Использование новых педагогических технологий при изучении краеведения

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Задачи:

  1. Систематизировать знания восьмиклассников о родном городе: истории, экономике, культуре, людях, живущих в городе.
  2. Укрепить в учащихся чувство гордости за свой город, за людей, преумножающих его благосостояние, чувство любви к “малой родине”.
  3. Развивать у учащихся проективное мышление.

В результате работы должен быть создан “Портфолио” по теме “Сургут”.

Изучение родного края, его истории, культурных традиций, современных достижений - процесс, увлекательный для школьников, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, встреч. Но это с одной стороны. С другой, - обычно на уроки краеведческого характера остается минимум учебного времени. Для разрешения этого противоречия в нашем учебном заведении краеведческий материал изучается как в учебное время, так и во внеучебное, в период Летней школы (7-10 дней в июне месяце). В этот период есть возможность погружения в тот или иной предмет и педагоги активно используют данное время для разработки учебных проектов. Хотелось бы привести пример использования технологии “Развитие критического мышления” на занятиях краеведческого характера.

Работая в технологии “Портфолио”, первая страница которого - “Портрет”, гимназисты решили создать коллективный “портрет”  “Мы - сургутяне”. Для этого три группы класса избрали различные темы, которые характеризуют и маленький класс, и большой город.

Первая тема - "Мы - сургутяне".

Вторая тема - "Профессии родителей".

Третья тема - "Национальный состав класса".

Опросы одноклассников, составление диаграммы позволили сделать вывод: наш город многонациональный, наиболее распространенные профессии - нефтяники, энергетики, строители, предприниматели.

Ребята любят свой город и обязательно пойдут на празднование 410-летнего юбилея, однако они не знают, будут ли жить в Сургуте всю жизнь, или уедут в другие, более крупные города. Так же на вопрос “Готовы ли вы бескорыстно, что-либо сделать для Сургута?” только 2 человека ответили положительно, 12 - отрицательно, 4 человека затруднялись дать ответ.

Создавая разделы “Портфолио” (Коллектор и Рабочие материалы), мы использовали технологию “Развитие критического мышления”

I этап работы - ассоциативный ряд или создание кластера по теме “Сургут”. Ассоциативный ряд был сгруппирован, таким образом, чтобы определить направления дальнейшей работы.

Схема 1

II этап - работа с текстом. Учитель, предлагая текст об истории нашего города в XIX веке, говорит, что данный отрывок взят из работы старшеклассниц гимназии, которые работают над краеведческой темой “Роль интеллигенции в формировании культурных традиций Сургута”. Восьмиклассникам предлагается познакомиться с текстом при помощи техники “Insert”, когда, читая текст, они отмечают значками

Политические ссыльные XIX века в Сургуте

Общую картину состояния провинциального города Х1Х века можно представить на основании известных исследователям материалов, выделить его некоторые особенности, влиявшие на уровень культурных процессов, протекавших и в городе, и в провинции в целом.

Тип российского провинциального города сложился во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. В результате проведения губернской реформы 1775 г., пожалования городам грамоты “ на права и выбора” (1785 г.) сформировалась административно- территориальная структура провинции и иерархии городов.

В источнике 1830 года говорится: “город Сургут имеется при отделении с плана, составленного в 1797 году… Ныне же, новые дома по возможности жителей выстраиваются согласно предположению сего плана, а прежние, до сего поставленные, дома не против плана еще прочные…посему и прямые по прожекте улицы еще не усовершенствовались”. В 50-х гг. ХIХ века в Сургуте имелись каменная церковь и 160 домов (включая казачьи); численность городского населения составляла 1018 человек. В 1867 году Сургут снова стал окружным городом Тобольской губернии, однако за вторую половину столетия его облик почти не изменился. В городе в середине XIX века существовали казачья больница (в ней лечились и те, кто принадлежал к другим сословиям) и школа. Отметим, что школа для обучения детей сургутских служилых открылась еще в 1835 году; на ее содержание отпускалось ежегодно 57 рублей 14 копеек из средств Тобольского городового полка. Отставной хорунжий Тупалев пожертвовал для школы одноэтажный дом, а его сын, окончивший губернскую гимназию, был одним из трех школьных учителей.

В начале XIX века Сургут стал местом политической ссылки. Жители Сургута имели возможность познакомиться с декабристами. Сюда был отправлен “на поселение вечно” в 1826 году поручик Черниговского полка Андрей Иванович Шахирев; затем срок поселения был ему сокращен до 20 лет. Умер он в Сургуте 17 мая 1828 года; 2 года, проведенные им в северном городке (из “положенных” 20-ти), оказались для Шахирева последними.

