Цели урока:
-
Образовательные:
поднять старшеклассников на новый уровень
осмысления глобальных проблем; максимально
актуализировать их знания по другим предметам.
- Развивающие: развивать навыки работы в парах с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками, тестами); навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.
- Воспитательные: обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем..
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.
Основные понятия: биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.
Изучение новой темы
Этапы |
Приемы и средства обучения |
Вводно-мотивационный этап. | Обозначение актуальности темы. Постановка проблемы. |
I этап. Что такое глобальные проблемы? | Лекция с элементами беседы. Выяснение причин появления глобальных проблем, построение схемы “Особенности глобальных проблем”. В выводе фиксируется главное понятие темы. |
II этап. Классификация глобальных проблем. | Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия: составление таблицы “Классификация глобальных проблем”; просмотр материала одной из новостных программ в записи, беседа по вопросам к в/ф; работа с раздаточным материалом (карточками с заданиями, письменными источниками); звучит композиция “Прости, Земля”. Вывод. |
III этап. Роль международных организаций и движений в современном мире. | Сообщение группы учащихся-аналитиков, заполнение таблицы “Международных организации и движения”, беседа, дискуссия. Вывод. |
IV этап. Поможем планете решить глобальные проблемы! | Элементы практического занятия: групповая учебная деятельность по заданию (техника аквариума), аналитическая беседа, дискуссия. Вывод. |
V этап. Альтернативные сценарии будущего. | Лекция с элементами аналитической беседы, дискуссия. Вывод. |
Заключительный этап. | Коллективное обсуждение проблемного вопроса. Учащиеся подводятся к итоговому выводу. Проверка формализованных знаний через тестирование. Взаимопроверка, оценка и самооценка работы учащихся. Объясняется домашнее задание. |
Вводно-мотивационный этап
Эпиграф на доске:
Цивилизация на нашей планете
до сих пор жива благодаря тому,
что люди, становясь сильнее,
в конечном счете, умели становиться и мудрее.
А. Назаретян
Учитель. В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия – “Глобальные проблемы современности”. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос (записан на доске):
Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?
I этап. Что такое глобальные проблемы?
Учитель. Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – “шар”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).
Вопросы учащимся: Почему вплоть до середины XX в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем? Что их породило? В ходе обсуждения возможно пояснение учителя.
Учащиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях:
Причины появления глобальных проблем:
- глобализация мира;
- огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.
Вопрос учащимся: Каковы, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем? Ведется обсуждение, одновременно с этим учителем на доске рисуется цветными мелками схема, которую учащиеся зарисовывают в тетрадях.
Особенности глобальных проблем.
Рисунок 1.
Вопрос учащимся: Что же такое глобальные проблемы? Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.
Вывод. Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX в., угрожающих существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).
II этап. Классификация глобальных проблем.
Учитель. В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.
Вопросы учащимся: Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. По каким разновидностям можно их сгруппировать? В ходе беседы заполняется таблица. Учитывая мнения ребят, возможно внесение в нее необходимых корректив.
Классификация глобальных проблем
Экологические |
Экономические |
Социальные |
Политические |
Духовные |
“Озоновая дыра”. Истребление лесов. “Парниковый” эффект (глобальное потепление). Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы. Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи. Освоение космоса и мирового океана. |
Продовольственная проблема. Полюса развития: “С-Ю”. Проблема пределов экономического роста. Истощение ресурсов. Экономический глобализм.
|
Демографическая проблема. Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...). Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных). Этнические, конфессиональные конфликты.
|
Проблема войны и мира: возможность
перерастания локальных конфликтов в глобальные,
опасность ядерной войны. Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион). Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм). Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный). |
Деградация “массовой культуры”,
девальвация моральных и нравственных ценностей. Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания). Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации. Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий. |
Просмотр эпизода одной из новостных программ в записи (5 минут).
Беседа по вопросам к видеофильму: Какие глобальные проблемы были затронуты в сегодняшних новостях? Люди с разной степенью остроты воспринимают глобальные проблемы. Какая из них наиболее актуальна для вас? Из практики: приоритетной проблемой большинство учащихся-москвичей, вспомнив теракты последних лет, назвали терроризм.
Учитель решает, насколько подробным должно быть рассмотрение отдельных проблем, исходя из собственных предпочтений и того, как широко эти проблемы были представлены в рамках других учебных дисциплин. Возможно по отдельным глобальным проблемам организовать работу с раздаточным материалом (карточками с заданиями, письменными источниками). Демонстрируются иллюстрации по отдельным глобальным проблемам. Звучит отрывок из музыкальной композиции “Прости, Земля” в исп. группы “Земляне” (слова А. Дементьева, музыка В. Добрынина).
