Конспект урока по истории России в 7-м классе на тему: "Русский быт наших предков в XVII—XVIII вв." (из истории Рязанской губернии)"

Разделы: История и обществознание


“Плох тот народ, который не помнит,
не ценит и не любит своей истории”

В. М. Васнецов

Цели и задачи:

  • показать традиционный путь развития страны в XVII-XVIII в.в. (на примере Рязанской губернии);
  • выработать у учащихся четкое представление об особенностях быта (питании, одежде, говоре, предметах) наших предков;
  • воспитание на национальных традициях русского народа;
  • формирование гражданина-патриота;
  • гуманного отношения друг к другу;
  • прививать устойчивый интерес к истории своей малой Родины;
  • развивать такие познавательные процессы учащихся, как речь, память, мышление, внимание, воображение и умение производить самоанализ и самооценку.

Оборудование:

  • предметы быта, одежды (из школьного краеведческого уголка);
  • манекен;
  • рязанские народные наигрыши и песни “У нас горенка высока”;
  • проигрыватель;
  • пословицы и поговорки;
  • алгоритм работы в группах;
  • оценка успешности урока (рефлексия);
  • продукты питания;
  • “Домострой” (травники, лечебники);
  • “Лекарственные растения” (книга);
  • альбом “Традиционный Рязанский костюм”.

Ход урока

I. Приветствие.
Организованный момент (тема урока, цели и задачи, что на столах..., зачем...?)
II. Вхождение в тему: “Человека создали труд и стремление к прекрасному. Это стремление очень наглядно отмечено в одежде наших предков”.

1. Костюм-превращение:

  • обыграть каждую деталь костюма (налобник, рубаха, понева, завесы, лапти, платок);
  • историческая справка об одежде в Рязанской губернии;
  • показ иллюстраций костюмов из альбома.

Наряжаем манекен.
Костюм во многом раскрывает психологию людей прошлого и настоящего, порой позволяет заглянуть в будущее.
В настоящее время предметы и части вашего костюма должны сочетаться между собой. Это не значит, что все и всегда должно быть строгим и скучным, вовсе нет, просто проследите за тем, чтобы не выглядеть нелепым.

А теперь проведем небольшой тест:
- Я скажу несколько фраз, а вы ставьте "+", если согласны, и "-", если нет.
- нужно иметь много денег, чтобы одеваться хорошо;
- нужно покупать исключительно заграничную одежду;
- нужно изо всех сил следовать моде, чего бы это не стоило;
- неважно, что носишь, лишь бы не как все;
- нужно любой ценой выколачивать деньги из родителей.
? - кто согласен с этими утверждениями?
? - кто не согласен с этими утверждениями?

Вывод: Значит у вас есть задатки людей со вкусом.

? - А знаете, что такое вкус?
- Это чувство меры, чувство цвета, ощущение того, идет или не идет вам та или иная одежда (работа с словарем в тетрадь). Пьера Кардена как-то спросили, какого человека можно считать хорошо одетым? Он ответил: "...который считается с собой и другими".

2. Одежда является частью быта, но наши предки большое время проводили в созидательном труде. Что же им помогало созидать?

- Обратите внимание на предметы, находящиеся на ваших столах:
назовите их; в чем их волшебная сила? Можно обыграть (рубель, рогач, валик, крынка, сито, ложки).

3. Труд вызвал в жизни первые песни. Они облегчали работу, подчиняя ее определенному ритму.
? - Какие вы слышите песни? (народные)
? - Какие вы знаете еще?
- Вы, наверняка, знаете или слышали песню "Во поле береза стояла..."
? - сколько в песне куплетов? - скажите, пожалуйста. На самом деле , ребята, в ней 20 куплетов, сейчас таких песен нет.
- Я вам предлагаю спеть один куплет:

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Лю-ли, лю-ли стояла,
Лю-ли, лю-ли стояла.

4. Народные песни - своеобразный народный документ, раскрывает мудрость народа, его веру в победу добра над злом, веру в справедливость:
- На столах тексты - дать перевод на современный язык и прочитать вслух.

? - Как говорили на Рязанщине?

5. В раскопках Толпинского, Истинского городища, Старой Рязани археологи находили и находят черенки горшков, целые горшки, прочую домашнюю утварь, от которой ведут свою родословную современные наши кастрюли и сковородки.

- Вспомните, чем в основном питались наши предки? (продукты питания на столе).

- Давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе насущном, так как в жизни кусок хлеба часто был горек и не всегда присутствовал на столе (учащиеся вспоминают домашнее задание).

- Скажи, что ты ешь, и я скажу кто ты!-(зачитать заготовку учителя).
Уже тогда люди понимали, что “силы в овощи велики”.
В XVII-XVIII в.в. появляется специальные виды литературы (справочники, энциклопедии, которые назывались травниками, лечебниками-показать “Домострой” - ? Когда впервые появилась эта книга? - в XVII веке).

Вот несколько советов: для профилактики простуды (т.е. гриппа) нужно кусочком лимона натереть десны и зубы.

  • Брусника обладает противовоспалительным действием и слабительным эффектом (Евгений Онегин беспокоился после визита к Лариным: “Боюсь брусничная вода мне не наделала б вреда?”).
  • Клюква - улучшает умственную деятельность. Будем есть клюкву в больших количествах!

Ребята! Скажите, пожалуйста, а любите ли вы чеснок? НЕТ? Совершенно напрасно.
Греки считали его пищей бедняков и в храмы не пускали с запахом чеснока.
А вот в Древнем Египте при строительстве пирамид рабам давали ежедневно по несколько долек чеснока, чтобы избежать болезней и эпидемий.
Пифагор называл чеснок - царем среди приправ.
- Так, может, пересмотрите свое мнение те, кто не любит чеснок?..

III. Подведение итогов:

- Что нового вы узнали на уроке?
- Что сейчас мы используем от наших предков?
- Заполнение рефлексии.
- Комментирование и выставление оценок в журнале учителем, благодарность учителя за урок учащимся.

Широко известная фраза
А.П.Чехова из пьесы "Дядя Ваня":
"В человеке должно быть все
прекрасно: и лицо, и душа, и
одежда, и мысли."

 

IV. Домашнее задание: творческое по группам (кто желает, индивидуально) - изготовить костюм из нетрадиционного материала: это может быть целлофан, цветные пакеты и другое.

 


Алгоритм учебных действий учащихся в учебных группах (парах)

1. Распределите вопросы для изучения (сообщения) между членами группы. Изучение отдельных вопросов могут быть взяты на себя двумя – тремя учащимися.

2. Изучите источники знаний, решите вопрос об иллюстрациях, которые понадобится подготовить или изготовить; распределите работу в тех случаях, когда один вопрос изучают два или более учеников.

3. Составьте план или конспект сообщения и подготовьте (изготовьте) иллюстрированный материал.

Те учащиеся, которые с сообщениями не выступают, должны:

  • внимательно ознакомиться с источниками знаний, чтобы заполнить выступления интересными и важными фактами и сообщениями;
  • попытаться определить и обосновать свою точку зрения.

4. на заключительном этапе самостоятельной работы (лучше во внеурочное время) прослушайте и прорецензируйте все сообщения, тем самым сообща отобрав действительно существующий, яркий материал.

! Учтите, что продолжительность каждого сообщения перед классом желательно ограничить десятью минутами.