Шахирев происходил из дворян Санкт-Петербургской губернии и был членом тайного Общества соединенных славян.

Показательно, что другой декабрист - Василий Карлович Тизенгаузен, в прошлом полковник, командир Полтавского пехотного полка, происходивший из дворян Лифляндской губернии, член Южного общества, жил в Сургуте во время описанных событий, но никаких подозрений относительно смерти Шахирева не высказывал. Тизенгаузен до отправки в Сургут отбыл год каторги; на поселение в Сургуте он был направлен в апреле 1828 года, а примерно через год его перевели в Ялуторовск.

С 70-х годов XIX века в Сургуте образовалась небольшая колония ссыльных революционеров-народников, среди которых были супруги А.И. и Е.И. Аверкиевы, С. Агапов, В.Я. Мрачковский, В.Я. Яковлев-Богучарский, С.П. Швецов и другие. Находясь вдали от активной политической жизни, ссыльные вели научную и просветительскую работу.

Сами политические ссыльные оставили немало воспоминаний о Сургуте, описывая обычаи коренных народов Севера - ханты и манси (остяков и вогулов), традиции сургутян. В наш город стали приезжать иностранные журналисты и ученые, также оставившие свои впечатления о небольшом сибирском городке в российских и иностранных изданиях.

Далее идет обсуждение прочитанного текста, где особое внимание уделяется вопросам, спорным мнениям и новой информации.

Новую информацию вносим в кластер. Вопросы, возникшие у гимназистов после прочтения текста, становятся заданием для нового поиска (Схема 2). Таким образом, в Схеме 1 мы расширили знания о Сургуте - месте ссылки.

Другой текст (теперь электронный) рассказывает о самом крупном предприятии города “Сургутнефтегаз”. По той же технике “Insert” мы узнали о прославленном предприятии и тоже расширили кластер (Схема 3).

III этап - экскурсия в культурно-этнографический центр “Старый Сургут”. Экскурсия дала возможность познакомиться ребятам с бытом коренных народов, побывать в часовне XVв., посмотреть другие выставки. Это дало возможность заполнить новый сектор кластера (Схемы 4, 5).

IV этап. Учитель вновь возвращает школьников к кластеру и обращает внимание, что есть еще много незаполненных секторов, а значит нас ожидает дальнейшая работа. Разделившись на группы по интересам, школьники работают самостоятельно в библиотеке, и заполняют кластер и представляют свою работу одноклассникам.

V этап. В результате работы группы рассказали и схематично представили заполненные сектора по темам:

  1. Улицы Сургута, названные в честь наших земляков.
  2. Река Обь - и её роль в жизни города.
  3. Транспорт г.Сургута
  4. Памятники г.Сургута
  5. Сургутский государственный университет
  6. Спорт в нашем городе

См. Приложение1 и Приложение 2.

VI этап. Изучать историю своего города, ХМАО, невозможно без изучения периодической печати и навыков библиографии. Работа велась с журналом “Югра”. Составленная таблица - результат работы групп, которым необходимо было найти и описать краткое содержание статей, рассказывающих о событиях XV-XIX вв. в нашем крае

Таким образом, создавая “Портфолио” по теме “Сургут”, мы прошли стадии: Вызова (создание ассоциативного ряда, социологические опросы по темам:"Мой город", "Профессии родителей", "Национальный состав моего класса"); Осмысления, где происходило получение новой информации путем поиска, работы с текстом, экскурсий. На стадии Рефлексии гимназисты написали эссе. Приведем несколько эссе для примера

Я и мой город (Мухаметнабиева Лилия 8В)

В ходе изучения истории нашего края в летней школе мы узнали много нового. Экскурсии в Краеведческий музей и “Старый Сургут” помогли нам в современное время познакомиться с бытом первых жителей Сургута. Нашему вниманию были представлены домашняя утварь, одежда, орудия труда.

Из дополнительного материала мы узнали о важных исторических событиях, связанных с нашим городом: получение статуса города, открытие первых школ, больниц, о пребывании в ссылке декабристов. Таким образом, мы знакомились с неизвестной нам ранее стороной нашего города.

