Цели:
- познакомиться с особенностями первого российского Лицея;
- углубить знание лицейской биографии А.С.Пушкина, как самого важного периода формирования личности поэта;
- способствовать расширению кругозора и развитию интересов к русской истории и литературе.
Оборудование: компьютер, проектор.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Слайд 1. Сообщение темы занятия.
Слайд 2. Постановка целей.
– Сегодня мы поговорим с вами, пожалуй, о самом известном учебном заведении 19 века – о Царскосельском Лицее и, конечно же, о том, благодаря кому это заведение прославилось, – об Александре Сергеевиче Пушкине, в частности о лицейском периоде его жизни.
II. Содержание занятия.
Слайд 3.
Императорский Царскосельский Лицей был создан для образования и воспитания юношества, «предназначенного к важнейшим частям службы государственной». 19 октября 1811 годаэто заведение распахнуло двери своим первым воспитанникам. Большой зал был полон, особую торжественность происходящему придавало присутствие царской фамилии. Это был незабываемый день, который станет особенным для лицейских воспитанников – это день рождения школы, день начала дружбы, которую не могли омрачить ни тяготы испытаний, ни потери, ни долгие разлуки...
Слайд 4.
А знаете ли вы? Слово «лицей» происходит от древнегреческого«ликей»– так называлась одна из окраин Афин, где находился храм Аполлона с прекрасным садом, в котором Аристотель занимался с учениками в знаменитой «гимнасии». В XVIII веке учебные заведения с названием «лицей» появились во Франции, а затем распространились по всей Европе. Царскосельский Лицей – это первый лицей в России.
Слайд 5.
Для Лицея было отведено здание флигеля Екатерининского дворца, построенного в конце XIII века. Место для новой школы было выбрано необычное: любимая монархом летняя резиденция – Царское Село, теснейшим образом связанная с русской историей. Учебное заведение разместили в дворцовом помещении, вблизи личных покоев царя – Великокняжеском флигеле Екатерининского дворца. По замыслу создателей российского Лицея, такое местонахождение учебного заведения должно было сыграть важную роль в воспитании лицеистов.
Слайд 6.
В своих правах Царскосельский Лицей приравнивался к российским университетам и находился под особым покровительством императора.
Слайд 7.
Идея создания Лицея принадлежала видному государственному деятелю, главному советнику императора М.М.Сперанскому, который и стал автором программы новой школы. Он хотел, чтобы школа воспитывала не слепых исполнителей, но государственных людей, которые бы сами прониклись духом преобразований и по собственному убеждению претворяли новые идеи в жизнь.
Слайд 8.
В Лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительного экзамена. Приём лицеистов осуществлялся один раз в 3 года. Численность воспитанников – не более пятидесяти человек, обучение бесплатное. Неслыханным новшеством для учебных заведений стала отмена телесных наказаний, закрепленная Уставом Лицея. В других школах того времени мальчиков пороли и до, и после открытия Царскосельского педагогического Эльдорадо.
Слайд 9.
Учебная программа Лицея была рассчитана на шесть лет. Обучение делилось на два курса – младший (начальный) и старший (окончательный), по три года каждый, с обязательными переводными экзаменами.
Слайд 10.
Первый экзамен состоялся 8 января 1815 года. В
Лицей были приглашены высокопоставленные гости,
среди которых – выдающийся русский поэт XVIII века
Гаврила Романович Державин. Экзамен по
российской словесности принесёт первый успех
лицеисту Пушкину. Волнения этого дня поэт
выразит много лет спустя: «Я прочёл мои
«Воспоминания в Царском Cеле», стоя в двух шагах
от Державина. Я не в силах описать состояние души
моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя
Державина, голос мой отроческий зазвенел, а
сердце забилось с упоительным восторгом...Не
помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда
убежал. Державин был в восхищении; он меня
требовал, хотел меня обнять…Меня искали, но не
нашли».
Момент блестящего выступления молодого поэта
запечатлел художник Илья Репин на своей
знаменитой картине «Пушкин на лицейском
экзамене в Царском Селе».
