Урок-презентация по литературе "Я без Урала не могу – Урал всегда со мною" (по стихам Л.К. Татьяничевой)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Цель: определить особенности творчества Л.К. Татьяничевой

Задачи:

  • Показать, каким видится Урал в творчестве поэтессы.
  • Определить, как, с помощью чего поэтессе удаётся передать красоту родного края.
  • Способствовать поддержанию интереса и желания учащихся заниматься изучением личности Л.К.Татьяничевой и её творчества.
  • Воспитывать чувство гордости, любви к родному уральскому краю через стихи Л.Татьяничевой об Урале, умение восторгаться тем, о чём читаешь, желание самим что-либо творить.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Занятия курса "Литература Урала" призваны познакомить нас с поэтами, писателями, сказителями Уральской земли, которые помогают приоткрыть тайны нашего края, взглянуть на окружающее другими глазами, приобщиться к культуре нашего края, почувствовать его величие.

Родной Урал славен не только своей удивительной природой, богатыми кладовыми, редчайшими рудами и самоцветными камнями, но главное богатство уральской земли - это люди, прославившие родной край своим трудом, высокими результатами своей деятельности. Таким человеком, гордостью Уральской земли, является поэтесса Людмила Константиновна Татьяничева (портрет поэтессы висит на доске).

Тема урока: "Я без Урала не могу - Урал всегда со мною" (по стихам Л.К.Татьяничевой)

А эпиграфом к уроку взяты слова поэтессы: "Тему родины, моего уральского Синегорья всегда считала для себя главной, не отрывной от жизни своей души".

Целеполагание. (вопросы-задачи фиксируются на доске)

Как вы думаете, какие задачи будут стоять перед нами, исходя из темы урока?

Познакомиться с творчеством Татьяничевой Л.К.

Ответить на вопросы:

  • О чём пишет Л.К.Татьяничева?
  • С помощью чего удаётся передать красоту родного края?
  • Чему учат нас стихи Л.К.Татьяничевой?

Хочется отметить, что урок у нас сегодня немного необычный, так как урок-презентация. А что означает это слово?

Слово презентация часто употреблялось в нашей речи. В словаре иностранных слов оно объясняется как представление, предъявление.

Сегодня у нас на уроке будут работать чтецы, гости, библиотекари, эксперты.

Эксперты в течение урока будут оценивать:

  • значимость предъявляемой информации,
  • грамотность и выразительность чтения,
  • активность группы в обсуждении.

Система оценивания находится у экспертов в группах на столах и у независимых общественных экспертов (родители, гости). В конце урока будет подведён суммарный итог в баллах и сделан вывод по нашей совместной работе (Приложение 4).

Вам предлагается биографическая презентация юных библиотекарей.

Библиотекарь 1:

Нам бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, в ходе нашего выступления отметили то, что для вас стало особенно интересным.

Людмила Константиновна родилась 19 декабря 1915 года в маленьком русском городе Ардатове, далеко от Урала. Ей было всего три года, когда умер ее отец. Мама Агриппина Степановна - учительница забрала дочку и уехала в глухую деревню учить детей. Там начала учиться и девочка. Позднее Людмила вспоминала: "В те годы вся Россия садилась за ученические парты. По вечерам мама уходила в Народный дом - учить грамоте взрослых. Одной мне оставаться было страшно, и мама брала меня с собой. Эти вечера в полутёмном холодном клубе запомнились на всю жизнь. Взрослые, а нередко и совсем пожилые люди, в лаптях и латаной-перелатаной домотканой одежде, подобно детворе, хором повторяли: "Мы-не-ра-бы". И вдруг, опять большое горе: заболела и умерла мама. Так, в 10 лет, Людмила Татьяничева осталась круглой сиротой. Потом, через много лет она напишет об этих горьких днях, о смерти матери: ":Мне очень хотелось запомнить ее могилку, тот бедный холмик, в изголовье которого не было ни креста, ни памятника, ни красной звезды. Я сняла со своей шеи шерстяной шарфик и обвязала им теплый ствол березки, росшей поблизости, искренне веря, что по этой примете смогу безошибочно отыскать дорогую для меня могилу. Так оборвалось мое детство:".