Сейчас Сургут - процветающий город. С каждым годом он становится более значимым по добыче нефти. Для многих из нас этот город является местом, где мы родились и на протяжении многих лет мы наблюдаем за его развитием. Возводятся памятники (не так давно был установлен памятник основателям Сургута, также, был установлен не менее значимый для Сургута памятник строителям), во дворцах культуры регулярно проводятся разные мероприятия.

В наше время в Сургуте уделяется много внимания молодежи. Различные общества, которые объединяют группы молодых людей с пользой для города, по-прежнему востребованы. Помимо этого в Сургуте много мест для отдыха. Это и развлекательные центры, и любимый всеми кинотеатр “Аврора”, и парки. Таким образом, мы видим, что наш город молодой, разносторонний, с богатой историей и просто замечательный.

Сургут и я (Щербинина Елена 8В)

Для меня Сургут - не просто красивый и интеллектуальный город. Это город, в котором я родилась. Здесь я прожила свою, пока еще, не долгую жизнь. Я часто гуляю по знакомым улицам любимого города со своими друзьями. Я привыкла к его холодам и буйному потоку жизни.

Приятно видеть, как город строится постепенно, каждый месяц видишь новые постройки. Это значит, город не умирает, а растет и развивается. В городе ведется добыча нефти и газа, мы являемся значимым звеном в нефтедобывающей отрасли страны.

В Сургуте много памятников и дворцов искусств. То есть город растет и в культурном развитии. Молодежь стремится чем-то заниматься. В городе даже есть свой собственный музыкальный драматический театр, который гастролировал в разных городах, и его там радушно принимали. Театр достаточно посещаем и его любят. Я сама была на их выступлении и получила незабываемые впечатления.

В городе имеются развлекательные центры, где можно с друзьями хорошо отдохнуть и повеселиться. В Сургут приезжают известные исполнители мировой эстрады, что очень радует. А отзывы исполнителей говорят за себя.

Так что наш город растет и развивается. И город можно назвать городом молодежи и городом активной жизни со своими традициями и образом жизни.

Гурьянова Оля

Вчера наш класс посетил краеведческий музей в “старом Сургуте”, как раз накануне Дня города. Шли весело, ничего примечательного в музейном городке никто увидеть не ожидал. Но когда нас подвели к Часовне XV в., разговоры невольно начали стихать, и у ребят проявился интерес к необычной постройке. Внутри часовни всем стало интересно, многие хотели понять, как же было построено это здание без единого гвоздя, разговаривать стали уже по теме экскурсии. Зайдя в музей, все перестали разговаривать и проявляли любопытство к этим необычным предметам обихода коренных народов нашего края. Было очень интересно узнавать про чужую культуру. Во многом ханты и манси похожи на нас: живут они чаще в русских избах, носят платки, играют в куклы, одеты в национальные костюмы. А какая у них интересная одежда! В музее я узнала, что ханты пришивают бисер на свои наряды, а манси - нет. Эти народы также считают, что у человека есть душа, только их несколько: у мужчин пять, а у женщин - четыре. Коренные жители являются язычниками, и поэтому у них есть свои боги и духи.

Зайдя в Дом журналистов, я была очень удивлена, увидев не вещи ханты и манси, а изделия, сделанные самими сургутянами. Было очень здорово ощущать, что сургутские ребята не только интересуются культурой коренных жителей нашего края, но и сами что-то делают для её обогащения. Выставка изделий была очень богата интересными идеями, нам всем очень понравилось. Я считаю, что посещение музейного городка не прошло даром для многих учащихся, и теперь каждый из нас сможет рассказать о крае, где он живет.

Я и мой город (Фазлыев Тимур)

На днях я ходил в Краеведческий музей, где была представлена выставка “Видевшие лицо Тары”, посвященная 410-летию города Сургута. Эта выставка мне очень понравилась. На ней были представлены вещи коренных народов Севера. Нам показывали статуэтки, бляхи, нашивки и т.п.

Мне очень понравился способ представления экспонатов выставки. Некоторые из них были показаны на “экранах” в увеличенном виде. Экскурсовод очень хорошо объясняла и рассказывала об экспонатах выставки. Так же нам показывали фотографии невыставленных экспонатов.

Выставка показалась мне очень познавательной и вызвала у меня море позитива.

Завершилась работа созданием Портфолио и его презентацией. Кластер по теме Сургут стал результатом нашей работы, и его мы положили в “Наши достижения”. Завершив работу, учитель и учащиеся поняли, что еще очень многое из истории города надо узнать, и это станет предметом исследования в дальнейшем.