Задачи:
- Расширить знания учащихся об общественном прогрессе на основе углубленного изучения философских взглядов о критериях прогресса, прогрессивных силах: рассмотреть роль классовой борьбы и классового сотрудничества в развитии общества.
- Развивать умения учащихся делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента.
- Воспитание культуры ведения дискуссии.
В дискуссии участвуют две команды по 5 человек.
ХОД ДИСКУССИИ
Вступительное слово учителя.
Общество находится в непрерывном
движении. Мыслители давно задумались над
вопросом: в каком направлении оно движется? Можно
ли это движение уподобить циклическим
изменениям в природе или жизнь общества подобна
жизни живого существа? Зависит ли направление
развития общества от социальной деятельности
людей? Что в развитии общества главное? Что
является критериями прогресса человечества?
Я бы ответила на эти вопросы словами
основоположника русской и американской
социологической науки Питирима Сорокина. Он
писал: “Пройдя через ряд пыток, шатаясь, падая
под ношей крестных мук, человечество шаг за шагом
завоевало возможность законодательства и
строительства своей истории.
Шаг за шагом оно стремилось реализовать свои
идеалы Правды, Истины и Красоты. Эти завоевания,
порой замедляясь, ослабевая, в общем до сих пор
увеличивались.
Правда, кто сочтет, сколько страданий и
усилий было потрачено на это! Кто сочтет все те
пытки, которым подвергались бесчисленные
строители этой Правды? Но эту Правду создавали
они как личности, и точно так же наше будущее
создаем мы. И чем активнее будет каждая личность,
тем выше будут ее идеалы, тем быстрее мы будем
приближаться к Правде и тем чище и прекрасней
будет правда человеческая!”
На дебатах мы рассмотрим какую роль в развитии
общества играла классовая борьба и сделаем
вывод.
Команда, защищающая позицию “Главное в развитии общества классовая борьба”. |
Команда, защищающая позицию “Главное в развитии общества классовое сотрудничество” |
Первая позиция. Мыслители о развитии общества. |
|
1-ый ученик. К.Маркс и Ф.Энгельс выдвинули теорию, что общественное бытие определяет общественное сознание. В процессе совместной трудовой деятельности люди вступают в производственные отношения, в основе которых лежит отношение их по поводу средств производства. Вся система производственных отношений зависит от того, в чьей собственности находятся основные средства производства. Это определяет место человека в системе производства, распределения продуктов труда и присвоения доходов от продаж произведенного. В условиях капитализма это приводит к эксплуатации. 2-ой ученик. Основоположники марксизма считали,
что противоречия, возникающие между более
динамично развивающимися производительными
силами и относительно устойчивыми
производственными отношениями, на определенном
этапе перерастают в конфликт. Он, в свою очередь,
разрешается в результате замены устаревших
производственных отношений новыми,
соответствующими более высокому уровню развития
производительных сил. Изменения, происходящие
затем во всей системе общественных отношений,
ведут к замене одной формации к другой. Эта смена
не происходит автоматически: ее осуществляют в
ходе социальной и политической борьбы люди,
движимые своими интересами. |
1-ый ученик. Мы будем отстаивать ту точку зрения что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Немецкий социолог М.Вебер считал, что ценностные установки во многом определяют уклад жизни, влияют на характер отношений между людьми. Ценности определяются неким интересом эпохи, то есть имеют исторически конкретный характер и силу лишь для определенного периода времени, а затем утрачивают свое значение. Ценности не только влияют на назначение и оценку явлений, но и определяют нормы поведения людей, их цели. 2-ой ученик. Философы-экзистенциалисты Н.Бер-дяев и Ж.-П.Сартру утверждали, что нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его становление человеком. Это многократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми. 3-ий ученик. Прогресс общества – в развитии
личности. Выдвигаемый сегодня критерий свободы
придает понятию прогресса “Человеческое
измерение”. Речь идет о каждом человеке, о
возможности его самореализации в различных
видах деятельности, то есть о свободе
экономической, политической и духовной. Чем шире
реальная возможность выбора видов деятельности,