С маленьким фанерным чемоданчиком приехала она в Свердловск (теперь Екатеринбург) к дальним своим родственникам, которые приняли ее, как родную дочку.

Ее отчим - учитель - был заядлым охотником и путешественником, брал Людмилу в плаванье по реке Чусовой и учил стрелять, ловить рыбу, понимать язык деревьев, птиц, звезд.

В детстве Людмила много читала, пыталась писать стихи. В пятом классе она училась вместе с Алешей Бажовым и бывала у них в доме. Павел Петрович тогда еще не написал знаменитых уральских сказов, но все знали его как хорошего журналиста и писателя.

Однажды Люда Татьяничева решилась прочитать Павлу Петровичу свои стихи. Он улыбнулся и сказал: "Есть в тебе, Людочка, живой огонек, а стишки твои похвалить не могу: Только ты не горюй и не гаси в себе первые искорки:". И дал Людмиле советы, которые запомнились ей на всю жизнь и очень пригодились.

Детство закалило ее характер, ей очень хотелось скорее стать самостоятельным человеком. Ее никто не заставлял, она сама, в свои 15 лет, пошла работать на завод токарем:

Были и успехи, и радость работы, и хорошие стихи. Потом был рабфак (рабочий факультет), учеба в институте цветных металлов. Она могла бы стать хорошим инженером, но поэзия "перетянула". Ей захотелось делать большие интересные дела и писать об этом. В это время вся страна, особенно молодежь, строила Магнитку. Тогда еще не было города Магнитогорска, а только строился огромный металлургический комбинат. Людмила бросила институт и в 19 лет приехала на Магнитку.

Люди жили в тесных, холодных бараках, трудности не пугали молодых строителей. Людмила познакомилась там с другими поэтами и писателями, стала работать в газете "Магнитогорский рабочий". Пришла любовь. Николай Смелянский - тоже работник газеты, литератор, стал ее мужем. Удивительно, что они родились в один день 19 декабря.

Но вскоре началась война! Мирная жизнь кончилась. В разгар войны выходит первый сборник стихотворений Людмилы Константиновны - "Верность". Стихи из этого сборника печатались во фронтовых газетах. И не случайно бойцы на фронте хранили вырезки с этими стихами вместе с дорогими для них письмами родных.

После войны Людмила Константиновна жила и работала в Челябинске, возглавляла книжное издательство, писательскую организацию и продолжала работать над стихами, посвящёнными Уральским мастерам.

В 1965 году Людмилу Константиновну пригласили работать в писательскую организацию в Москве. В Москве она прожила и проработала до конца своих дней. Она была человеком очень деятельным, поэтому её даже выбрали депутатом. Она много ездила по стране, встречалась с людьми. Но где бы они ни была, Урал и уральцев никогда не забывала. Много помогала молодым авторам. Никогда не бросала писать стихов, даже, когда тяжело заболела. За свой труд Людмила Константиновна не раз награждалась орденами и медалями, была Лауреатом Государственной премии.

Умерла она в апреле 1980 года. В "Лирическом завещание" поэтесса говорит:

На Урал мое сердце летело.
Пусть Урал его сохранит:

Урал помнит Людмилу Константиновну. В библиотеках и на домашних полках живы ее книги для взрослых. А есть и написанные специально для детей сборники: "Двойная радуга", "Звонкое дерево", "Зеленое лукошко" и др.

В Челябинске есть улица имени Татьяничевой, библиотека № 26 носит имя поэтессы (при библиотеке свой музей Л.К. Татьяничевой). На доме, где она жила (угол Свердловского проспекта и ул. Сони Кривой), висит мемориальная доска.

В Челябинске живет внук Татьяничевой - Николай Смелянский (названный в честь деда). Он много делает для того, чтобы его знаменитую бабушку не забывали.