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадях).
III этап. Роль международных организаций
и движений в современном
мире.Учащиеся-аналитики выступают с сообщениями о наиболее представительных и авторитетных международных организациях и движениях, пытающихся решить глобальные проблемы. Используются информационные ресурсы Интернета. Учащимся раздаются листы с частично заполненной таблицей “Международные организации и движения” (см. Приложение). Их задача: слушая выступление аналитиков, заполнить последнюю графу (статус и роль).
Вопросы учащимся: Поддерживаете ли вы идею правящей элиты США об американском мировом лидерстве, особой ответственности США за миропорядок и решение международных проблем (т.е. США – “мировой полицейский”)? Возможно возникновение дискуссии (культура ее ведения: “Позвольте мне с Вами не согласиться ...”, “Я считаю ...”, “Мое мнение отлично от Вашего, т. к. ...”, “Вы не правы, т. к. .. .” и т. п.). Учитель обращает внимание учащихся на то, что политика США последних лет позволяет усомниться в способности правящих кругов этой страны адекватно воспринимать новые реальности мирового развития. Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ. Возможно возникновение дискуссии. Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира? Вспомните последние российские инициативы.
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движения (вывод фиксируется в тетрадях).
IV этап. Поможем планете решить глобальные проблемы!
Используется техника аквариума. Класс делится на 6 групп: с первой по пятую – рабочие группы, специализирующиеся на одной из пяти разновидностей глобальных проблем; 6-я группа – аналитики (они будут оценивать предложения групп).
Задание для рабочих групп: Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем. Группам дается 10 минут для обсуждения интересующей их проблемы и определения общей точки зрения, которую затем выскажут представители каждой группы. Они должны отстаивать позицию своей группы. Идет обсуждение “проектов”, оценка аналитиков, резюме учителя. В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем. Возможно не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – это значит сделать первый шаг. Учащиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан. Их задача, как минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому миру.
Учитель, обобщая вопрос: Теория В.И. Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в 1944 г., но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной альтернативой гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в Рио-де-Жанейро в 1994 г. Ее суть: безудержный рост стандартов потребления губителен для общества и природы; научно-техническая и технологическая революции должны направить усилия на разработку “щадящих” технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человечества.
Вопрос учащимся: Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей? Возможно возникновение дискуссии.
Учитель. Это должно произойти через духовное возрождение человечества. Например, английский ученый-гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члены Римского клуба говорят о возрождении нравственно-духовных ценностей в целом.
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях).
V этап. Альтернативные сценарии будущего.
Учитель представляет учащимся различные прогнозы развития мирового сообщества.
Учитель. Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:
-
пессимистический прогноз,
предсказывающий в недалеком будущем глобальный
ресурсный, экологический, продовольственный
кризис и предлагающий выход, состоящий в
сокращении населения и производства (английский
ученый Томас Мальтус);
оптимистический прогноз,
считающий, что: недра Земли, Мировой океан и
космическое пространство содержат множество еще
не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов;
демографический взрыв не вечен; сокращение
военных расходов и установление мира на Земле
станут жизненной необходимостью и реальностью, а
значит, откроется путь к устойчивому
экономическому процветанию, и станет возможным
социальный и научно-технический прогресс
человечества (немецкий ученый Фриц Бааде);
нейтральный прогноз,
исходящий из того, что невозможно с
определенностью сказать, приведут ли глобальные
тенденции к ужасным катастрофам или будут
предотвращены удивительными достижениями
человеческой приспособляемости (американский
ученый Пол Кеннеди).
Вопрос учащимся: Представьте ваш сценарий будущего человечества. Возможно возникновение дискуссии.
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации, но реализуются они в рамках веера возможных альтернатив (вывод фиксируется в тетрадях).
Заключительный этап.
Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед учащимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальные проблем неизбежен? Возможно возникновение дискуссии.
Учащиеся вспоминают эпиграф урока и подводятся к итоговому выводу.
Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами (учащиеся фиксируют итоговый вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от данного).
Этап проверки формализованных знаний учащихся проводится через тестирование. Затем на доске открывается ключ к тестам и критерии оценки; проводится взаимопроверка в парах: все построено на доверии. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.
Учитель объясняет домашнее задание:
Литература для учителя:
- Кишенкова О.В. Новейшая история. 9, 11 классы.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001, с. 150–163;
- Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. Ч. 2. 11 кл. /Боголюбов Л.Н. и др. – М.: Просвещение, 2000, с.76–80;
- Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. – М.: Весь мир, 1997, 480 с.;
- Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. – М.: Рольф, 2002, 592 с.;
- Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, с. 262-271.