Цели:
1. формировать у учащихся образ Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства;
2. познакомить с историческими памятниками времен Московского государства: колокольней Ивана Великого, собором Василия Блаженного, Успенским собором, Благовещенским и Архангельским соборами и их назначением;
3. расширить словарный запас учащихся, отработать лексическое значение слов и выражений: царь, венчание на царство, дыба, опричники и употребление их в речи;
4. познакомить с образами первого русского царя Ивана Грозного и его правлением;
5. учить работать с книгой, иллюстрациями, развивать монологическую речь;
6. развивать познавательный интерес к истории и формировать нравственно-патриотические качества у школьников.
Материал:учебники, тетради, иллюстрации с изображением, панорамы Москвы, Московских соборов, храмов, аудиозаписи: «Москва», «Колокольный звон», стихотворение А. Барто, пословицы и поговорки.
Ход урока:
I. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
1) Прослушивание аудиозаписи "Москва" (О. Газманова)
- О чём будем беседовать?
2) Иллюстрация "Московская панорама".
Учитель: Посмотрите, как хорошо сочетаются
исторические памятники архитектуры с новыми
зданиями. Эти памятники как символы истории,
которые продолжают существовать рядом с нами.
3) Работа со стихами А. Барто:
Московский древний град
Он дорог русским людям
Он славою богат.
Почему дорог русским людям Московский древний город?
Какой славою богат этот город?
4) Работа по учебнику - стр. 16.
(Рассматривание картины Васнецова "Расцвет Кремля...")
- Что изобразил Васнецов?
- Как понять - расцвет Кремля?
- Кто позаботился о том, чтобы Москва была надежно укреплена и выглядела торжественно и величаво?
Зачитайте, где об этом говорится?
- Как заботился?
- Чем стала Москва для русского государства?
- Что означает пословица: "Москва - всем городам Мать"?
- Какая стала Москва?
- А что придавало величественность Москве?
- А что такое Кремль для Москвы?
5) Работа с пословицей.
"Кремль - сердце Москвы".
- Как понимаете?
6) Прочитайте тему урока.
("Москва златоглавая")
- Как еще называют Москву?
- Что значит златоглавая?
- С чем сегодня познакомимся?
- Какой пословицей вы бы отобразили величие и красоту Москвы?
("Кто в Москве не бывал - красоты не видал")
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Кто из вас был в Москве?
- А хотите сейчас оказаться в Москве, прогуляться по Московским улицам, узнать, о чем могут рассказать постройки, расположенные на территории Кремля?
II. Совместное открытие нового знания.
Накопление знаний.
(Чтобы наше путешествие по Москве было
интересным, экскурсоводами будут наши знакомые
Илюша и Анюта, а также Вася, он нынче летом был в
Москве).
1) Вася Ж. - рассказ о колокольне "Иван
Великий".
- Стоит на территории Кремля очень давно. Названа она так в честь Московских князей. Эта колокольня была самая высокая в Москве, что люди идущие в Москву, могли видеть её за несколько километров. А на самой выси была боевая площадка, там сидел бородатый караульщик и зорко смотрел в даль. Не покажутся ли за рекой враги? Заметив опасность, воин ударял в колокола. Стража разводила подъёмные мосты и наглухо запирала Кремлевские ворота.
Какое назначение было у колокольни "Иван
Великий"?
2) Учебник - стр.16
- Зачитайте, какое ещё назначение имела эта колокольня?
3) Аудиозапись "Колокольный звон".
- Как думаете, почему так весело звонят колокола?
Учитель: В великокняжеском дворце никто не спал. Все волновались. Государь ждал рождения наследника. И вот благая весть - родился наследник. Мальчика окрестили и нарекли в честь великого деда Ивана III-nbsp; Ивана IV.
- Так о чём извещал колокольный звон?
Учитель: Когда мальчику было 3 года - умер его отец, а через 5 лет он потерял мать. Остался восьмилетний мальчик без родительской ласки и забот. Самолюбивые бояре всячески унижали и оскорбляли его; брань, побои, грубое насилие, убийства - вот что совершалось пред глазами ребёнка.
