Цель: воспитание у обучающихся чувства национальной гордости и патриотизма.
Задачи:
- повышать учебную мотивацию и познавательный интерес учащихся через нестандартный подход к обучению;
- показать вклад математиков и поэтов-кузбассовцев в победу в Великой Отечественной войне;
- совершенствовать навыки выразительного чтения, продолжить формирование навыков анализа поэтического текста и построения речевого высказывания, обогащать словарный запас;
- отрабатывать навыки действия с натуральными числами и десятичными дробями при решении задач;
- развивать творческие способности, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков, коммуникативной культуры учащихся;
- воспитывать в детях чувство любви к Родине; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, нравственную и личностную значимость нового материала.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.
Подготовительный этап:
Класс делится на 2 группы (математики и литературоведы).
- Задание 1 группе: подготовить сообщения о математиках в годы Великой Отечественной войны.
- Задание 2 группе: подготовить сообщения о кузбасских поэтах-участниках войны, выразительно прочитать или выучить наизусть стихотворения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Тема и задачи урока.
Учитель литературы. Готовясь отметить день Победы, мы снова и снова вспоминаем, какие суровые испытания выпали на долю нашей страны.
Всё дальше и дальше уходят от нас военные годы, всё меньше остаётся среди нас тех, кто видел войну, испытал все тяготы военного времени, но никогда не будет забыт подвиг русского народа, отстоявшего независимость своей Родины.
Среди защитников Отечества были учёные, поэты, писатели. Сегодня на уроке мы узнаем, какой вклад внесли эти люди в победу над фашизмом. Тема нашего урока: “Математики и кузбасские поэты в годы Великой Отечественной войны”. (Слайд 1)
III. Подготовка к восприятию новой темы. (Слайд 2)
Апрель сорок первого года.
Тепло проводила родня.
Иная земля и погода,
Иные друзья у меня.
Сияло апрельское солнце.
И думать не думалось мне,
Что мирный наш поезд несётся
Навстречу Великой войне...
Для советских людей 22 июня 1941 года стало черным днем календаря. Тысячи немецких орудий открыли огонь по заранее разведанным целям на нашей земле. Авиация обрушила бомбовые удары по нашим аэродромам, железнодорожным узлам, городам.
Звучит песня “Священная война”. (Слайд 3)
IV. Актуализация имеющихся знаний.
Учитель математики.
Решение задач.
Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
№1. (Слайд 4)
№2.(Слайды 5 – 6). Результаты вычислений запишите в таблицу.
Упражнение на развитие голоса и интонации.
Коллективная работа.
1. Произнесите пословицу “Кто за Родину горой, тот истинный герой” сначала шепотом, потом тихо, громко.
Индивидуальная работа.
2. Произнесите пословицу “Мужество покоряет мир” с утвердительной, а потом с вопросительной интонацией.
Ни слова не меняя в этой фразе, меняем ли мы смысл сказанного? При помощи чего мы этого добиваемся?
V. Выступления литературоведов.
Учитель литературы. В первые дни войны многие советские писатели отправились на фронт, чтобы отдать свой талант и жизнь за любимую Родину. Из ушедших двух тысяч писателей не вернулись около четырёхсот. Среди тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной, были наши земляки. Сообщения о кузбасских поэтах - участниках войны подготовила группа литературоведов.
Ученик 1.
Сообщение.
Георгий Доронин. (Слайд 7)
Родился Георгий Антонович Доронин в 1904 году в крестьянской семье. Большая часть его жизни оказалась связана с журналистикой и поэзией. Он издал несколько сборников стихов, был ответственным редактором газеты "Большевистская сталь".
В 1942 году Георгий Антонович Доронин получил звание капитана и был назначен на должность заместителя редактора фронтовой газеты “Боевая красноармейская”. Стихи капитана Доронина печатались как листовки и передавались по цепи из рук в руки. Героем его стихов стал Саша Сибиряков. Погиб Доронин 10 августа 1943 года под городом Ельней.
