Интеллектуально-познавательная игра "Путешествие по сказкам". 5-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 5


Интеллектуально-познавательная игра “Путешествие по сказкам” предназначена для учащихся 5-х классов. Не требует предварительной подготовки. Её можно провести в рамках недели русского языка и литературы. В игре могут принять участие от двух до пяти команд (классов). Во время “Путешествия” команды побывают на станциях “Восточной”, “Пушкинской”, “Зарубежной”, “Русской”, “Литературной” и ответят на вопросы из этих сказок.

Предлагаемая игра в форме интеллектуального путешествия не требует предварительной подготовки. Её можно провести в рамках недели русского языка и литературы. В игре могут принять участие от двух до пяти команд (классов).

Цели игры: учить детей работе в команде; развивать познавательные способности учащихся; формировать положительное отношение к знаниям, книгам; побуждать к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора, к работе с книгой.

Форма: интеллектуальная игра.

Подготовительная работа: разбить участников на команды (если в школе один класс) и выбрать капитанов; выбрать ведущих из старшеклассников, которые на станциях будут читать вопросы; заготовить маршрутные карты (рисунок 1) по числу команд, грамоты и сладкие призы для победителей и участников; подготовить пять кабинетов, в которых будут располагаться станции, на дверях сделать вывески с названиями.

Ход игры: участники игры строятся в фойе школе, где учитель знакомит их с условиями игры и раздает маршрутные карты капитанам команд. По сигналу учителя команды расходятся по станциям. Как только все пять станций пройдены, команды вновь собираются в фойе для подведения итогов игры.

Вопросы для игры

Станция “Восточная”

  1. Как звали дочь главного визиря царя Шахрияра?
    (Шахразада или Шахрезада)
  2. Сколько ночей Шахразада рассказывала сказки царю Шахрияру?
    (1001 ночь)
  3. Кем по профессии был отец Аладдина из сказки “Аладдин и волшебная лампа”?
    (портным)
  4. Как звали царевну в сказке “Аладдин и волшебная лампа”?
    (Будур)
  5. Где живут джины в арабских сказках?
    (в лампах, кувшине)
  6. Какие волшебные слова открывали дверь в пещеру с сокровищами в сказке “Али-баба и сорок разбойников”?
    (Сим-сим (Сезам), откройся)
  7. Как звали морехода, совершившего семь морских путешествий?
    (Синдбад)

Станция “Пушкинская”

1. Какая сказочная героиня четыре раза исполняла просьбы своего повелителя, а на пятый раз всё отняла? (Золотая рыбка)
2. Как звали собаку в “Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях”? (Соколко)
3. Как звали царя в “Сказке о золотом петушке”? (Дадон)
4. В кого превращался царь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (в комара, в муху или шмеля)
5. На каких условиях Балда нанимается попу на службу?  (“В год за три щелка по лбу”)
6. Сколько лет черти не платили оброк попу в “Сказке о попе и работнике его Балде”? (три года)
7. Сколько лет рыбачил старик в “Сказке о золотой рыбке”? (30 лет и 3 года)
8. Какой неодушевлённый предмет имел свойства говорить в “Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях”? (зеркальце)

Станция “Зарубежная”

1. Кто из героев великого итальянского сказочника родился на грядке? (Чипполлино)
2. Волшебной помощницей какой сказочной героини стала умирающая ласточка? (Дюймовочка)
3. Кто из сказочных героев для верной службы хозяину потребовал себе сапоги? (Кот в сапогах)
4. Какая сказочная героиня была столь любопытна и неосторожна, что съела совершенно неизвестный пирожок, как только прочитала надпись: “Съешь меня!”? (Алиса)
5. Какая сказочная героиня была так неосторожна, что потеряла на ступеньках туфельку? (Золушка)
6. Всем известно, что тролли – злые существа. Как звали очень доброго тролля? (Муммий-тролль)
7. В корзинке какой сказочной героини лежал пирожок и горшочек масла? (Красная Шапочка)
8. Верными помощниками, какой сказочной героини были семь замечательных гномов? (Белоснежка)

Станция “Литература”

1. Кому из литературных героинь были неведомая дружба, любовь, жалость, сострадание, гнев и другие человеческие чувства? (Снежная королева)
2. Дверь в каморке какого сказочного героя открывалась золотым ключиком? (Папа Карло)
3. Кто из литературных героев отмечал свой путь в лесу белыми камушками? (Мальчик-с-пальчик)
4. Кому из сказочных героев посчастливилось путешествовать вместе с дикими гусями? (Нильсу)
5. Кто отдал свои голоса за Маугли, позволив ему остаться в стае волков? (Балу, Багира)
6. Что являлось лучшим лекарством для Карлсона? (Варенье)
7. Из какого растения плела рубашки Элиза для своих 11 братьев из сказки “Дикие лебеди”? (Из крапивы)
8. Из какого цветка появилась на свет Дюймовочка (Из тюльпана)

Станция “Русская”

1. Как звали главную героиню в сказке “Финист – ясный сокол”? (Марьюшка)
2. Какие задания даёт царь своим невесткам в сказке “Царевна-лягушка”? (Испечь каравай, выткать ковёр)
3. Что должен был сделать Иванушка-дурачок, чтобы Елена Прекрасная в сказке “Сивка-бурка” стала его женой? (На коне доскочить до высокого терема да с её руки золотой перстень снять)
4. Как звали младшего сына старика в сказке “По щучьему веленью”? (Емеля)
5. Какое животное помогало Крошечке-Хаврошечке? (Рябая корова)
6. Как Машенька смогла убежать от медведя в сказке “Маша и медведь”? (Спряталась под пирожками в коробе, который медведь отнёс бабушке с дедушкой)
7. Чем ловил рыбу волк в сказке “Лисичка-сестричка и волк”? (Хвостом)
8. Кто помог зайчику выгнать лису из своей избушки? (Петух)

Рисунок 1

Над крупными овалами надписываются названия станций таким образом, чтобы на станции была одна команда, внутри него – номер кабинета, где располагается станция, в маленьком овале старшеклассники вписывают количество баллов, заработанных командой на станции (за каждый правильный ответ – один балл). Для подведения итогов складываются баллы, полученные командой на всех пяти станциях.

Маршрутная карта “Путешествие по сказкам”