В честь нашей землячки названа малая планета (ее номер 3517), расположенная между Марсом и Юпитером.

Библиотекарь 2:

Практическое задание.

Какой вы представили, увидели Л.Татьяничеву? (тезисы ответы пишутся детьми) на приготовленной на столах бумаге и прикрепляется библиотекарями на доску рядом с портретом поэтессы)

Примерный вариант

Л.К.Татьяничева

  • Талантливая поэтесса
  • Журналист
  • Природолюб
  • Газетчик
  • Учитель молодёжи
  • Сильный, трудолюбивый человек
  • Любящая мать и бабушка
  • Жизнелюбивый человек
  • Депутат
  • Уважаемая личность
  • Токарь
  • Патриот своего края

Вывод: Посмотрите на сколько многогранная личность Л.К.Татьяничевой и, конечно, хочется быстрее услышать стихи Людмилы Константиновны. Готовясь к уроку мы с вами остановились на 3-х направлениях:

1. Природа Урала в стихах Л.Татьяничевой

2. Труженики Урала в стихах Татьяничевой Л.

3. Индустриальный Урал в стихах Татьяничевой Л.

Поэтому образовали 3 творческие группы, каждая из которых должна будет показать, каким видится Урал в творчестве поэтессы в соответствии с выбранным направлением.

(Работа с опорными конспектами. Приложение 2)

1 группа "Природа Урала в стихах Л.Татьяничевой"

Уралу Людмила Татьяничева подарила свои лучшие произведения. Особенно лиричны, красивы, наполнены любовью стихи о природе нашего края, которую не спутаешь ни с какой другой.

Чтение стихотворения "Корабельный бор" (Приложение 3).

Какие выразительные средства языка использует Татьяничева, чтобы создать образ корабельного бора? (поэтесса использует олицетворения: бор бросает шапку ввысь, стоит, упрямый, тем самым говорит о боре как о живом существе, и он представляется таким же гордым, как "седой гордец Урал")

Хочется поделиться стихотворением "Смородина", где лесная родина Урал показана иначе

Чем привлекло тебя это стихотворение? (это стихотворение наполнено трепетом, любовью, а также для описания образа смородины автор использует интересные метафоры: черноглазую смородину, ягод чёрные зрачки, чаровницу черноокую)

Я думаю, что уральская природа с её силой, мужественность, стойкостью закалила характер Л.Татьяничевой. Стихотворение "Обращение к соснам"

В стихотворении автор использует эпитеты: сырую темень, месяце суровом, сосен хвойнобровых, порою мглистой, характер смелый, которые помогают передать уральскую суровость, строгость, серьёзность.

Завершая презентацию стихов о природе Урала мы предлагаем вашему вниманию поэтический фото проект "Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал"

- Почему вы обратились к этому проекту?

Читая стихи Людмилы Константиновны, мы обратили внимание на то, что поэтесса, показывая красоту уральской природы часто использует в описании предметов синий цвет и его оттенки. У художников слово такой приём называется цветопись.

Стих "Живу я в глубине России"

Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки сини - ,
Горы - сини,
И в синих отсветах металл.

Стих "Когда говорят о России:"

В лугах
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.

Стих "Сказка"

Зимней полночью морозной
Отогрей слегка окно -
И увидишь ты, как сосны
Расшивают полотно.
Иглы тонкие мелькают -
Синим крестиком узор.
Под песцовым малахаем
Спрятал кудри тёмный бор.

Стих "Синегорье"

Есть у нас на молодом Урале,
Синегорье.
Может быть, бывали?
Звонкий бор и летом, и зимою
Изукрашен хвойной бахромою,
Синельга сверкает между гор,
Чей угодно обласкает взор.

Стих "Поезд"

Синюю чашу,
Полную звёзд,
Ночь подняла высоко.

