Цели: знакомство с жизнью и творчеством великого народного татарского поэта Габдуллы Тукая.
Задачи урока, с учётом формирования универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД
- Способствовать установлению связи между целью учебной деятельности и её мотивом посредством данного предмета.
- Формировать ценностное отношение к книге как к явлению культуры, ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к духовным ценностям.
- Осознание своей этнической и национальной принадлежности.
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российскую культурУ.:
Регулятивные УУД
- Постановка и сохранение учебной задачи.
- Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
Познавательные УУД
- Анализировать текст и находить ответы на вопросы, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить картинки с содержанием прочитанного. Анализ художественного образа с помощью поясняющих вопросов: «Что хотел сказать автор, и как он сумел это сделать?»
- Библиографические умения, расширение читательского кругозора, анализ текста с целью увидеть, а как автор добился такого впечатления от его произведения – преувеличение, повторы.
- Выражение отношения к прочитанному через выразительное чтение (осознанный выбор темпа, громкости, тембра голоса, обоснование выбора).
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД
- Готовность слушать собеседника и вести диалог. Формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: портрет Г. Тукая. Выставки книг Г. Тукая, рисунков «Тукай, в сердце моём!». Проектор, ноутбук. Презентации.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
1. У.: Добрый день дорогие, ребята, уважаемые гости! 26 апреля – день рождения великого поэта татарского народа Габдуллы Тукая. (Дата жизни: 26 апреля 1886год – 15 апреля 1913 год).
– Что вы знаете о Г.Тукае? Ответы детей. Знания получены в детском саде, на уроках татарского языка.
У.:Сегодня мы с вами узнаем о жизни Габдуллы Тукая, познакомимся с бессмертными творениями народного поэта. Про Габдуллу Тукая говорят, что он «взошел крупной и яркой звездой на небосклоне мировой поэзии. Тукай – душа татарского народа, его истинный, глубинный дух».
2. У.: Темой урока послужили первые строчки одного из стихотворений поэта:
Не жалей, малыш, стараний! Чтение стихотворения, подготовленным учеником.
Не жалей, малыш, стараний! Для работы создан день.
А устанешь – сон спокойный принесёт ночная тень.
Подымайся утром рано и берись за свой урок,
Срок бывает для работы, для игры бывает срок.
Видишь солнца труд упорный: поднимается с зарёй,
Целый день плывёт по небу, ярко светит день-деньской.
Лишь потом, устав как будто, покидает небосклон,
Отдыхает за горою и земле дарует сон.
Коль в труде примером станет солнце яркое тебе –
Сам, как солнце, засияешь на земле среди людей.
3. У.: Что можете сказать по содержанию стих.? К чему призывает нас поэт? Какой приём использует?
Д.: Сравнение. Олицетворение.
У.: Какие пословицы подходят к данной ситуации?
Д.: Делу время, а потехе час. Сделал дело – гуляй смело.
У.: Как объясните последнюю строчку стихотворения?
III. Презентация.
1. Чтобы лучше понять творчество поэта, нужно познакомиться с его жизнью – биографией.
Презентация, посвящённая жизни и творчеству Г. Тукая
2. В ходе презентации дети выступают с инсценированными стихотворениями
Забавный ученик
– Ну, давай, Акбай, учиться!
Сядь, дружок, на хвостик свой!
Смело стой на задних лапках!
Чур, не падать, прямо стой!
– Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем ещё щенок,
Мне всего недель двенадцать…
Не хочу учить урок!
Отпусти меня, не надо! Прогуляться я хочу.
На лугах, на мягкой травке поваляться я хочу.
– Глупый пёсик!
Нужно к делу приучаться с малых лет,
Ремеслом не овладеешь, если будешь, стар и сед!
У.: Чему нас учит стихотворение.
Кончил работу – играй!
В один прекрасный летний день, забившись в уголок,
Готовил мальчик по утру учителю урок.
Он книгу толстую читал, не отрывая глаз,
И слово каждое твердил помногу раз.
Скользнуло солнышко лучом в закрытое окно:
«Дитя на улицу иди, я жду тебя давно!