Слайд 11.
Учебная программа Лицеябыла очень насыщенной и разнообразной: в первое трёхлетие изучались российский, латинский, французский и немецкий языки, основы закона Божия, нравственной философии и логики, арифметики, алгебры, тригонометрии, физики, история российская и иностранная, география, хронология, риторика и, наконец, изящные искусства, соединённые в один отдел с «гимнастическими упражнениями».
Слайд 12.
В программе окончательного курса кроме
перечисленных предметов имелись ещё право
естественное, публичное, гражданское, история
церкви, ифика (или наука нравов), политическая
экономия, геометрия, статика, гидравлика,
артиллерия, фортификация, археология,
статистика, история философии, нумизматика,
эстетика, история изящных искусств.
Как видите, лицеистам приходилось осваивать
большое количество предметов, в чём критики
нового учебного заведения видели недостаток: они
считали, что пройти за шесть лет столь обширную
программу невозможно и полученные знания будут
лишь поверхностными. Однако многочисленность
изучаемых дисциплин не была просчётом
организаторов Лицея, которые сознательно
разработали такую программу обучения, чтобы в
кратчайший срок подготовить не узких
специалистов, а универсально образованных и
гармонично развитых людей.
Как вы успели заметить, в Лицее преподавались не
только предметы, важные для государственной
службы, но и «для благовоспитанного юноши
необходимо нужные». Молодой дворянин
обязательно должен был уметь рисовать, играть на
каком-нибудь музыкальном инструменте, ездить
верхом, танцевать, владеть шпагой. Всем
перечисленным видам искусства и гимнастическим
упражнениям в Лицее уделялось должное внимание,
но, пожалуй, особенно охотно воспитанники
занимались рисованием. Этот предмет был в
расписании на протяжении всех шести лет
обучения, к тому же рисовали лицеисты не только
на уроках, но и в часы досуга.
Слайды 13-16.
Некоторые рисунки лицеистов сохранились по сей день, они находятся в Мемориальном Музее – Лицее г.Пушкина.
Слайд 17.
Дошли до нас и портреты, исполненные самим учителем рисования, Сергеем Гавриловичем Чириковым, благодаря которому лицеисты и достигли такого мастерства. Есть предположение, что им написан акварельный портрет Пушкина, созданный в лицейскую пору.
Слайд 18.
Лицейская среда благоприятствовала скорейшему развитию пушкинского таланта. Много времени лицеисты посвящали чтению книг, любимое занятие учеников – выпуск очередного рукописного журнала. В ту пору увлечение литературным творчеством было свойственно воспитанникам многих учебных заведений, в Лицее же оно распространилось особенно широко и стало неотъемлемой частью жизни воспитанников.
Слайд 19.
Кто же ещё занимался воспитанием и обучением
прославленного выпуска? Удивляло то, что первым
директором был назначен не педагог, а известный
русский просветитель – Василий Фёдорович
Малиновский. Прогрессивно мыслящий человек,
Малиновский полностью соответствовал новому
назначению, имея «обширные познания в науках и
языках», как того требовал Устав Лицея.
После его смерти, в 1816 г., директором был назначен
Егор Антонович Энгельгардт. Он пользовался
репутацией разносторонне развитого человека,
был писателем, педагогом, имел обширные познания
в географии и этнографии.
Слайд 20.
Он утверждал: «Основою всякого воспитания должна быть любовь. Должно любить детей, которых мы хотим воспитывать, сердечно любить их: без этого невозможно приобресть от них добровольное повиновение, радушие и доверие, на которых утверждается всякое разумное воспитание». Со многими своими воспитанниками Егор Антонович Энгельгардт надолго сохранил почти родственные отношения.
Слайд 21.
Преподавателями Лицея, благодаря
В.Ф.Малиновскому, были молодые, образованные,
увлечённые люди.
