Тема урока: Российская экономика при Петре I
Цели урока:
- сформировать представление о предпосылках и причинах реформ в петровское время;
- раскрыть содержание экономических реформ; показать, что преобразования были вызваны, прежде всего, нуждами Северной войны, носили непродуманный характер, были спонтанны, а потому проводились такими жестокими методами;
- преобразования в сфере экономики повлекли реформы в политике, социальной сфере, культуре.
Оборудование: карта «Экономическое развитие России в XVIII в.», опорные схемы, видеофильм «Российская империя», статистические данные.
Основные понятия: экспорт, импорт, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, посессионные крестьяне.
Ход урока
Учитель. XVIII век явился временем крупных перемен в экономике, политике, социальных отношениях, общественной жизни России. Уже начало столетия сопровождалось резким скачком «в будущее» с появлением новшеств и разрушением прежних устоев.
Проводится беседа с учащимися по вопросам:
- Раскройте причины и истоки реформ Петра.
- Чем были вызваны петровские преобразования?
- Какие факторы подталкивали их форсированное проведение?
Отвечая на вопросы, ученики пользуются схемой, которая была составлена на предыдущем уроке.
Ответы учащихся сводятся к следующим положениям.
- Истоки преобразований эпохи Петра Великого следует искать в предыдущем, XVII столетии. В результате деятельности первых Романовых был преодолен глубокий социально-экономический, политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени. К концу XVII века наметилась тенденция европеизации России, а также четко обозначились предпосылки будущих реформ.
- Уже в XVII веке в России стало складываться мелкотоварное ремесло, первые мануфактуры, интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, стремление к абсолютизации верховной власти, активная внешняя политика, Соборное уложение, реорганизация и совершенствование вооруженных сил - «полки нового строя», сближение с Западом, Немецкая слобода под Москвой, сооружен первый корабль «Орел».
- Однако отставание России от уровня развития западноевропейских государств было весьма значительным. Экономическое развитие страны сдерживалось оторванностью от мировых рынков из-за отсутствия морских торговых путей.
- В целом, страна стояла на пороге перемен. Мысль о созревании в обществе предпосылок для преобразований четко и образно высказал знаменитый русский историк С.М.Соловьев: «Необходимость движения на новый путь была созвана; обязанности при этом определились; народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь появился». Этим вождем оказался Петр Великий.
- Огромную роль в формировании личности Петра как реформатора сыграла длительная поездка по европейским столицам, где он знакомился с образом жизни и достижениями европейских народов. Он впервые увидел европейскую цивилизацию во всей ее силе, ощутил ее смысл и дух. Возвращаясь из Австрии после панического сообщения о бунте стрельцов, он знал наверняка, что к прежней жизни возврата нет.
Вопросы учащимся
- Можно ли назвать точную дату преобразований?
Учащиеся дают различные ответы. Одни считают, что это1698 год, когда боярам велено было сбрить бороды и носить европейскую одежду. Другие считают, что это 1695 год, когда в Воронеже началось строительство русского флота. Некоторые ученики называют началом преобразований досадное поражение русской армии под Нарвой осенью 1700 года.
Учитель. Здесь не будет серьезной ошибки, ибо точную дату начала преобразований, конечно, установить нельзя. Нет и никогда не было у Петра документа, который бы назывался «Проект реформ». Как не было у него ни четкого плана, ни установленных сроков завершения тех или иных преобразований.
И реформы начались! Быстро, стремительно!
По словам Пушкина: « Россия вошла в Европу как спущенный со стапелей корабль - при стуке топора и громе пушек».
Задание для учащихся
Прокомментируйте слова Пушкина, как вы их понимаете?
Учащиеся полагают, что мощным стимулом петровских реформ была Северная война, которая немедленно потребовала военной реформы. Очень коротко излагается суть военной реформы.
Вопросы учащимся
- Как вы думаете, могли ли на этом завершиться преобразования в стране? Почему?
- Какие еще реформы, на ваш взгляд, требовалось провести?
Эти вопросы не вызывают у учеников затруднений. Наиболее подготовленные ученики делают попытку увидеть взаимосвязь проводимых реформ. Тем самым учащиеся сами смогут сформулировать вопросы, на которые они должны будут дать ответ при изучении новой темы. Учителю остается лишь обратить внимание на записи на доске. Следует отметить, что проблемное задание рассчитано на несколько уроков, и учащиеся смогут дать полной ответ только по окончании изучения темы «Эпоха Петра I». На данном уроке проблемное задание рассматривается лишь в рамках изученного материала.
Проблемное задание.
В.О. Ключевский отмечал:
«Реформа пронеслась над народом, как тяжелый ураган, всех напугавший и для всех оставшийся загадкой».
- Что послужило основанием для такого суждения?
Учитель. В конце урока мы должны будем ответить на вопросы и составить опорную схему, которая будет пополняться на последующих уроках.
Вопросы учащимся
- Подумайте, на какие сферы распространилась преобразовательная деятельность Петра?
- Каким образом были взаимосвязаны проводимые им реформы?
Задание для учащихся
Прочитайте задание № 1 (раздаточный материал лежит на каждой парте). Проанализируйте приведенную ниже информацию и ответьте на поставленные вопросы. См. приложение № 1.