Стих "Грозовая туча"

Все окна настежь мы раскрыли:
Пусть в дом врывается гроза!
У тучи синие подкрылья
И злые, острые глаза

Стих "Опять весна"

Опять весна.
И синева без края.
И жизнь бурлит,
Светла и молода

Стих "На опушке осени"

Из под старой северной ольхи
Тянутся нам голубые мхи.
Даже нелюдимые грибы
Обнажают перед нами лбы.

Стих "Осень"

День ото дня редеет небо синь,
Тень облаков над озером нависла:

В одной из книг Людмила Татьяничева сказала:

"Как земля уральская прекрасна и огромна мне хотелось увидать самой". Ну что же? Людмила Константиновна сумела увидеть эту красоту, а своими стихами помогает её увидеть и нам.

Оценивание работы 1 группы.

2 группа "Труженики Урала в стихах Татьяничевой Л." (Выступление участников 2 группы сопровождается слайдовой презентацией "Труженики Урала").

В стихах Татьяничевой Урал не только край самобытной природы, но это край мастеров, каждый из которых "синих гор хозяин и работник"

Стихотворение "Синегорье"

В своих воспоминаниях Л.Татьяничева писала: "После окончания семилетки я год работала токарем на вагоностроительном заводе, но этот год сослужил мне неоценимую службу. Я не терялась в рабочей среде. Я успела ее почувствовать и полюбить". Люди труда: сразу шагнули в мои стихи, прямодушные, скромные, открытые. Труд, душа труженика, азарт работы, горение в деле, мастерство - это всегда было для меня сердцевиной, сутью жизни". Тема мастерства ярко звучит в стихах поэтессы, например в стихотворении "Прославлены умельцы -камнерезы".

Обличие трудового Урала поэтесса увидела в конкретных образах уральских тружеников и мастеров своего дела. Так сталевару Магнитки, где в молодости работала Л.Татьяничева, Владимиру Захарову посвящено стихотворение "Штрихи к портрету"

Л.Татьяничева говоря об уральских умельцах, мастерах особо обращает внимание на то, что они в своё дело вкладывают душу, сердце, любовь. Поэтому произведения их труда несут в себе красоту, художественную ценность, радует глаз простого народа. Доказательство этой мысли можно найти в стихотворении Л.Татьяничевой "Каслинское литьё".

Стих "Каслинское литьё" (демонстрация книги Б.В. Павловского "Каслинский чугунный павильон" Свердловск, Средне-уральское издательство, 1979)

У каждой группы на столах лежат листы с заданием "Труженики Урала". Задание: В течение 2 минут определить и записать, кого в своих стихах Л.Татьяничева относит к труженикам(1 группа), какими они показаны в её стихах, в её воспоминаниях (3 группа).

Труженики Урала в стихах Л.Татьяничевой.

Кто?

  • Писатели
  • Литейщики
  • Камнерезы
  • Металлурги
  • Чеканщики
  • Рудознатцы
  • Геологи
  • Строитель
  • Горняки
  • Токари
  • Сталевары

Какие?

  • Умельцы
  • Мастера
  • Хозяева Урала
  • Трудолюбивые
  • Скромные
  • Прямодушные
  • Открытые
  • Творческие
  • Азартные
  • Хранители волшебного огня
  • Пытливые
  • Знатоки своего дела
  • Сыны труда
  • Своенравные
  • Вкладывающие душу в своё дело

Вывод. каким видится Урал в стихах Л.Татьяничевой (2 группа).

Л.Татьяничева в своих стихах с восхищением и гордостью говорит о том, что Урал - родина талантливых мастеров-умельцев, прославивших наш край результатами своего труда. Произведения уральских мастеров живы, они нужны людям в любое время. Мы считаем, что Л.Татьяничеву тоже можно назвать мастером своего дела.

Оценивание работы 2 группы.

3 группа. Индустриальный Урал в стихах Татьяничевой Л.