Русский язык и словесность преподавал выпускник
Московского университета, доктор философии и
свободных наук, профессор Николай Федорович
Кошанский. Дополнительной обязанностью Николая
Федоровича было обучение лицеистов латинскому
языку. Выпускники Лицея свободно читали в
подлинниках произведения Цицерона, Вергилия и
других мировых классиков.
Профессором нравственных наук был Александр
Петрович Куницын, выпускник Петербургского
педагогического института. Он читал логику,
психологию, нравственность, различные отрасли
права, политическую экономию и финансы.
Профессор Куницын был в числе лучших
преподавателей своего времени.
Немецкий язык и немецкую словесность преподавал
профессор Гауеншильд Фридрих Матвеевич,
уроженец Трансильвании. Как это ни странно, но
преподавание немецкой литературы шло на
французском языке, так как никто из лицеистов не
знал немецкого языка, а Гауеншильд не очень
хорошо владел русским.
Иногда мудрость профессоров состояла в том, что
они просто не мешали развитию таланта своего
ученика. Профессор математики Карцов не пытался
заставить Пушкина знать свой предмет, он видел
талант поэта и, шутя, говорил: «У вас, Пушкин, в
моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое
место и пишите стихи».
Профессорско-преподавательский состав был
свободен в выборе методов своей работы. Однако
при этом строго соблюдался главный принцип
обучения – лицеисты не должны были находиться в
праздном состоянии. Занятия должны были вестись
так, чтобы никто из воспитанников не отставал в
учебе. Профессора, адъюнкты и учителя не
переходили к отработке нового материала, пока
все лицеисты не усвоили предыдущий.
Слайд 22
Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения: летом – купание, зимой, "окрылив ноги железом", по выражению А.Пушкина, – катание на коньках. Одиннадцатимесячный учебный год прерывался лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни.
Слайд 23.
У каждого лицеиста была своя комната – «келья», как называл её А.С.Пушкин.В комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
Слайд 24.
В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского Лицея, который вошёл в историю этого учебного заведения как «пушкинский».
Слайд 25.
Кроме А.С.Пушкина, в число самых выдающихся выпускников 1817г. вошли декабрист И.И.Пущин,поэт-декабрист В.Г.Кюхельбекер, поэт А.А.Дельвиг, мореплаватель Ф.Ф.Матюшкин, канцлер России – князь А.М.Горчаков.
Одна из самых известных традиций в Лицее
–после выпускных экзаменов разбивать лицейский
колокол, который в течение шести лет собирал
учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе
на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить
частичку любви, тепла, заботы, которыми
воспитанники были окружены в стенах Лицея,
ставшего для многих вторым домом.Для самого
первого выпуска из осколков колокола
Энгельгардт распорядился изготовить памятные
кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде
переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало
для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной
реликвией и священным талисманом.
В ту пору учащиеся многих учебных заведений
имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был
девиз более гуманнее и благороднее, чем тот,
который избрали лицеисты пушкинского курса,
–«Для Общей Пользы». Жить «Для Общей
Пользы»учили директора лицея –Василий
Федорович Малиновский и Егор Антонович
Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели.
В течение 32 лет существования Императорского
Лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это
привилегированное учебное заведение окончили 286
человек.
В его стенах в разное время учились: выдающийся
писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, философ,
историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря
русского языка»академик Я. К. Грот.
Слайд 26.
И все же славой своей Лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю, и прежде всего великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
Позднее Пушкин скажет:
…Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село…
Из этих слов видно, насколько дорого было поэту лицейское братство. Всю оставшуюся жизнь он с теплом вспоминал годы, проведенные в Царском Селе.
III. Подведение итогов занятия
Слайд 27
Использованная литература и Интернет-ресурсы:
- Императорский Лицей. Царское Село. Брошюры и буклеты Мемориального Музея-Лицея (г. Пушкин).
- Чулков Г. Жизнь Пушкина, М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2008.
- bschpushkin.ru.
- http://tsarselo.ru
- http://www.liveinternet.ru
- http://history-life.ru
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.vitanova.ru
- http://pro100-mica.livejournal.com
- http://www.google.ru
- http://pushkin.ru