После ответа учитель предлагает самостоятельную работу с текстом учебника.(§26, п.2).Так как материал большой, необходимо указать конкретные страницы и абзацы. Также предлагается ученикам подчеркнуть ключевые слова или фразы, которые помогут ответить на вопросы. Это задание помогает ученику совершенствовать навыки работы с текстом, умение ориентироваться в большом материале, выбирать главное. Если такой вид работы часто используется на уроках, то, как правило, ученики легко и быстро выполняют задание, и оно не забирает на уроке много времени.
Вопросы учащимся
- В чем проявлялось активное воздействие государства на экономическую сферу?
- Какова особенность российских мануфактур? Что их отличало от западноевропейских?
- Где возникли мануфактуры? (работа с картой).
Вопросы носят дифференцированный характер, что дает возможность участвовать в работе ученикам разного уровня подготовленности. В ходе беседы разбираются новые понятия, встречающиеся в тексте.
Далее учитель обращает внимание ребят на задание № 2 (раздаточный материал лежит на каждой парте) и предлагает его выполнить.
Учитель. Как мы видим, Северная война требовала огромных средств. Источником их накопления стали постоянно растущие налоги.
Задание для учащихся
- Посмотрите видеоотрывок из фильма Л. Парфенова «Российская империя», используйте данную информацию для выполнения следующего задания.
- В тетради нарисуйте схему, отражающую источники пополнения казны.
Для проверки на доске нарисована незаполненная схема. В ходе ответов и последующего объяснения учитель или ученик заполняет схему, используя заранее приготовленные шаблоны.
В дополнение к фильму на уроке зачитываются сообщения о вводимых в стране налогах, о прибыльщиках (об Алексее Курбатове - посадском человеке, прожектере-прибыльщике, т. е. изобретателе прибыли для казны), заранее подготовленные учениками.
Учитель. Одним из важнейших путей пополнения государственной казны является торговля. Для того, чтобы завладеть доходами от торговой деятельности, государство объявляло производство и продажу того или иного товара казенной монополией.
Монополии были многочисленны и разнообразны. /Зерно, щетина, мачтовый лес, пенька, табак, воск, железо, парусина./
Государство занималось торговлей с помощью откупщиков-богатых купцов, «откупавших» монопольное право торговли у Казны. В конце Северной войны торговая политика изменилась: в 1719 г. были отменены монополии почти на все товары.
Далее в рамках учебника идет работа с новыми понятиями, которые выписаны на доске (меркантилизм, протекционизм).
Основу государственного богатства составляет накопление денег. Для того чтобы деньги накапливались в казне, необходимо добиться превышения экспорта над импортом. Для этого следует экспорт поощрять, а импорт ограничивать. Главное средство-протекционизм, т.е. покровительство отечественной промышленности.
Задание для учащихся
Подумайте, каким образом можно было защитить отечественную промышленность?
Предположите, на какие товары пошлины были высокими, на какие - нет?
В качестве наглядности на доске написан Таможенный тариф 1724 г., где учитель изначально не указывает цифры. После ответов учащихся учитель делает сам вывод, либо просит это сделать ученика о том, что Таможенный тариф 1724 г. носил чисто выраженный протекционистский характер. Самые высокие пошлины в 75% от цены товара устанавливались для тех изделий, производство которых в России могло полностью удовлетворить спрос внутреннего рынка /воск, свечи, железо, крахмал, парусина/.,25% /бумага/.
Как итог, к 1726 г. российский вывоз превысил ввоз.
Вопросы учащимся
- Как вы думаете, успехи в развитии отечественной промышленности сказались на структуре внутренней и внешней торговли? Что изменилось?
Выслушав ответы, учитель обращается к ученикам, выполнявшим задание по карточкам на доске.
Задания на карточках
- Что такое экспорт, импорт? Дайте определение. Из перечисленных ниже наименований выпишите товары, которые вывозились из России в начале XVIII века, а какие ввозились. Какие изменения произошли в первой четверти XVIII века?
(краски, пряности, предметы роскоши, вина, шелк, сукно, сахар, лес, кожа, лен, пенька, железо, полотно)
- Покажите на карте места, где в первой четверти XVIII века проходили ярмарки. Ярмарки устраивались по времени так, чтобы купцы, не сумевшие продать свой товар на одной ярмарке, могли успеть на другую. О чем свидетельствует данный факт?
Вопросы учащимся
- Как вы думаете, изменилось ли положение различных социальных групп в ходе реформ?
Выслушав ответы, учитель делает вывод о том, что в период осуществления петровских реформ произошли изменения в положении социальных групп. Вопрос отношения Петра I к купечеству отдается на самостоятельное изучение.
Завершается урок тем, что учитель обращает внимание учеников на поставленные в начале урока проблемное задание и вопросы. В ходе беседы заполняется опорная схема, работа с которой продолжится на последующих уроках.
Домашнее задание.
§26, вопросы, продолжить заполнение опорных схем.
Список литературы.
- И.Я.Лернер «Задания для самостоятельной работы по истории СССР» для 8 класса;
- М.Н.Зуев «История России» для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы;
- Н.И.Павленко, Л.М.Ляшенко, В.А.Твардовская «История России XVIII-XIX века» для 10 класса;
- Е.В.Анисимов, А.Б.Каменский «Россия в XVIII-первой четверти XIX века»;
- «История Россиии: проблемы, события, люди»;
- В.В.Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах».