Цели урока:
1) подвести учащихся к выводу о том, что
древнерусская литература имеет огромное
значение и в современном мире, обладает мощным
воспитательным потенциалом;
2) показать учащимся, что умение любить –
прекрасное человеческое качество, которое может
подвигнуть любого человека на совершение
подвига, дающее право на любовь окружающих
3) развивать мышление учащихся, монологическую
речь, умение высказывать собственную точку
зрения, делать умозаключения.
Оборудование урока: репродукции с изображением иконописных образов Бориса и Глеба; иллюстрация времён древнерусских междоусобиц; магнитофон; толковые словари; раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы учащихся.
Оформление: компьютерная презентация
План урока:
I. Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
Мотивация учащихся.
II. Работа по теме урока.
- Словарная работа.
- Работа в группах.
- Работа с репродукциями.
- Выявление жанровых особенностей жития в “Сказании…”
III. Выводы.
- Рефлексия. Создание образа урока (присвоение имени). Релаксация (музыка)
IV. Домашнее задание.
V. Оценивание работы учащихся на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, на предыдущих уроках мы с вами познакомились с произведениями древнерусской литературы, узнали, что эта литература включает в себя свои особые жанры. Вспомните, какие (псалом, молитва, поучение, проповедь, притча, предание, послание, договор, “слово”, хождение, житие).
– Давайте вспомним также, что это за время было? Почему именно в этот период времени появились первые произведения древнерусской литературы? На доске иллюстрация, которая поможет вам рассказать об этом времени.
Звучит музыка. На её фоне ученик рассказывает.
(Начало X века. Это время княжеских междоусобиц и частых набегов половцев на Русскую землю. Монахи-летописцы с болью и тревогой всматривались в распадающееся, терзаемое и своими князьями, и половцами отечество. Надо было разобраться, понять, отчего утрачивалось былое могущество, отчего немирно стало в Русской земле и половцы осмелели вновь. Надо было показать, какими становились люди на Руси, и что надо и не надо делать, как поступать, чтобы будущее Руси было счастливым и спокойным).
II. Работа по теме урока.
– Сегодня, ребята, мы ещё раз остановимся и поговорим об одном из жанров древнерусской литературы – о житии, самом популярном и распространённом жанре.
– Давайте прочитаем эпиграф нашего урока и ответим на вопрос: “О ком будет идти речь на нашем уроке?” (Учитель сам выразительно читает эпиграф, а ребята отвечают на вопрос – о святых).
– Предметом нашего изучения будет “Сказание о страстях и похвала святым мученикам Борису и Глебу”. Выбор не случаен: “Сказание …” – один из первых образцов русского жития, а Борис и Глеб – первые канонизированные, т.е. признанные церковью, святые.
– Чем же человек может заслужить, чтобы написали его житие?
(Жить честно, по совести, любить окружающих, помогать им словом, делом, быть добрым и пресекать любое зло, совершить какой-нибудь подвиг, верить в Бога и т.д.)
На доске открываются определения жития и святого.
1). – Итак, Святой-человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. Святыми можно назвать и предметы, явления: “святые места”, “святые горы”, “святая вода”, “святой город”, то, что освящено, обожествлено, не путайте со словами с корнем “свет”.Перен. возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к матери, к Родине).
Житие – это особый духовный жанр, в котором излагается жизнеописание святого, канонизированного церковью, рассказ о его благочестивой жизни, подвигах и страданиях (“страстях” – перевод. церк.-слав.), написанное для прославления святого.
– Давайте посмотрим на конкретный пример такой святой жизни.
