Цели:
- формировние представления об альтернативах политического развития СССР, которые имели место после смерти И.В. Сталина, показав их через персоналии лидеров партии и страны; разъяснить противоречивость оставленного И.В. Сталином политического наследия; уяснить, почему в стране необходимы были политические перемены и по каким возможным путям они могли проводиться;
- развитие познавательного интереса к истории своей страны;
- научить обобщать, систематизировать и анализировать исторические явления, выбирать главное, давать личностную характеристику и оценку лидерам страны и партии, делать выводы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: фрагмент видеофильма “Холодная война”, схемы: “Этапы внутрипартийной борьбы 1953-1958 гг.”
План урока.
- Организационный момент. Подведение учащихся к изучению новой темы.
- Изучение нового материала:
- Смерть И.В. Сталина и борьба за власть.
- XX съезд КПСС.
- Реабилитация.
- Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.
- Конституционный проект 1962-1964 гг.
- Закрепление нового материала.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Подведение учащихся к изучению новой темы.
Учитель: возврат страны к довоенной модели развития означал для страны скатывание в пучину экономического и политического кризиса. Страна была поставлена пред необходимостью радикальных реформ. Но это стало возможным только после смерти И.В. Сталина.
II. Изучение нового материала.
1. Смерть И.В. Сталина и борьба за власть
Учащиеся смотрят фрагмент видеофильма “Холодная война” о смерти И.В. Сталина (2 минуты).
Учитель: После смерти И.В. Сталина к власти в стране пришло “коллективное руководство”
Схема: “Коллективное руководство”
Далее учащиеся дают краткую биографическую справку по каждому из претендентов на власть и дает краткую характеристику каждой альтернативе развития страны.
Учитель: Каждый из этих людей претендовал на роль лидера страны, что послужило причиной борьбы за власть, носившей непрерывный характер вплоть до весны 1958 года. Борьба закончилась победой Н.С. Хрущева.
Задание: Попробуйте представить себя на месте Никиты Сергеевича в марте 1953 года. Ваши действия?
Учащиеся предлагают свои варианты борьбы. Затем учитель характеризует основные этапы борьбы за власть.
Схема: “Этапы внутрипартийной борьбы”
Учитель: Победа Н.С. Хрущева означала отказ от коллегиального управления страной и возврат к сталинской практике единоличного управления. А кто из вас знает что-нибудь о мероприятиях Н.С. Хрущева?
Ответы ребят.
Однажды Н.С. Хрущев сказал: “Помру я … положат
люди на весы дела мои, на одну чашу – худые, на
другую – добрые… И добро перетянет”
Прав ли оказался или нет, – попробуем
разобраться, познакомившись с основными
преобразованиями в СССР в 1953-1964 гг. А начнем с
политической сферы. Как вы думаете, почему?
Ответы ребят.
По вопросам № 2, 3, 4, 5 учитель организовывает групповую работу, в ходе которой каждая группа получает задание: заполнить схемы, используя учебный материал (учащиеся получают инструкции о заполнении схем).
- 1 группа: “Реабилитация”
- 2 группа: “XX съезд КПСС”.
- 4 группа: “Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций”
- 5 группа: “Конституционный проект 1962-1964 гг.”
Затем каждая группа представляет результаты работы классу (они выполняются на листах ватмана формата А-1
1-я группа “Реабилитация”
2-я группа “XX съезд КПСС”
3-я группа “Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций”
4-я группа “Конституционный проект 1962-1964 гг.”
После представления результатов работы учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
- Почему изменения, происходящие в политической системе общества, носили непоследовательный и ограниченный характер?
- Повлияли ли эти преобразования на характер политической системы СССР?
- Какой общий вывод мы можем сделать?
III. Закрепление нового материала.
Учащиеся выполняют задание №9 в рабочей тетради А. А. Данилова, Л.Г. Косулиной выпуск 3.
IV. Домашнее задание: § 40, задания в рабочей тетради.