История и обществознание
-
Урок обществознания в 11-м классе: "Гражданское совершеннолетие" 2004
Ролевая игра по теме "Избирательная компания" помогает лучше усвоить учащимися сущности понятия "гражданин", закрепить и углубить теоретические знания о демократическом поведении личности в ходе избирательной компании; способствует формированию навыков коллективной, групповой и дискуссионной работы. Игра на конкретном примере показывает необходимость активной гражданственной позиции.
-
Rendez-vous Григория Печорина 2004
Дается анализ сцены дуэли в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", взаимоотношения главного героя с окружающими. Раскрывается тема "лишнего человека" в обществе. Для просвещённого читателя того времени Печорин представляется человеком, который не найдёт себе места в России того времени.
-
"…Крепостное право на крестьян отменяется навсегда" (урок-презентация на тему "Крестьянская реформа 1861 г." для 8-го класса) 2004
Урок для 8-го класса по истории России на тему "Крестьянская реформа 1861 г." строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах подобранных в рамках презентации. Данный дидактический аппарат будет интересен и на уроках в 10-м классе. Основные материалы урока - текст, таблицы и иллюстрации можно использовать учителям, не имеющим соответствующего технического оснащения.
-
Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения истории 2004
Статья рассказывает о нетрадиционных формах уроков, которые стали наиболее популярными у педагогов за последнее десятилетие, дается теоретическое обоснование НФУ, раскрывается само понятие НФУ, а также характеристика, показаны психолого-педагогические возможности, раскрывается методика и типология проведения уроков. В статье представлены используемые автором образовательные технологии и методы обучения. Даны выводы и обобщения, приводятся таблицы.
-
Школьные истории. Мини-спектакль для школьного дидактического театра 2004
Спектакль-путешествие по разным странам и эпохам, с целью знакомства с школой Древнего Египта, Средневековым университетом и школой на Руси.
-
Система гражданско-патриотического воспитания школы. Активные методы и приемы 2004
Система гражданско-патриотического воспитания должна строиться на использовании активных методов и приёмов воспитательного воздействия, так как они помогут ребёнку в совместном переживании каких-либо событий приобрести эмоционально-ценностный опыт отношения.
-
Программа факультативного курса по истории для 10-го класса "Знаменитые россиянки" 2004
Вглядываясь в историческое прошлое, мы видим в нем женщин-правительниц, воительниц, дипломатов, художниц, актрис. Факультативный курс "Знаменитые россиянки X - XVIII вв. помогает оживить имена наших соотечественниц, представляя величие и самобытность их судеб, яркость силуэтов, цельность характеров.
-
России верные сыны. Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.А. Фета 2004
Литература - прекрасный материал для духовного и эстетического воспитания детей. Произведения А.Фета учат любви к родному краю. Встретиться с произведениями А. Фета приглашаю в "Литературную гостиную".
-
Создание дидактического материала на уроках обществознания в 5-м классе. Введение. Природа и общество 2004
В соответствии с рекомендациями Челябинского областного института дополнительного профессионального образования педагогических работников учителя обществознания перешли в 5, 6, 7-м классах на работу по учебникам А. И. Кравченко. Однако методические и дидактические пособия к ним еще не выпущены. Могу поделиться опытом составления опорных схем и таблиц, которые помогают мне добиваться повышения качества усвоения учебного материала.
-
Политический режим современной России: демократия 2004
Тема урока является достаточно актуальной на современном этапе развития России. Итоги преобразований вызывают неоднозначную реакцию у россиян. Что же представляет политический строй нашего государства: демократия или авторитаризм? На мой взгляд, технология дебатов даёт возможность старшеклассникам сформировать и доказать свою точку зрения по данному вопросу.
-
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке истории 2004
Рабочий лист - это совокупность заданий, последовательное выполнение которых позволяет каждому ученику самостоятельно и успешно реализовывать цели занятия. Т.о. учитель на занятии направляет и организует познавательную деятельность ученика, корректирует результаты его деятельности.
-
Разработка урока химии в рамках экспериментальной деятельности по теме: "Погружение в эпоху средневековья. Парижский университет" для учащихся 6-х классов 2004
"Погружение в культуру" воплощает культурологический подход к образованию. Системное, последовательное, глубокое обращение к той или иной культуре позволяет положительно влиять на развитие личности ребенка, обогащает деятельность педагога, создает единое образовательное пространство школы, наращивает культурологический слой. Представленная методическая разработка является частью экспериментальной деятельности по "Погружению в Средневековье". Урок был проведен в форме занятия химического факультета Парижского университета.
-
Интеллектуальные и познавательные игры во внеклассной и внешкольной воспитательной работе, игра "Умницы и умники" 2004
Известно, что развить интеллект в полной мере можно только в самостоятельной, особенно в творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Чтобы решить задачу "формирования умов" широким фронтом, надо вырваться из тесных рамок урока, соединить культурологический и деятельностный подходы в подходах сотворчества.
-
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древние государства Передней Азии. Цивилизация Древнего Востока" 2004
В основе технологии современного урока истории лежит открытие истины, поэтому он не может быть просто бессистемной передачей знаний. Предлагаемый урок повторения и обобщения материала занимает определяющее место в изучении курса истории Древнего Мира в 5-м классе. Это один из вариантов рассмотрения закономерного процесса, в ходе которого деятельность человека влияет на развитие цивилизации.
-
Становление демократических институтов в Мурманской области в 90-е гг. ХХ века 2004
Становление демократических институтов в Мурманской области в 90-е гг. ХХ века. Становление современного демократического государства и формирование институтов гражданского общества, где главными целями становятся права и свободы человека, во многом зависит от политической сознательности подрастающего поколения. Одними из необходимых ценностей гармоничной, сплочённой жизни любого общества являются гражданственность, патриотизм. Осознанное уважение к большему всегда начинается с малого и близкого.
