Урок истории в 3-м классе по теме: "Москва златоглавая"

Разделы: История и обществознание


Цели:

1. формировать у учащихся образ Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства;

2. познакомить с историческими памятниками времен Московского государства: колокольней Ивана Великого, собором Василия Блаженного, Успенским собором, Благовещенским и Архангельским соборами и их назначением;

3. расширить словарный запас учащихся, отработать лексическое значение слов и выражений: царь, венчание на царство, дыба, опричники и употребление их в речи;

4. познакомить с образами первого русского царя Ивана Грозного и его правлением;

5. учить работать с книгой, иллюстрациями, развивать монологическую речь;

6. развивать познавательный интерес к истории и формировать нравственно-патриотические качества у школьников.

Материал:учебники, тетради, иллюстрации с изображением, панорамы Москвы, Московских соборов, храмов, аудиозаписи: «Москва», «Колокольный звон», стихотворение А. Барто, пословицы и поговорки.

Ход урока:

 I. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

  1) Прослушивание аудиозаписи "Москва" (О. Газманова)

  • О чём будем беседовать?

  2) Иллюстрация "Московская панорама".

Учитель: Посмотрите, как хорошо сочетаются исторические памятники архитектуры с новыми зданиями. Эти памятники как символы истории, которые продолжают существовать рядом с нами.
  3) Работа со стихами А. Барто:

Московский древний град
Он дорог русским людям
Он славою богат.
Почему дорог русским людям Московский древний город?
Какой славою богат этот город?

4) Работа по учебнику  - стр. 16.

(Рассматривание картины Васнецова "Расцвет Кремля...")

  • Что изобразил Васнецов?
  • Как понять - расцвет Кремля?
  • Кто позаботился о том, чтобы Москва была надежно укреплена и выглядела торжественно и величаво?

Зачитайте, где об этом говорится?

  • Как заботился?
  • Чем стала Москва для русского государства?
  • Что означает пословица: "Москва - всем городам Мать"?
  • Какая стала Москва?
  • А что придавало величественность Москве?
  • А что такое Кремль для Москвы?

5) Работа с пословицей.
"Кремль -  сердце Москвы".

  • Как понимаете?

6) Прочитайте тему урока.
      ("Москва златоглавая")

  • Как еще называют Москву?
  • Что значит златоглавая?
  • С чем сегодня познакомимся?
  • Какой пословицей вы бы отобразили величие и красоту Москвы?

("Кто в Москве не бывал - красоты не видал")

  • Как вы понимаете смысл пословицы?
  • Кто из вас был в Москве?
  • А хотите сейчас оказаться в Москве, прогуляться по Московским улицам, узнать, о чем могут рассказать постройки, расположенные на территории Кремля?

II. Совместное открытие нового знания.

Накопление знаний.
(Чтобы наше путешествие по Москве было интересным, экскурсоводами будут наши знакомые Илюша и Анюта, а также Вася, он нынче летом был в Москве).
1) Вася Ж. - рассказ о колокольне "Иван Великий".

  • Стоит на территории Кремля очень давно. Названа она так в честь Московских князей. Эта колокольня была самая высокая в Москве, что люди идущие в Москву, могли видеть её за несколько километров. А на самой выси была боевая площадка, там сидел бородатый караульщик и зорко смотрел в даль. Не покажутся ли за рекой враги? Заметив опасность, воин ударял в колокола. Стража разводила подъёмные мосты и наглухо запирала Кремлевские ворота.

Какое назначение было у колокольни "Иван Великий"?     
2) Учебник - стр.16

  • Зачитайте, какое ещё назначение имела эта колокольня?

3) Аудиозапись "Колокольный звон".

  • Как думаете, почему так весело звонят колокола?

Учитель: В великокняжеском дворце никто не спал. Все волновались. Государь ждал рождения наследника. И вот благая весть - родился наследник. Мальчика окрестили и нарекли в честь великого деда Ивана III-nbsp; Ивана IV.

  • Так о чём извещал колокольный звон?

