Проблемное обучение на уроках истории

Разделы: История и обществознание


В последние годы резко возрос объем научной информации, которую должны усвоить учащиеся, поэтому возникла необходимость перестройки и коренного усовершенствования учебного процесса. Это вызвало обостренное внимание педагогов-исследователей к разработке вопросов проблемного обучения. Они освещаются в трудах известных дидактов и психологов: М. А. Данилова, М. Н. Скаткина, Т. В. Кудрявцева, И.Я. Лернера и др.

Каждый из названных авторов вносит что-то свое в научную разработку проблемы.

Большинство авторов противопоставляют проблемное обучение объяснительно-иллюстративному. Это видно из схемы:

Объяснительно-иллюстративное обучение

Проблемное обучение

Определение темы и основных вопросов изложения.

|
V

Сообщение знаний учителем объяснительно – иллюстративным методом. Учащиеся воспринимают объяснение, участвуют в анализе фактов, следят за мыслью учителя.

|
V

Воспроизведение изложенного, тренировочные упражнения.

|
V

Рецептивное усвоение знаний.

Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи.

|
V

Активный мыслительно-познавательный поиск учащихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам.

|
V

Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.

|
V

Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие.

В современных условиях, когда признается право на существование разных смыслов, оценок, трактовок тех или иных событий, в условиях плюрализма мнений, на мой взгляд просто необходимо использовать альтернативные точки зрения на факты и явления, что безусловно, расширяет кругозор учащихся и формирует их толерантность. Перед нами, учителями истории, жизнь ставит важнейшую цель – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, обладающего нравственными качествами, способного к самореализации в условиях современной российской действительности. С помощью исторических знаний человек должен определять себя, свое место в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

Реализовывая на уроках принцип гуманизации образования, я считаю, что уместно назвать софийный подход к преподаванию, который ориентирует не только на знание программного материала, но и на самопознание ученика в процессе изучения истории.

Эту задачу возможно осуществить, используя прием проблемного обучения в педагогической технологии. В педагогической классической науке К. Д. Ушинский высказал мысль, что “… самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения”.

Цель моей работы показать практическое использование методики проблемного обучения в курсе истории.

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию?

1. Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

Например:

  • Виктор Суворов, автор “Ледокола”, “Дня М” и т. д. предлагает убрать памятник Г. К. Жукову в Москве, называя Жукова клеветником. Вопрос учащимся. Разве выдающийся полководец Великой Отечественной войны не заслуживает памятника? На этом факте необходимо заострить внимание, т. к. многими людьми появление такой литературы воспринимается не как одна из версий, а как наконец-то открытая истина. Ответить на этот вопрос помогут материалы журнала “Родина” №7, за 1997 год.
  • Почему с провозглашением “нового политического мышления” СССР быстро потерял своих союзников?
  • Говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не кричал “Ура!”, а в Куликовской битве (1380 год) “Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?

2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

Например:

  • По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси?
  • Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?

3. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.

Например:

  • В 58 томе энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона (1903 г.) рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга: “Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниешанцем. Флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. На самолете была устроена связь между обоими берегами Невы…”. Разве в эпоху Петра I существовали самолеты?

4. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.

Например:

  • В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки?

5. Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.

Например:

  • В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью до 200 кв. метров. Какие выводы могут сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?
  • В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?
  • В условиях феодальной раздробленности конца XIV–начала XV веков творил русский художник Андрей Рублев. На своих иконах и фресках он изображал сюжеты, говорившие о мире и единении между людьми, призывавшие к согласию и взаимной любви. Какая была связь между эпохой и творчеством Андрея Рублева?

6. Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.

Например:

Таким образом, на конкретных примерах рассмотрены типы проблемных ситуаций, без которых проблемное обучение невозможно. Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации.

Т. Л. Кудрявцев отмечает, что основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.

Привожу примеры проблемных задач по теме: “Эпоха Петра I”.