2). Учитель даёт сигнал учащимся о начале работы в группах (задания выданы заранее) и даёт индивидуальные задания (листы с заданиями выдаются на уроке и собираются в конце урока)
– Перескажите кратко, используя опорные слова и словосочетания, содержание “Сказания…” (1-я группа)
– В рассказе встретилось слово “окаянный” Святополк, не проклятый, не злой, а именно “окаянный”. С каким словом созвучно? (Каин, подобный Каину)
– Кто такой Каин? Откуда этот образ? (Братоубийца Авеля, из Библии, убил из зависти)
– Чем же заслужил такое сравнение Святополк, на кого поднял руку?
(На своих братьев Бориса и Глеба)
– Понять, какими же были Борис и Глеб, нам помогут их монологи.
– Прочитайте выразительно по ролям монолог Бориса, объясните, что вы поняли. (2-я группа)
– Какое значение имеет этот фрагмент в сюжете “Сказания…”?
(В нём содержится указание на то, что невинный человек добровольно принимает решение о смерти, подражая Христу, живёт по заповедям Божьим. Совершает подвиг.)
– Прочитайте выразительно по ролям монолог Глеба, объясните, что вы поняли. (3-я группа)
– Какое значение имеет этот фрагмент в сюжете “Сказания…”?
(Смерть Глеба более страшная и жестокая, потому что он изображён доверчивым, беззащитным юношей, почти ребёнком, в минуту слабости он просит своих врагов о пощаде, но потом, подражая брату, принимает смерть. Убить “ребёнка”– более тяжкий грех)
– А что же Святополк? О чём думает он? Каким предстаёт он перед нами в своих мыслях?
Учитель читает отрывок из монолога Святополка.
(Не желает раскаиваться в содеянном, не верит в возможность прощения Богом, понимает это, но к “беззаконию” прибавляет ещё большее “беззаконие”)
– Из имеющихся наборов слов составьте на столе таблицу антонимов, обозначающих порок, грех или христианскую добродетель
Учитель проходит и смотрит результаты работы.
3). –Такими Бориса и Глеба изобразили летописцы. А какими мы видим их на иконах? Вот репродукция иконы. Давайте “прочитаем” её.
(На иконе изображены два человека. Один из них постарше, другой совсем юноша. Они святые, потому что у них над головами нимбы. Лица святых печальные, скорбные и спокойные. Лики отрешённые – нет глубины в глазах, ничего их не тяготит. Не чувствуется никакого движения в позах – статичные позы. В руках у них кресты и мечи. Крест-символ неестественной, мученической смерти. Мечи в руках – признак княжества и воинства, заступничества. Преобладающий цвет – красный. Потому что отдали свои жизни, заплатили своей кровью. Красный цвет также символ мученичества)
4). –Итак, мы рассмотрели сегодня на уроке “Сказание …свв. Бориса и Глеба”. Можем ли мы теперь сказать, что это образец житийной литературы? Почему? Что вы увидели в нём от жития? (Трёхчастная композиция: вступление-рассказ о происхождении; основная часть-рассказ о жизни; заключение – похвала и ожидание чудес. Контрастное изображение героев – резко положительных и резко отрицательных. Высокий, торжественный стиль повествования, насыщенный цитатами из Священного Писания, сравнения и параллели из Библии)
III. Выводы.
1). -Сегодня на уроке мы лишь прикоснулись к древнерусской литературе, но обогатились новыми знаниями. Что же нового мы для себя открыли? Чему учит нас древнерусская литература?
Звучит музыка (тихонько)
2). – Давайте проверим, что же мы вырастили сегодня на уроке. Красивый цветок, только безымянный пока. Ребята, придумайте ему имя. Какое человеческое качество вы считаете самым главным?
(Любовь.)
Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.
Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорблённых,
И согревать, и насыщать
Увечных, слабых и бездомных.
Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться с тьмой, бороться с ложью
И сеять в братские сердца
Одну святую правду Божью.
А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.
Ф.И. Тютчев
IV. Домашнее задание.
Напечатано и закатано в свитки.
V. Оценивание работы учащихся на уроке.
Оценивание: устное за работу в классе + письменные ответы на вопросы = (общий балл).