- Как думаете, каким мог вырасти мальчик?
Учитель: Когда исполнилось Ивану 17 лет, в Москве был большой и торжественный праздник.
4) Учебник - стр. 17 (иллюстрация)
- Какой праздник?
- Что означает выражение "венчаться на царство"?
- Что возлагал старый священник на голову юного Ивана?
- Шапка Мономаха - это символ чего?
- Почему царской власти, это о чём говорит?
- Что лежит на золотом блюде?
- Как думаете, скипетр - символизирует что? А держава?
Учитель: Шапка Мономаха, скипетр, держава - это царские регалии.
- Где венчался на царство Иван IV?
- Каково назначение Успенского собора?
Зачитайте - Как стал народ называть своего царя?
- Это о чем говорит?
- А за что же тогда его прозвали Грозным?
- А может ли один человек быть хорошим, добрым и грозным, жестоким?
5) Маша А. Иван Грозный заботился о том, чтобы Москва процветала. По его велению был построен Покровский собор в честь праздника - Покрова - праздника защиты от врагов и военных побед Ивана Грозного. Собор, расписанный "травами и цветами" был так красив, что и площадь перед ним народ назвал Красной - прекрасной. В одном из пределов храма жил нищий, больной Василий. К нему так привыкли, что Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного.
- Ребята, строительство храма, это благое дело?
6) Учебник - стр. 19 (иллюстрация)
- Как отблагодарил царь мастеров?
- Почему он так сделал?
- Это о чем говорит?
- Кому бы вы отнесли пословицу: "Близ царя - близ смерти?"
Зачитайте - Что еще интересного узнали о храме?
- Для чего был построен храм Василия Блаженного?
Учитель: Видите, какие у царя были благие
цели, но какими средствами он их достигал.
Иван Грозный расширил территорию Москвы, теперь
Москва относилась к крупнейшим городам. Город
славился своим ремеслом и торговлей, поэтому
царь налаживал деловые, торговые отношения с
другими странами. Но, всюду царю мерещилась
угроза, заговоры и он создал специальные отряды
опричников.
7) Учебник - стр. 18 (иллюстрация)
- Чем были вооружены опричники?
- Чем они занимались?
- Как думаете, на благие дела создались эти отряды? Почему так думаете?
8) Учитель: Тяжкие грехи не давали покоя царю, чтобы успокоить свою душу, он приходил в собор.
- Как думаете, в какой собор?
- Почему так решили?
- Зачитайте - Каково было назначение Благовещенского собора?
- Учитель: Разные были Московские правители: великие и мудрые, грозные и милостивые.
- А каким в народной памяти останется царь Иван IV?
- Почему?
- Зачитайте - Где похоронили Ивана Грозного?
- Почему в Архангельском соборе?
- Объясните назначение Архангельского собора?
III. Итог. Практическое
занятие.
1) Царская власть имеет две оборотные стороны:
царь добрый, хороший, царь - грозный, плохой.
- Почему?
Работа в группах:
2) Дискуссия (дети делятся на 2 группы: одна
защищает одну сторону власти, другая - другую)
Итог:
- Что можете сказать о личности Ивана Грозного?
3) а) С какими историческими памятниками познакомились?
- Каково их назначение?
Самостоятельная работа:
б) Рабочая тетрадь: стр. 21, №38 "Заполни
лист путешественника".
- Со времен Московского государства самым высоким зданием Московского Кремля является ______________________________________________________.
- Главным собором Московского Кремля является ___________________________.
- Начиная с Ивана Грозного великих государей стали называть _____________________________________________________________________.
- Рядом с Кремлем на Красной площади со времен Ивана Грозного стоит один из самых красивых храмов России - ________________________________________.
- В _____________________ хоронили всех правителей Московского государства.
IV. Итог. Оценки.
- Понравилось вам путешествовать по Москве?
- Поделитесь своими впечатлениями.