После окончания рабфака и двух курсов Свердловского института цветных металлов в 1934 г. девятнадцатилетняя Татьяничева приехала в Магнитку, которая давно уже манила ее к себе, будоражила воображение: великая стройка, город молодых... Поэзия и романтика преодоления трудностей на пути строительства нового индустриального Урала. В это время по всей стране идут масштабные стройки. Урал не стал исключением: строительство Магнитогорска, Уралмаша, Нижнетагильского металлургического завода, заводов в Алапаевске, Сысерти, Кыштыме и других. И, конечно, это не могло не найти отражения в творчестве уральской поэтессы.

Стихотворение "Горячие дыхание"

Многие стихи Л.Татьяничевой, написанные за десятилетие строек больших уральских заводов стали репортажами со строительных площадок. Эти стихи отличаются интонацией гордой, волевой, устремлённой в будущее, рассчитанной на успех большого дела.

Стихотворение "Стойкие металлы"

Из воспоминаний Л.Татьяничевой: "Стою у подножия горы Магнитной. Почему? Потому что не приехать сюда не могла. Встретил Магнитогорск барачным неуютом, бездорожьем, огромными пустырями, за то - всюду молодость. Модно было целыми днями ходить по городу и ни встретить ни одного старика. А пожилые люди казались по-спортивному молодыми и задористыми. И, конечно, нельзя оторвать взгляда от величавых силуэтов первых доменных печей, коксовых батарей, мартеновских цехов с их стремительным ритмом жизни". Мы вместе с Л.Татьяничевой приглашаем вас побывать в мартеновском цехе и увидеть рождение металла, а также металлургов торжественный труд.

Стихотворение "В мартеновском цеху"

Видео фрагмент "В мартеновском цехе" (из кинофильма "Весна на заречной улице").

Стихи рассказывали не только о строительстве заводов-гигантов, о трудной работе сталеваров, литейщиков, металлургов, а также о них самих.

Стихотворение "Сталевары"

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств есть два замечательных полотна И.И.Симонова "Литейщики" и Е.И.Гудина "Строительство Уралмаша" обратитесь сейчас к стихам Людмилы Константиновны Татьяничевой (см. распечатки) и найдите строки, отражающие содержание данных репродукций.

Вывод. Индустриальный Урал мы увидели через призму разных художников: поэтесса Татьяничева Л.К. рисует образ Урала словами, режиссёр предлагает нам документально-художественные зарисовки в фильме, художники позволяют увидеть историю Урала на своих полотнах. Но все они стремились показать Урал сильным, могучим, непокорным, развивающимся благодаря целеустремлённым, волевым и трудолюбивым людям, которые прославили свой край.

Итог урока.

Каждая группа презентовала стихи Л.Татьяничевой по выбранной теме, раскрывая образ Урала. Так каким же мы видим Урал в стихах Л.Татьяничевой.

Обратимся к вопросам, поставленным в начале урока:

О чём пишет Л.К.Татьяничева?

  • О красоте уральской природы.
  • Об уральцах -тружениках.
  • Об уральских промыслах, ремёслах.
  • Об индустриальном Урале, о строительстве его заводов, комбинатов, городов, о рабочем классе.

С помощью чего удаётся передать красоту родного края?

  • С помощью выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, олицетворений, описательных оборотов, цветовых характеристик, метафор.
  • С помощью простого достоверного описания жизни и труда уральского народа.

Чему учат нас стихи Л.К.Татьяничевой?

  • Любви, уважению, гордости к родному краю, стремлению сделать его лучше, прославить своим трудом.

Вывод по уроку

Темой сегодняшнего урока были взяты строки "Я без Урала не могу - Урал всегда со мною" Л.К.Татьяничевой. И в заключении также хочется прочесть строки- напутствия нам, уральцам, из стихотворения поэтессы "Любить Урал":

Жить на Урале -
Жить Уралом.
Его дыханием дышать.
Всегда, во всём,
В большом и в малом,
Стремиться быть
Ему подстать.

Этап рефлексии.

  • Понравилась ли работа на уроке?
  • Интересно ли было вам готовиться, общаться, работать в группах?
  • Слово-отзыв гостям.

Д/з

  • Написать сочинение на тему: "Каким мне представляется Урал?".