Ты был прилежным, но закрой учебник и тетрадь,
На воле чудно и светло, тебе пора играть!»
И мальчик солнышку в ответ: «Ты погоди, дружок!
Ведь если я пойду гулять, кто выучит урок?
И для игры мне хватит дня, оставим разговор,
Пока не кончу, ни за что не выбегу на двор!»
И, так ответив, замолчал, за книгу взялся он
И снова трудится над ней, ученьем увлечён.
Но в это время под окном защёлкал соловей
И слово в слово повторил: «Я жду тебя, скорей!
Ты был прилежным, но закрой учебник и тетрадь,
На воле чудно и светло, тебе пора играть!»
Но мальчик молвил: «Погоди, соловушка, дружок!
Ведь если выйду я на двор, кто выучит урок?
Когда закончу, не зови, – сам выбегу туда.
Я песню милую твою послушаю тогда».
И, так ответив, замолчал, за книгу взялся он
И снова трудится над ней, ученьем увлечён.
Тут веткой яблоня стучит в закрытое окно:
«Дитя, на волю выходи, я жду тебя давно!
Должно быть, скучно всё сидеть за книгами с утра,
В саду под деревом густым тебе играть пора!»
Но мальчик ей сказал в ответ: «Ах, яблонька, дружок,
Ведь если я пойду гулять, кто выучит урок?
Ещё немножко потерпи. Хоть славно во дворе,
Когда уроки за тобой, веселья нет в игре!»
Пришлось недолго ожидать – окончены дела!
Тетради, книжки и пенал исчезли со стола!
И мальчик быстро в сад бежит: «А ну, кто звал меня?
Давайте весело играть!» – И началась возня.
Тут солнце красное ему с небес улыбку шлёт,
Тут ветка яблони ему дарит румяный плод,
Там соловей запел ему о том, как счастлив он,
А все деревья, все цветы отвесили поклон!
У.: Какие жанры устного народного творчества напоминает стихотворение?
Д.: Сказку – повторами, олицетворёнными персонажами, песню – напевностью.
IV. «Шурале»
1. У.: Сегодня мы будем читать одну из самых известных сказок Г. Тукая «Шурале».
– Кто знает сказку? О чём она? О ком?
Чтение сказки учителем и подготовленными учениками.
2. Беседа по прочитанному.
У.: Как мы определяем, что это сказка? Вспомните композиционную особенность народных сказок.
Д.: Зачин, основная часть, концовка.
Кульминация.
Сказочные герои.
У.: Что можно сказать о главных героях сказки? Какими качествами характера они обладали?
– Какие художественные приёмы использует Тукай?
– Про поэта говорят, что он «народный поэт». Как мы узнаём, что он любит народ, свою Родину?
У.: В поэме-сказке «Три истины» поэт говорит:
«Не горюй о том, что было и прошло,
Не вернёшь, как не вздыхай ты тяжело.
Ты за то, что не под силу не берись,
Ты посильною задачею займись.
Слову всякому не очень доверяй,
Самого себя опорой избирай».
У.: Назовите истины, о которых говорит поэт.
– Какими же правилами руководствуется наш джигит?
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что вы узнали нового на уроке?
– Почему хочется снова и снова знакомиться с творчеством Тукая?
– В чём мудрость слов «Не жалей, малыш, стараний!»?
– Какой пословице соответствуют эти слова?
Д.: Знания – сила.
VI. Домашнее задание.
Выразительно читать стихи Г. Тукая «Сабит учится читать», «Дитя, работай!»
Использованная литература
- Багаутдинова Д. Музей Г. Тукая в Казани. Путеводитель. – Казань, Татарское кн. изд-во, 1989.
- Музей Г. Тукая в Кырлае. – Казань, Татарское книжное издательство, 1984.
- Нуруллин И. «Напевы мятежного саза». – М., Детская литература, 1986.
- Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки/ Перевод с татарского. – Казань: Татарское кн. Изд-во, 1986.
- Тукай Г. Избранная проза. (Пер. с татарского М. Рафикова). – Казань: Татарское книжное издательство, 1992.
- Тукай Г. Стихотворения и поэмы. Автобиографическая проза. – М., ИНСАН, 2003.
- Интернет.