первую очередь прочтение сказов. Урок имеет большой воспитательный потенциал, развивает творческие способности учащихся и прививает интерес к творчеству уральского сказителя.
-
Урок-гостиная "Осеню себя осенью" 2012
Цель урока: познакомить учащихся с малоизвестными произведениями поэтов Серебряного века, советского периода и современности в русской и алтайской литературе, сформировать понимание традиций в многонациональном литературном процессе на примерах лирических стихотворений по теме "Осень".
-
Работа в группах при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ "Три в одном" 2012
На уроке использована групповая форма работы. Повышается эффективность подготовки учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс 2012
Цель интеграции: объединение упражнений, формирующих навыки выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку и литературе. На уроке отрабатываются навыки по выполнению задания В 8, а также создания комментария части С, развивается связная речь учащихся. Материалы урока информируют о биографических страницах жизни Б.Пастернака, об основных направлениях его творчества, знакомят с его стихотворениями и песнями известных исполнителей на тексты поэта.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Город Лицей на 59-м градусе северной широты" 2012
Внеклассное мероприятие представляет собой костюмированное выступление и сопровождается презентацией. Зрители окунаются во времена Пушкина-лицеиста, знакомятся с некоторыми правилами обучения в Лицее, узнают об отношениях между воспитанниками, а также получают определенные исторические сведения о России того времени. Мероприятие сопровождается чтением стихов молодого Пушкина. Презентация используется небольшими группами слайдов по ходу движения выступления.
-
Повесть "Иуда Искариот". Проблематика, система образов, художественное своеобразие 2012
Цель урока: проанализировать повесть Андреева, выявить особенности творческой манеры писателя и обозначить своеобразие авторской трактовки библейского сюжета.
-
Отчет о работе литературно-краеведического кружка "Лира" за 2010–2011 год 2012
В статье приводится отчет руководителя школьного литературно-краеведческого кружка «Лира» о работе за 2010‒2011 год, который был представлен на ежегодной отчетной конференции в конце учебного года для привлечения учащихся к внеклассной деятельности. Презентация призвана наглядно представить яркие моменты работы «Лиры». В приложениях дан план работы и «Пояснительная записка» к программе кружка.
-
Урок литературы "Поэтический мир Иннокентия Анненского". 11-й класс 2012
Урок, посвященный поэзии И.Анненского, исследует своеобразие лирики поэта, основанное на мастерстве совершенства ассоциаций. Неслучайно сходство поэзии Анненского с живописью импрессионистов. Именно Анненский сыграл роль посредника между поколениями символистов и акмеистов.
-
Рождественские рассказы Бориса Ганаго. 6-й класс 2012
Урок внеклассного чтения проводится на Святочной неделе после праздника Рождества Христова. Цель: развить в учениках добро, милосердие, заботу о ближних.
-
Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Ершалаимские главы в контексте романа 2012
Цель урока: помочь учащимся понять позицию автора в вопросах о смысле жизни человека на земле, о противостоянии свободы личности и несвободы, его взгляд на то, кого можно назвать духовной личностью; развивать умения анализа художественного произведения.
-
Основные темы, проблемы, герои поэзии 60–80-х годов 2012
Материал представляет обзорную лекцию по литературе в 11-м классе. Лекция посвящена основным проблемам, мотивам и героям советской поэзии 60‒80 годов ХХ века.
-
Урок литературы "Лирика военных лет" 2012
Урок проводится на 2-м курсе обучения в разделе «Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет». В ходе урока рассматривается поэзия, соединяющая высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Война изображается не как геройство и подвиг, а как проверка на человечность. Цель урока: пробудить чувство сопереживания приобщением к исповедальной и искренней лирике, доходящей до сердца каждого человека.
-
Формирование смыслового чтения на уроке литературы. Тема: "Тим Собакин "Игра в птиц"" 2012
Цель урока: системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа; подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
-
Урок литературы. Тема: "Смысл названия романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"". 10-й класс 2012
Урок продолжает изучение романов русских писателей 2-й половины XIX века и открывает изучение романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Цель: выявить нравственную и философскую идею романа. Раскрыть смысл названия романа и выяснить его идейно-художественного своеобразие.
-
Урок литературы. Тема: "Что за прелесть эти сказки!" 2-й класс 2012
Представлен урок внеклассного чтения с ИКТ. В занимательной форме проводится опрос по прочитанным произведениям.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие "Отечественная война 1812 года и отмена крепостного права в исторических документах и в русской литературе". 8–11-е классы 2012
Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, характерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек.
-
Русская народная сказка "Иван – крестьянский сын и чудо-юдо". 5-й класс 2012
Урок формирует у учащихся навыки комплексного анализа художественного произведения. Составляются логические схемы анализа содержания, строения произведения и образов. Вычерчивая логическую схему сюжета, учащиеся осознают и систему образов, и развитие сюжета, и построение произведения, делают выводы.
-
Тема революции и гражданской войны в литературе 20-х годов XX века 2012
Презентация подготовлена для обзорного изучения темы на уроке литературы в 11-м классе. В ней предлагается разнообразный фактический материал: фотографии периода гражданской войны, отрывки из газетных статей, фрагменты дневниковых записей И.А. Бунина "Дни окаянные" и воспоминания Ф.И. Шаляпина "Маска и душа". Исторические документы дают возможность учащимся представить трагический период русской истории, в котором не было ни правых, ни виноватых.
-
Особенности поэтического мира А.А. Фета 2012
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями поэтического мира А.А.Фета. Расширяют знания о средствах художественной выразительности; лицеисты готовятся к ЕГЭ по литературе (анализ поэтического текста) и русскому языку (задание В8 ‒ анализ средств художественной выразительности).
-
Обобщающий урок по литературе на тему "Путешествие по страницам школьного учебника". 6-й класс 2012
Игра-путешествие проводится как обобщающий урок по курсу литературы. Класс делится на 2–3 команды. Задания предусматривают хорошее знание программного материала, что побуждает учащихся к внимательному, вдумчивому чтению художественных произведений. Такая форма с соответствующим содержанием может использоваться для проведения обобщающих уроков по литературе и в других классах, а также для внеклассной работы.