  1. Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Называли его антихристом. Было ли правильным осуждение крестьянами политики Петра I?
  2. В. Г. Белинский писал о битве под Полтавой, что “…это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства”. Прав ли был В. Г. Белинский? Доказать свое мнение.
  3. Петр I издал указ, по которому дворян и офицеров, укрывающихся от царской службы и не явившихся вовремя к месту службы, предлагалось лишать поместий, высылать их семьи, а крестьянам своих господ не слушать. Можно ли на основании этого указа сделать вывод о том, что Петр I вел политику, направленную против дворян?
  4. Петр I сказал, что он правит страной во имя “общего блага”. Правильно ли это?
  5. Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?
  6. В 1695 году была организована первая осада Азова. Она кончилась неудачей. С моря турки подвозили в осажденную крепость боеприпасы, продовольствие и людей. Отряды русских войск подчинялись разным командирам и не действовали согласованно. Было мало артиллерии и конницы, не хватало опыта осады крепостей. Какие изменения нужно было провести, чтобы избавиться от этих недостатков?
  7. Петр I издал в 1715 году указ об увеличении посевов льна и конопли во всех губерниях. Там где эти культуры были новыми, он приказывал обучать крестьян обрабатывать эти культуры. Чем можно объяснить появление такого указа?
  8. В указах Петр I приписывал себе все успехи страны за время правления. Прав ли он был?
  9. К концу XVII века Россия вывозила из-за границы множество товаров первой необходимости: железо, медь, ружья, сукна, олово. Металл в Россию поставляла Швеция. Между тем предстояла война за выход в Балтийское море. Какие нужны были экономические меры для того, чтобы подготовиться к успешной войне?
  10. В 1700 году Россия вывозила пеньку, лен, сало, кожу-сырец, смолу, мачтовый лес. В 1725 году в экспорте России значится еще железо и полотно. Какие изменения произошли в России за четверть века, если основываться только на этих фактах.
  11. Известно, что политика Петра I привела к развитию ряда отраслей промышленности: металлургии, кожевенной, ткацкой, шерстяной, шелковой. Как развитие указанных отраслей должно повлиять на сельское хозяйство?
  12. Петр I в одном из своих распоряжений предписывал заботиться о ярмарках больших и малых, т. к. они умножают доходы казны, содействуют купцам и ремесленникам в торговле, обеспечивают население далеко производимыми товарами. Мог ли такой документ появиться в XV или XVI веке?
  13. В начале XVIII века наряду с местными рынками приобрели большое значение крупные ярмарки: Макарьевская под Нижним Новгородом, Свемская под Брянском, Благовещенская на севере, Ирбитская на Урале и другие. Ярмарки устраивались по времени так, чтобы купцы, не сумевшие продать свой товар на одной ярмарке, могли бы успеть на другую. Какой вывод об экономическом развитии России возможен на основании этих фактов?
  14. Первоначально Петербург был сплошь деревянным, затем стали строить глиняные дома на деревянном основании. Но, когда решено было перевести столицу в новый город из Москвы, началось грандиозное строительство каменных дворцов, пышных, со многими украшениями. Много строилось загородних дворцов. Торжественности и пышности построек Петр I особенно требовал в последние годы своего правления. Как объяснить причины стремления Петра I к строительству роскошных зданий?
  15. После того, как в 1721 году Петру I был присвоен титул императора, в воинском уставе было записано, что “его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет, своим государством и землями как христианский государь по своей воле и мнению своему управляет”. Могла ли такая запись появиться в XVII?
  16. Петр I часто позировал художникам, в частности европейцам. Как правило, его изображали в парадной форме с официальным и торжественным выражением лица. Так же изображали в Европе французских королей XVII–XVIII веков. Какие общие черты для обеих стран можно отметить в такой манере изображения царей?
  17. Какие необычные для русских царей черты можно отметить в личности Петра I?
  18. Окончательно ли преодолел Петр I отсталость России? Аргументировать свое мнение.

Решение проблемных ситуаций можно организовать через проведение нетрадиционных форм уроков. Например, в 11 классе в теме “Первая русская революция 1905–1907 годов” изучается вопрос о многопартийности в России. Множество партий, программы которых запомнить сложно. Поэтому в ходе эвристической беседы в тетрадях оформляется таблица.

Партии в России.

