Интегрированный урок-викторина "Знаешь ли ты?"

Разделы: История и обществознание, Русский язык, Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели и задачи.

  1. Вовлечение обучающихся в творческую деятельность, раскрытие их интеллектуальных способностей, расширение кругозора
  2. Развитие у них умения мыслить, рассуждать логически, основываясь на полученных ранее знаниях по истории, русскому языку и литературе.

Оборудование: компьютер, медиапроектор

Правила проведения урока-викторины.

В викторине принимают участие две команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной на доске схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость. В случае верного ответа, на счет команды поступает количество, баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ, право отвечать на этот вопрос переходит к другой команде.

Вопросы каждого раздела зачитывают ведущие, результаты подсчитывает компетентное жюри.

В конце игры подводится итог и определяется победившая команда

Таблица вопросов и баллов.

Сказки и мифы 10 20 30 40 50
События и люди 10 20 30 40 50
Наш великий и могучий 10 20 30 40 50
Русская литература и её герои 10 20 30 40 50
Всякая всячина 10 20 30 40 50

Вопросы к интегрированному уроку-викторине

1 тур

Сказки и мифы

10. Какого цвета был головной убор героини одноименной французской сказки? (Красный, “Красная шапочка”)

20. Какой овощ стал проблемой сначала для детки, а затем и всей его семьи? (Репка)

30. Яйцо из какого драгоценного метала, принесла домашняя птица бабке и дедке? (Золото)

40. Какая древнегреческая богиня ведала правосудием? (Фемида)

50. Одним из подвигов Геракла было усмирение пса Цербера, имя которого стало нарицательным. А сколько у Цербера было голов? (Три)

События и люди

10. Как звали человека, ставшего первым царем в России? (Иван)

20. Какая страна первой заключила письменный договор с Русью? (Византия)

30. Как называлась первая печатная книга, изданная Иваном Федоровым? (“Апостол”)

40. Какой русский князь навсегда остановил попытки шведов и немцев захватить Северную Русь? (Александр Невский).

50. Девизом какого генералиссимуса были слова: “Тяжело в учении - легко в бою”? (А.В. Суворов)

Наш великий могучий…

10. Подобрать антонимы к словам:

Толстый – Тонкий

Рано - Поздно

Друг - Враг

Высокий –Низкий

20. Подобрать из современного языка слова к архаизмам: зодчий, лекарь. (Архитектор, врач)

30. Назовите старинное название монеты, достоинством в три копейки. (Алтын)

40. Что означало в древнерусском языке числительное “тьма”? (Десять тысяч)

50. К какому личному местоимению нужно присоединить существительные: беда, корь, лик, сень, чтобы получить новые существительные? (Личное местоимение Я)

2 тур

Наш великий могучий…

10. Составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:

дело-смело

шило-мешок

время-потеха

лес-щепка

(Сделал дело – гуляй смело. Делу – время, потехе - час. Шила в мешке не утаишь. Лес рубят-щепки летят.)

20. Объясните, как понимаете вы следующие выражения:

1. Рука об руку. (Рядом)

2. Человек с головой. (Умный)

30. Подберите синонимы к фразеологическим сочетаниям:

1. Ставить точку над и. (Довести дело до конца)

2. Зарубить на носу. (Запомнить)

40. Какая разница между лоточником и лотошником? (Лоточник торгует с лотка, лотошник играет в лото)

50. Какое имя получится если написать тридцать я? (Зоя)

Русская литература и её герои

10. Что объединяет всех этих замечательных русских писателей: Лермонтова. Шолохова, Булгакова, Ломоносова, Зощенко? (Имя Михаил)

20. Что связывает Черную речку и гору Машук? (Места дуэлей Пушкина и Лермонтова)

30. Какой из этих русских классиков родился позднее всех?

а) Ф.М. Достоевский

б) М.Ю. Лермонтов

в) А.П. Чехов

40. Что Печорин пообещал Азамату за Бэлу?

а) Винтовку

б) Саблю

в) Коня

г) Счет в банке

50. Назовите поэму Н.А. Некрасова, в которой семь мужиков выясняли: “Кому живётся весело, вольготно на Руси?” (“Кому на Руси жить хорошо?”)