Учитель: Когда мальчику было 3 года - умер его отец, а через 5 лет он потерял мать. Остался восьмилетний мальчик без родительской ласки и забот. Самолюбивые бояре всячески унижали и оскорбляли его; брань, побои, грубое насилие, убийства - вот что совершалось пред глазами ребёнка.

  • Как думаете, каким мог вырасти мальчик?

Учитель: Когда исполнилось Ивану 17 лет, в Москве был большой и торжественный праздник.

4) Учебник - стр. 17 (иллюстрация)

  • Какой праздник?
  • Что означает выражение "венчаться на царство"?
  • Что возлагал старый священник на голову юного Ивана?
  • Шапка Мономаха - это символ чего?
  • Почему царской власти, это о чём говорит?
  • Что лежит на золотом блюде?
  • Как думаете, скипетр - символизирует что? А держава?

Учитель: Шапка Мономаха, скипетр, держава - это царские регалии.

  • Где венчался на царство Иван IV?
  • Каково назначение Успенского собора?

Зачитайте - Как стал народ называть своего царя?

  • Это о чем говорит?
  • А за что же тогда его прозвали Грозным?
  • А может ли один человек быть хорошим, добрым и грозным, жестоким?

5) Маша А. Иван Грозный заботился о том, чтобы Москва процветала. По его велению был построен Покровский собор в честь праздника - Покрова - праздника защиты от врагов и военных побед Ивана Грозного. Собор, расписанный "травами и цветами" был так красив, что и площадь перед ним народ назвал Красной - прекрасной. В одном из пределов храма жил нищий, больной Василий. К нему так привыкли, что Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного.

  • Ребята, строительство храма, это благое дело?

6) Учебник - стр. 19 (иллюстрация)

  • Как отблагодарил царь мастеров?
  • Почему он так сделал?
  • Это о чем говорит?
  • Кому бы вы отнесли пословицу: "Близ царя - близ смерти?"

Зачитайте - Что еще интересного узнали о храме?

  • Для чего был построен храм Василия Блаженного?

Учитель: Видите, какие у царя были благие цели, но какими средствами он их достигал.
Иван Грозный расширил территорию Москвы, теперь Москва относилась к крупнейшим городам. Город славился своим ремеслом и торговлей, поэтому царь налаживал деловые, торговые отношения с другими странами. Но, всюду царю мерещилась угроза, заговоры и он создал специальные отряды опричников.

7) Учебник - стр. 18 (иллюстрация)

  • Чем были вооружены опричники?
  • Чем они занимались?
  • Как думаете, на благие дела создались эти отряды? Почему так думаете?

8) Учитель: Тяжкие грехи не давали покоя царю, чтобы успокоить свою душу, он приходил в собор.

  • Как думаете, в какой собор?
  • Почему так решили?
  • Зачитайте - Каково было назначение Благовещенского собора?
  • Учитель: Разные были Московские правители: великие и мудрые, грозные и милостивые.
  • А каким в народной памяти останется царь Иван IV?
  • Почему?
  • Зачитайте - Где похоронили Ивана Грозного?
  • Почему в Архангельском соборе?
  • Объясните назначение Архангельского собора?

III.      Итог. Практическое занятие.
1) Царская власть имеет две оборотные стороны: царь добрый, хороший, царь - грозный, плохой.

  • Почему?

Работа в группах:
2) Дискуссия (дети делятся на 2 группы: одна защищает одну сторону власти, другая - другую)
Итог:

  • Что можете сказать о личности Ивана Грозного?

3) а) С какими историческими памятниками познакомились?

  • Каково их назначение?

Самостоятельная работа:
б) Рабочая тетрадь: стр. 21, №38 "Заполни лист путешественника".

  • Со времен Московского государства самым высоким зданием Московского Кремля является ______________________________________________________.
  • Главным собором Московского Кремля является ___________________________.
  • Начиная с Ивана Грозного великих государей стали называть _____________________________________________________________________.
  • Рядом с Кремлем на Красной площади со времен Ивана Грозного стоит один из самых красивых храмов России - ________________________________________.
  • В  _____________________  хоронили всех правителей Московского государства.

IV.       Итог. Оценки.

  • Понравилось вам путешествовать по Москве?
  • Поделитесь своими впечатлениями.