Партии

социалистические

либеральные

монархические

Название РСДРП эсеры кадеты октябристы  
Год создания          
Лидеры          
Программа          
Форма правления          
Национал. вопрос          
Аграрный вопрос          
Рабочий вопрос          
Тактика          

Вопросы для беседы:

  1. Каковы причины первой русской революции?
  2. Назовите основные ее события.
  3. Какое значение имел Манифест 17 октября 1905 года?
  4. Как вы думаете, какие вопросы российской действительности найдут отражение в программах партий? Почему?

(Учащиеся должны объяснить, что аграрный, национальный, рабочий вопрос, вопрос о форме правления – это актуальные вопросы для России того времени).

После заполнения первой колонки таблицы класс делится на пять “групп-партий” и, используя литературу, самостоятельно изучает программу своей партии, заполняя таблицу.

Литература:

  1. История Отечества XX век. Авторы: Н. В. Загладин, С. Т. Минаков, С. И. Козленко, Ю. А. Петров. Москва “Русское слово”, 2003. стр. 36–39.
  2. История Отечества XX век. Авторы: Л. Н. Жарова, И. А. Мишина. Москва, издательство “Центр гуманитарного образования”, 2004. стр. 62–63.
  3. История Отечества XX – начало XXI века. Авторы: Н. В. Загладин, С. Т. Минаков, С. И. Козленко, Ю. А. Петров. Москва “Русское слово”, 2004. стр. 39–49.
  4. Россия в XX веке. Авторы: А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. Москва “Просвещение”, 1998. стр. 34–44.

На следующем уроке ставится проблемный вопрос. Каковы особенности становления первой российской многопартийности? Урок можно провести в форме митинга, где учащиеся, представляя ту или иную партию, раскрывают ее программные установки, агитируют за вступление в нее, подчеркивая ее преимущества перед другими партиями, критикуют политических соперников, а также отвечают на вопросы, которые возникают в ходе выступлений. На уроке развертывается острая дискуссия, особенно по аграрному и национальному вопросам (важно, чтобы учащиеся при выступлениях и в ходе дискуссии соблюдали принцип толерантности).

Такая форма работы позволяет включить в активную деятельность всех даже слабых учащихся, позволяет понять сложность решения этих проблем, а также понять, почему I и II Государственные Думы не смогли решить эти проблемы.

После обсуждения учащиеся самостоятельно должны определить особенности первой русской многопартийности. Примерный вариант ответа:

  1. Политические партии в России появились позже, чем в Западной Европе.
  2. Первыми оформились в России социалистические партии.
  3. Главную роль в создании и деятельности партий играла русская интеллигенция.
  4. В отношениях между партиями и внутри некоторых из них преобладал конфронтационный тип политической культуры.
  5. Множество партий.

При изучении темы “Экономические реформы 1960–1980-х годов предлагаю учащимся следующую таблицу

Среднегодовые темпы роста основных показателей экономического и социального развития СССР по пятилеткам (в %).

Показатель

1966–1970 гг.

1971–1975 гг.

1976–1980 гг.

1981–1985 гг.

Прирост национального дохода

7,2

5,1

3,8

3,1

Производство промышленной продукции

8,5

7,4

4,4

3,4

Производство сельскохозяйственной продукции

3,9

2,5

1,7

1,1

Производительность общественного труда

6,8

4,5

3,3

3,1

Изменение фондоотдачи

–0,4

–2,7

–2,7

–3,0

Реальные доходы на душу населения

5,9

4,4

3,4

2,1

Используя данные таблицы, прошу проанализировать основные тенденции экономического развития страны.

Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:

  1. Иван IV – тиран или реформатор?
  2. Петр I – антихрист или православный русский царь?
  3. “Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин)
  4. Триумф и трагедия победителей. (1945–1953 гг.)
  5. От “горячей войны” к “холодной”.
  6. Можно ли считать разоблачение культа личности ликвидацией тоталитарного режима?
  7. Можно ли считать время Л. И. Брежнева – временем “застоя”?
  8. М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?
  9. “Распад или развал СССР”?

Можно после раскрытия темы учителем самим учащимся предложить главную проблему урока и составить вопросы к теме проблемного характера?