Всякая всячина

10. Чем согласно русской пословице, красна изба? (Пирогами)

20. Продолжить строку стихотворения : “Откуда дровишки?…”, (….Из лесу, вестимо)

30. Как называлась столица древней Руси? (Киев)

40. Продолжите фразу: “Не хочу учиться, хочу…” (Жениться)

50. В каком немецком городе находится картинная галерея получившая мировую известность? (Дрезден)

3 тур

Сказки и мифы

10. Согласно легендам Олимпийские игры организовал:

а) Зевс

б) Геракл

в) Прометей

20. Днём святого Валентина был заменён древнеримский праздник, который назывался:

а) Ювеналии (Праздник в честь богини юности Ювенты)

б) Сатурналии (праздник в честь бога Сатурна по окончании полевых работ)

в) Луперкалии (“Охранитель стад от волков” весенний сельский праздник в честь бога Фавна)

30. Олимпиадой звали:

а) жену Александра Македонского

б) сестру Александра Македонского

в) мать Александра Македонского

40. В античности Олимпийские игры проходили в Олимпии. А находилась она:

а) на острове Эвбея

б) на полуострове Пелопоннес

в) в Фессалии

50. Участвовать в античных Олимпийских играх могли:

а) только греки

б) сначала только греки, а потом ещё и римляне

в) все свободные мужчины

События и люди

10. 10 января отмечается День памяти:

а) А.С.Пушкина

б) М.Ю.Лермонтова

в) В.В.Маяковского

20. С чьими именами связаны литературные места России:с. Ясная поляна, с.Тарханы, с.Михайловское, г.Нежин? (Л.Н. Толстой, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь)

30. В феврале 1943 года завершилась Сталинградская битва. Как называлась её заключительная часть?

а) Операция “Сатурн”

б) Операция “Дон”

в) Операция “Кольцо”?

40. Когда водрузили Знамя Победы над рейхстагом в Берлине?

а) 30 апреля 1945 г.

б) 1 мая 1945 г.

в) 8 мая 1945 г.

50. Когда закончилась Вторая Мировая война?

а) 6 июня 1944 г.

б) 9 мая 1945 г.

в) 2 сентября 1945 г.

Всякая всячина

10. Как назывался доклад, отчёт российского чиновника в XIX веке? (Сказка)

20. Какой мультфильм из серии о дяде Фёдоре, Шарике и коте Матроскине по произведениям Э.Успенского ещё не снят?

а) “Трое из Простоквашино”

б) “Уик-энд в Простоквашино”

в) “Зима в Простоквашино”

30. Популярная в СССР детская зубная паста называлась именем одного из героев Э.Успенского. На тюбике было написано:

а) “Дядя Фёдор”

б) “Крокодил Гена”

в) “Чебурашка”

40.Придуманный Э.Успенским вредный, но обаятельный почтальон Печкин является неофициальным символом:

а) Федерации велоспорта

б) Почты России

в) Союза покровителей домашних животных

50. Одна из крылатых фраз кота Матроскина, ушедшая в народ, звучит так:

“Совместный труд для моей пользы…

а) ...позволяет заработать в два раза больше”

б…полезен даже Шарику”

в) …объединяет

4 тур

Русская литература и её герои

10. В знаменитую “Болдинскую осень” Пушкин написал

а) “Я помню чудное мгновенье…”

б) “Повести Белкина”

в) “Графа Нулина”

20. Кто из русских поэтов назвал свою первую книгу “Стихи о прекрасной даме”?

а) Игорь Северянин

б) Александр Блок

в) Сергей Есенин

30. Какая литературная героиня чаще других появлялась на экране за последние 100 с лишним лет существования кино?

а) Джульетта

б) Кармен

в) Золушка

Наш великий могучий…

10. Какой город в России летает по воздуху? (Орёл)

20. Объясните, как вы понимаете следующие выражения: взять себя в руки, сложить голову. (Обладать собой, погибнуть)

30. Подберите синонимы к фразеологическим сочетаниям: сесть в лужу, навострить лыжи (Опозориться, удрать)

40. Ответьте на вопросы:

  1. Какой болезнью никто на земле не болел?
  2. Какой год продолжается всего один день?

1) морской 2) Новый год

50. Замените фразеологические сочетания синонимичными глаголами в неопределённой форме:

1. Клевать носом

2. Действовать на нервы

1. Дремать 2. Раздражать

Всякая всячина

10. Адамово яблоко находится в организме:

а) рядом с печенью

б) на горле

в) в глазу

20. Слово помидор означает:

а) “золотое яблоко”

б) “серебряное яблоко”

в) “красное яблоко”

30. Первые почтовые лошади появились:

а) в Греции

б) в Риме

в) в Персии

40. Как называли щёки в старину? (Ланиты)

50. В каком фильме прозвучала фраза: “Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить, да помотаться с ним лет двадцать по гарнизонам…”?

а) “Выйти замуж за капитана”

б) “Москва слезам не верит”

в) “Офицеры”

Вопросы для подведения итогов урока.

  1. С какой целью проводился урок?
  2. Знание каких школьных предметов было необходимо для верных ответов?