-
Использование НРК в вводном курсе истории и обществознания 2003
Основные задачи вводного курса истории и обществознания в рамках образовательной программы "Школа 2100" - дать ученикам начальной школы минимум историко-обществоведческих знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях. Одно из направлений курса - знакомство с жизнью общества на примере своей республики, города или села. Данные методические рекомендации рассматривают использование материала на уроках в 3-м классе.
-
Открытый урок по истории в 4-м классе. Тема: "В крестьянской избе" 2003
Цель урока: познакомить учащихся со строительством крестьянской избы, со старинными обрядами, связанными с крестьянским жилищем, бытом, с традициями; воспитывать бережное отношение к памятникам культуры.
-
Космические фантазии 2003
Интеллектуальная игра, в которой ученик может применить умения и навыки, приобретенные на уроках истории и обществознания. Игра учит выбирать, анализировать факты, делать выводы. Чувство успешности рождает гордость за Россию и за себя.
-
Лабораторно-практическое занятие "Экономика СССР в 1953—1964 гг." 2003
Урок разработан по учебнику Данилов А.А. Косулина Л.Г. "История России" (9 класс). Проблемный и частично-поисковый методы обучения дают возможность занять всех учащихся класса. А работа аналитической группы дисциплинирует учащихся и делает их более активными. Применение элементов СДО (способов диалектического обучения) разнообразит урок и развивает логическое мышление учащихся.
-
Бинарный урок по теме: "Темперамент личности" 2003
Интерактивный урок-практикум по обществоведению-истории на основе компьютерных технологий. Урок позволяет четко проследить связь исторической личности и окружающей действительности, их взаимное влияние. Показывает особенности личности каждого конкретного ученика. Использование компьютеров ускоряет и активизирует процесс получения знаний, а также является яркой иллюстрацией к материалу.
-
Урок погружения в курсе истории 2003
Урок погружения позволяет реализовать принципы индивидуализации в обучении истории, очень важно "окунуть" ("погрузить") учащихся в атмосферу изучаемой исторической эпохи. Этой цели служат экскурсии, встречи с интересными людьми, работа с первоисточниками (документами), фото, кино, и видеоматериалами. Эффективной формой завершения подобной работы является урок-портрет (портрет эпохи). Предлагается методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 9-м классе по теме "ЖИЗНЬ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В 1953-64 ГГ."
-
Урок-конкурс "Древний Египет" 2003
С переходом из линейной на концентрическую модель преподавания истории и социальных дисциплин детям пятых классов более близки, интересны и понятны повторительно - обобщающие уроки в форме конкурсов. В рамках личностно - ориентированной педагогической технологии эта оргформа позволяет реализовать возможности каждого учащегося, продемонстрировать личностный рост на уровне способностей, побудить интерес к предмету.
-
Урок истории по теме "Золотой век Екатерины II" ( 11-й класс) 2003
Урок содержит большой фактический материал, который по своему характеру достаточно многогранен, вызывает большой интерес детей. Личность Екатерины II не менее противоречива, чем её эпоха, но, вместе с тем, провести исторический анализ этого периода трудно даже старшеклассникам. Задача учителя - реализовать личностное продвижение каждого учащегося в изучении материала на его уровне способностей.
-
Актуализация методики преподавания истории и социальных дисциплин 2003
Сочетание основополагающих компонентов педагогических технологий личностно - ориентированного обучения /И.С. Якиманской/, обучения истории по документам /Ю.Л. Троицкого/, деятельностного подхода в современных условиях внешней или внутренней дифференциации позволяет добиваться личностного продвижения каждого учащегося в изучении истории и социальных дисциплин.
-
Урок истории в 4-м классе, учебник Данилова по теме: "Зачем нам общение" 2003
Данный урок является интегрированным. Знания, полученные на уроках риторики, являются основополагающими. В ходе урока составляется опорный конспект, используется прием драматизации, игровой момент, групповая форма работы, создание проблемной ситуации.
-
Урок-размышление на тему: "Я не поэт, а гражданин" 2003
Вместе с учащимися мы пытаемся поразмышлять над социально-нравственными категориями "гражданин", и "патриот", проанализировав произведения К. Рылеева, выяснить, как эстетический идеал гражданина представлен в творчестве поэта-декабриста. На таком уроке идёт формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления событий.
-
Урок-исследование "Славы или позора достоин Иван Грозный?" 2003
Через материалы урока, работу с фрагментами исторических источников решается проблема выработки у школьников представлений о неоднозначности событий и оценки личности в истории. На примере деятельности Ивана IV учащиеся подводятся к мысли о том, насколько богата цветовая палитра истории, на уроке идёт формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления событий.
-
Краеведческий компонент в образовании 2003
В статье описан опыт работы коллектива гимназии №1 г. Канска gj организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся 1-8 классов. Включение в данную деятельность родителей, по мнению автора, является одним из способов преодоления отчуждения семьи от школы.
-
Методика проведения урока-обобщения по теме "Первая мировая война" 2003
Целевая установка темы урока - не просто рассмотреть ход Первой мировой войны, но и определить ее воздействие на ход событий внутри России, последствий для всего мира.
-
Конспект урока "Период застоя глазами современника" 2003
Это последний урок темы "СССР в середине 60-х - середина 80-х гг.". На ее изучение отводится 5 часов. На предыдущих занятиях этой темы учитель знакомит учащихся с понятием "эпоха застоя", говорит о причинах возникновения этого явления в советском обществе 60-х - 80-х гг., выделяет вместе с учащимися причины и признаки застоя в социально-экономическом и политическом развитии страны.