Чтение наизусть.
“Саша Сибиряков”. (Приложение 1)
Работа над текстом стихотворения.
- Какие чувства вызывает у вас стихотворение?
- Как характеризует поэт врагов?
- Найдите примеры инверсии в тексте. С какой целью использует автор данный приём?
Ученик 2.
Сообщение.
Владимир Чугунов. (Слайд 8)
Владимир Михайлович Чугунов родился в 1911 году. Окончил горнопромышленное училище и работал на шахте. Писал стихи. В 1939 году вышел сборник его стихов “Горючий камень”.
Во время Великой Отечественной войны лейтенант Чугунов командовал стрелковым взводом, потом взводом автоматчиков. В редкие минуты затишья писал стихи о фронтовой дружбе, о подвигах товарищей.
9 мая 1943 года Владимир Михайлович писал жене: “Живем мы боевой жизнью, колотим фрицев, часто вспоминаем о доме. Хотел бы я сейчас посмотреть на дочь Светлану. Если есть карточка – пошли, а то, чего доброго, и не увижу больше”. Владимир Михайлович Чугунов погиб в 1943 году во время битвы на Курской дуге.
Выразительное чтение.
“Светлана”. (Приложение 1)
Работа над текстом стихотворения.
- Докажите, что стихотворение проникнуто патриотическими чувствами. Чем, по мнению автора, будут гордиться дети фронтовиков?
- Найдите приём контраста, который помогает читателю почувствовать настроение автора.
Ученик 3.
Сообщение.
Михаил Небогатов. (Слайд 9)
Михаил Александрович Небогатов родился в городе Гурьевске. После окончания школы Михаил работал техником. С 1941 по 1943 год воевал на фронтах Великой Отечественной войны. В 1943 году после тяжелого ранения демобилизовался и вернулся в Кемерово. Награжден орденом Красной Звезды и медалями. В последующие годы Михаил Небогатов работал в газете “Кузбасс”, на областном радио, был редактором Кемеровского книжного издательства. И всегда писал стихи. Михаил Александрович Небогатов – член Союза писателей СССР. Война навсегда осталась в сердце поэта.
Чтение наизусть.
“Тому, кто не был с нами дружен…” (Приложение 1)
Работа над текстом стихотворения.
- В каких строках заключается главная мысль стихотворения?
- Какие художественные приёмы помогают представить картину боя?
Работа по развитию речи.
Продолжите предложения, используя слова: мужество, патриотизм, Родина. Запишите их в тетрадь.
Стихи поэтов-кузбассовцев проникнуты чувством… Они учат нас …
Динамическая пауза.
“Ракета”
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
На носки поднимись, а потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь.
“Самолёт”
Руки в стороны — в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре — полетел наш самолёт.
“Парад”
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, правой — раз. Посмотрите все на нас.
VI. Выступления математиков.
Учитель математики.
Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков. 23 июня 1941 года состоялось расширенное заседание Президиума Академии наук СССР. Советские учёные заявили, что отдадут “все свои знания, все свои силы, энергию и свою жизнь за дело нашего великого народа, за победу над врагом и полный разгром фашистских бандитов, осмелившихся нарушить священную границу нашей Родины”.
Ученик 1. Одна из проблем, занимавшая многих математиков в то время, была проблема исключительной важности: проверка качества больших количеств однородных изделий. Выход был предложен математиками. Он состоял в использовании статистических методов контроля, что позволяло при проверке ничтожной доли изделий давать достаточно точные заключения о качестве всей партии. Во время войны ими занимались многие математики, в том числе А.Н.Колмогоров и его ученик Б.Н.Гнеденко.
Андрей Николаевич Колмогоров. (Слайд 10)
Академик Колмогоров, используя свои работы в области теории вероятностей, дал определение наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Теория вероятностей использовалась и для определения местонахождения самолётов и подводных лодок противника; для указания путей, позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага.