тем свободнее человек. 4-ый ученик. Отстоять свою позицию по этому вопросу я хочу словами Николая Бердяева: “Материалистический социализм Маркса и др., сконцентрировавший в себе весь яд буржуазного безбожия, не ограничился более острым познанием факта классовой борьбы – он освятил этот факт и окончательно подчинил человека классу. Материалистический социализм, порабощенный экономизмом капиталистических обществ, отрицает человека и общечеловеческую природу, он признает лишь классового человека, лишь классовые коллективы. Класс есть количество. Человек же есть качество. Классовая борьба, возведенная в “идею”, закрыла качественный образ человека. В нашу суровую эпоху, срывающую все покровы, невозможен уже и наивно смешон старомодный идеализм, отворачивающийся от неприглядного факта борьбы классов, от познания классовых антагонизмов и классовых наслоений, искажающих природу человека”. |
Вторая позиция. Примеры исторического развития, подтверждающие вашу позицию. |
|
1-ый ученик. В истории России много событий
подтверждающих нашу позицию, что именно под
напором народных масс, путем волнений, восстаний,
крестьянских войн, революций происходило
изменение, движение общества вперед. 2-ой ученик 1773-1775 гг. – восстание крестьян под предводительством Е.И.Пугачева заставило Екатерину II задуматься об отмене крепостного права, о просвещенном обществе. 3-ий ученик Великие потрясения в российском обществе произошли в начале XX века. Это Февральская и Октябрьская революции. В результате Октябрьской революции были решены вопросы надела крестьян землей, мира и др. Россия стала на Новый путь развития – построение социализма. 4-ый ученик В мировой истории можно в доказательство нашей позиции привести буржуазные революции в Западной Европе, которые ликвидировали феодальные порядки и расчистили дорогу буржуазным. |
1-ый ученик. Хочу своим оппонентам на их утверждение ответить словами Н.Бердяева: “Много раз в истории восставали народные низы, пытались смести все иерархические и качественные различия в обществе и установить механическое равенство и смешение. Это смесительное управление общества всегда было в несоответствии с прогрессивными историческими задачами, с уровнем культуры. Периодически в истории совершались приливы хаотической тьмы и стремились опрокинуть общественный космос и его закон развития. Такого рода движения сплошь и рядом бывали совершенно реакционными и отбрасывали народ назад”. 2-ой ученик Нельзя признать прогрессом общества классовую борьбу уже потому, что в результате этой борьбы были бесчисленные человеческие жертвы. 3-ий ученик Здесь надо согласиться с В.И.Лениным, что не всякая революционная ситуация перерастает в революцию. Когда в обществе назревают социальные конфликты, их надо решать с помощью реформ, законов, преобразований. В истории нашего государства есть такой пример. В 1859-1861 гг. общество потрясало социальными взрывами. Александр II проводит реформы об отмене крепостного права, земскую реформу, судебную, военную. Эти реформы дали новый толчок развитию общества по капиталистическому пути. 4-ый ученик Необходимо добавить, что реформирование в обществе должно проходить в тот момент, когда назревают преобразования. Запаздывание с реформированием приводит к социальным взрывам. |
Третья позиция. Примеры в современном обществе, подтверждающие вашу позицию. |
|
1-ый ученик 20 октября 2004 г. в России прошла
забастовка работников бюджетной сферы. В самой
Москве приняли участие в пикетировании и митинге
более 8 тысяч педагогов, врачей, работников
культуры. Участники митинга единогласно приняли
резолюцию, в которой сказано: “Выражаем глубокое
возмущение планами Правительства РФ
окончательно разрушить систему образования в
России, уничтожить науку, лишить социальных
гарантий работников бюджетной сферы. Проекты,
вырабатываемые в стенах министерства, полностью
зачеркивают ранее принятые президентские указы
и законодательные акты ГД РФ, которые были
направлены на поддержку интеллектуального
потенциала России. Научная и педагогическая
общественность категорически настаивает на
своем непосредственном участии в выработке
реформаторских решений, касающихся науки,
образования, здравоохранения и культуры”
(Учительская газета №43 26 октября 2004 г.). |
1-ый ученик Я бы сформулировал критерий прогресса общества как уровень гуманизации общества, то есть положение в нем личности. Сюда можно включить еще следующие критерии:
2-ой ученик По этим критериям я могу привести
примеры на ОАО “ГМК “Норильский никель”. |
Четвертая позиция. Выводы. |
|
Да, можно согласиться с нашими оппонентами, что классовое сотрудничество более гуманное решение назревающих проблем в обществе. Оно не несет жертвы, разрушения. Но если власти не решают проблемы, если ведут общество к регрессу, то социальные потрясения неизбежны. |
Мы считаем, что прогресс общества в классовом сотрудничестве. Ведь жизнь – это есть движение вперед, это постоянное решение возникших проблем, преодолевая одни, возникают другие, и решать их надо мирно, не разрушая созданное, и приумножая его. |