Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках права текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий на уроках права.
Право является важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе.
Главной причиной затруднения изучения права в школе является терминология, которая не позволяет подключать ученикам жизненный опыт к решению правовых задач, а главное, применять полученные знания в повседневной жизни.
Решению этой проблемы помогает использование на уроках электронного учебного пособия “Основы правовых знаний 8-9 класс”. Это пособие выстроено в полном соответствии с содержанием учебника “Основы правовых знаний 8-9 класс”. Кроме того, в данном пособии предложены ученикам видеофрагменты, схемы, анимации, задания для самоконтроля, необходимые для лучшего усвоения знаний. Пособие снабжено тестами, за выполнение которых ученики сразу получают оценки. Эти тесты позволяют увидеть учителю динамику усвоения знаний в курсе “Основы правовых знаний”. Использование пособия в таком виде требует наличия в школе компьютерного класса.
Как пример использования этого пособия, я предлагаю урок по теме:“Юридическая ответственность” в 8 классе.
Цель урока: Познакомить учащихся с термином “юридическая ответственность”, принципами юридической ответственности, обратной силой закона, видами юридической ответственности, особенностями видов юридической ответственности.
Ход урока:
- Краткое повторение материалов предыдущего урока.
- Лекция учителя с использованием компьютерной программы.
- Жизненная ситуация, приведенная в начале параграфа
- Запись определения юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности (запись в тетради) (схема дана в программе).
- Класс делится на 2 части:
Вопрос к классу: “Какие виды правонарушений вы знаете?”.
Во вторник директор школы вызвал мать двенадцатилетнего Антона и рассказал ей, что в школу приходил их сосед, ветеран войны, который на улице стал свидетелем безобразного поведения группы подростков, среди которых был и Антон. Мальчики вели себя вызывающе: курили, нецензурно выражались, перевернули урну. На замечания взрослых отвечали бранью. Увиденное так потрясло пожилого человека, что он решил поставить в известность директора школы.
“Конечно, пока мы ограничимся своими мерами воздействия, попытаемся поговорить с Антоном, может быть, соберем классное собрание. Но если и повзрослев он будет себя вести так же, думаю, к нему будут применяться уже меры юридической ответственности”, - сказал директор школы.
Какие меры юридической ответственности могут быть применены к Антону, когда он повзрослеет?
- Первая часть учащихся работает на компьютерах. С помощью программы изучают вопрос о видах юридической ответственности. Выполняют задания для самопроверки, проходят тестирование по теме с получением оценки. Возле каждого компьютера находится лист с заданием для самостоятельной работы.
Задание для учащихся, работающих на компьютере:
1. Пройдите регистрацию.
2. Тема 2, урок 9, 4 часть “Цели юридической ответственности”,
5 часть “Виды юридической ответственности”.
Изучите данную тему самостоятельно.
3. Выполните задания для самопроверки по ходу изучения темы.
4. Пройдите тестирование и получите оценку.
- Вторая часть учащихся делится на группы. Каждая группа получает пример жизненной ситуации, для определения вида юридической ответственности (Ученики ещё незнакомы с видами юридической ответственности, но, используя знания о видах правонарушений, они могут это сделать)
Задания для групп:
1. Группа подростков прогуливались вечером. Развлекаясь, сломали телефон-автомат.
2. Пятнадцатилетняя Маша Сидорова и её мама опаздывали на электричку. Для того, чтобы успеть на неё, Маша решила позвонить на вокзал и сообщить о том, что в электричке заложена бомба.
3. Костя Михайлов, студент 5 курса, вошел в лекционную аудиторию. На одном из столов лежал сотовый телефон, забытый студентом 4 курса Женей Петровым. Костя был очень сердит на Женю и разбил его телефон.
4. Уборщица Мария Петровна систематически не проводит влажную уборку подъезда (ранее уже имела за это выговор). Жильцы подъезда очень не довольны её работой и обратились к начальнику ДЭЗа с просьбой разобраться в данной ситуации.
Каждой группе раздаются выдержки из кодексов: административного (рис.1), уголовного (рис.2), гражданского (рис.3) и трудового (рис.4). Задания и выдержки из кодексов у групп не должны совпадать. Пока идёт ознакомление с материалами кодексов, учитель раздаёт соответствующие таблички (Консультант по административному праву, консультант по уголовному праву, консультант по гражданскому праву, консультант по трудовому праву). В группах должны определить к какому консультанту отправится представитель за разъяснениями. После получения консультации он разъясняет товарищам в группе ситуацию с точки зрения закона. В итоге, перед классом задание разбирает ученик, который сам был консультантом по другому виду юридической ответственности.
- Первая и вторая части учеников меняются местами.
Задания для групп:
1. Ваня Соболев летом отдыхал у бабушки в деревне. Вместе с местными мальчишками он пошел в лес на прогулку. Перед мальчиками, вспорхнула птица, и на земле они увидели гнездо. Заинтересованные ребята решили посмотреть, скоро ли вылупятся птенцы. Они разбили скорлупу яиц. Гнездо было разорено.
2. Папа Коли Сергеева каждую субботу и воскресенье, а так же по праздничным дням не только сам пьет пиво, но и угощает им своего сына- школьника, объясняя, что в выходные дни и дома это можно делать.
3.Семья Кошкиных купили Лизе книжный шкаф. После доставки шкафа обнаружилось отсутствие двух полок. Фирма, продавшая шкаф, заявила, что у них нет возможности доставить отсутствующие полки.
4. Дворник Иван Петрович опоздал на работу на 6 часов, так как накануне поздно возвратился из гостей. Двор остался заваленный снегом.
Каждой группе раздаются выдержки из кодексов: административного (рис.5), уголовного (рис.6), гражданского (рис.7) и трудового (рис.8).
- На основе полученных знаний ученики отвечают на вопрос, который был задан в начале урока.
- Итог урока.
Выставление оценок учащимся. Каждый получает оценку за тестирование, а наиболее активно работавшие в группе ещё одну оценку.
Обучение опирается на первичный опыт учащихся, в силу чего актуально. Проведение таких уроков создаёт положительный эмоциональный фон. Ярко выражена воспитательная направленность урока. Вся работа учеников направлена на успешное усвоение знаний.