Ученик 2. Во время Великой Отечественной войны появилась и такая проблема, как обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полёте. Эту сложную математическую задачу решил член – корреспондент АН СССР Н.Г.Четаев.
Николай Гурьевич Четаев. (Слайд 11)
Он рассчитал наивыгоднейшую крутизну нагрузки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность стрельбы и устойчивость снарядов при полёте. (Слайды 12 - 13)
Ученик 3. Война потребовала от авиации больших скоростей самолётов. Но при освоении больших скоростей возникла новая проблема: разрушение самолётов из-за вибрации особого рода флаттера. Эту задачу решила группа учёных-математиков во главе с М.В.Келдышем. Она разработала сложную математическую теорию флаттера. Самолёты были обеспечены надёжной защитой от появления вибрации.
Мстислав Всеволодович Келдыш. (Слайд 14)
Во время войны ни один самолёт не погиб из – за эффекта флаттера.
Решение задачи. (Слайды 15 – 19)
Упражнения для профилактики зрительного утомления и близорукости.
Сидя, откидываемся на спинку стула:
- глубокий вдох, наклонившись вперёд, к крышке парты, выдох (5-6 раз);
- крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть глаза на 3-5 сек. (6 -8 раз);
- быстрое моргание в течение 1-2 секунд;
- вытянуть руки вперёд , посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох) (4-5 раз).
Ученик 4. Видная роль в обороне нашей Родины принадлежит выдающемуся академику математику А.Н.Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими славными Военно-Морскими Силами.
Алексей Николаевич Крылов. (Слайд 20)
Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.
Ученик 5. Известно, что ещё К.Э.Циолковский много лет занимался ракетной техникой. Им были предложены методы расчёта движения ракет. Эти результаты и результаты других исследователей были использованы при создании знаменитых советских “Катюш”. (Слайд 21). Непосредственно над ракетами работал Юрий Победоносцев, которому ныне и принадлежит честь называться их автором. Реактивная установка монтировалась на грузовике “ЗИС-5”. Расчеты по ее монтажу выполнил научный коллектив под руководством Ивана Гвая.
Учитель математики.
Познакомимся с тактико-техническими данными советской реактивной артиллерии. (Слайд 22)
Марка установки | Калибр снаряда, мм. | Наибольшая дальность стрельбы, м. | Вес снаряда, кг. |
БМ-13 | 132 | 7900 | 42,5 |
БМ-8-48 | 82 | 5500 | 8 |
БМ-31-12 | 300 | 4325 | 91,5 |
Упражнение на развитие внимания и логического мышления.
Используя данные таблицы, ответить на вопросы:
- Какой калибр снаряда установки БМ-13?
- Какой вес снаряда установки БМ-31-12?
- Сравнить наибольшую дальность стрельбы
установок и расположить данные в порядке
возрастания.
VII. Музыкальный марафон. (Слайды 23-24)
Учитель литературы. Реактивная установка стала официально именоваться “БМ-13”, а в народе ее нежно называли “Катюшей”. Песня с одноименным названием появилась в 1939 году, сразу стала знаменитой, родной и по-настоящему народной.
По-новому зазвучала “Катюша” в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой.
Я предлагаю вам вспомнить эти песни.
Литературоведы и математики по очереди исполняют песни. (Приложение 2)
VIII. Итоги урока (Слайд 25).
Вот и подошел к концу наш урок на тему “Математики и кузбасские поэты в годы Великой Отечественной войны”.
- Назовите имена ученых, которые внесли свой вклад в победу над врагом.
- Стихи каких кузбасских поэтов прозвучали сегодня на уроке?
- Что, по-вашему, объединило ученых и поэтов в годы Великой Отечественной войны?
Домашнее задание (на выбор):
- написать отзыв об уроке;
- составить задачу, используя сведения, полученные на уроке.