В современной России происходят большие социальные преобразования, сопровождающие переходный период кризисные явления и позитивное движение к гражданскому обществу и правовому государству, определяют актуальность правового образования школьников.
Современное общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения. Поэтому основными задачами в нашей школе является подготовить ученика умеющего:
- самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- быть коммуникабельным;
- проектировать жизненный успех.
Применяются следующие направления:
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- гуманизация образования,т.е. переход от жесткого социального заказа к ориентации на наиболее полный учет интересов и потребностей личности;
- информатизация образования;
- работа по формированию общеучебных умений и навыков;
- создание адаптивной педагогической системы.
Формирование нравственных ценностей, способствующих гражданственности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся. Усвоение учениками идеи любви к Родине, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. Я согласна с известным педагогом Сухомлинским, который утверждал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, поскольку ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота”
Хотелось бы раскрыть содержание исследовательской деятельности, включенной в классную и внеклассную работу образовательной области “Обществознание”.
Формы классной работы:
- социологические исследования (изучение мнений 11-классников об отношении к событиям Великой Отечественной войны, об организованной преступности и коррупции в России);
- микроисследования (изучение мнений разных поколений людей о событиях Октября 1917 года, Великой Отечественной войны, “Моя семья в годы войны”);
- уроки гражданственности в школьном музее ( о создании пионерской и комсомольских организаций, “Учителя-ветераны Великой Отечественной войны”, “Жизнь – подвиг” и др).
Думаю, что в работе по патриотическому воспитанию нужно использовать тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений людей. Нужно постоянно обращаться к этим материалам, включать их в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на событиях истории своего поселка, истории школы.
Итогом этой деятельности являются уроки погружения в историю, на которых проходит публичная защита своих исследований. Формы таких уроков: “Круглый стол”, учебная дискуссия, Открытая трибуна и другие. Позитивным моментом этой работы учащихся является развитие коммуникабельности, контактности в различных социальных группах, коллективах. Считаю, что такие формы способствуют формированию социальной компетентности выпускника.
Формы внеклассной работы:
1. Разработка и защита научно-исследовательских проектов.
Исследовательские проекты – это одна из форм
обобщений результатов, подведения итогов
самостоятельной работы старшеклассников под
руководством учителя – научного руководителя.
Думаю, что во многом успех исследовательской
работы зависит от правильно организованной
подготовки старшеклассников к самостоятельной и
познавательной деятельности, от готовности
учеников стать состоятельными, успешными в
жизни, быть действительными гражданами
российского общества.
При защите проекта ученик должен показать основы
ораторского искусства, мастерство речи, уметь
доказывать свои суждения, нравственные позиции.
Работа над исследовательским проектом не
укладывается в рамки одного учебного года, т.к.
проблемы, которые изучает старшеклассник
требуют глубокого осмысления, учета возрастных
особенностей учащихся и его возможностей, умения
выполнить аналитическую часть проекта.
Целенаправленную деятельность над
исследовательским проектом начинаю с 9 класса.
Приведу конкретный пример.
Тема исследовательского проекта “Глобальная
проблема войны и мира в современных условиях”.
Над этой проблемой ученица Николаева Софья
работала три года.
В 9-ом классе была рассмотрена проблема “Человек
и война”. Цель проекта – проанализировать
малоизученный аспект психологического
состояния человека на войне. Ученица встречалась
с участниками войны в Афганистане, с ветеранами
Великой Отечественной войны, с работниками
военкомата г.Артемовского, был использован
материал из семейного архива(воспоминания,
фотографии).
Считаю, что обращение к подобной теме
заслуживает внимания, т.к. способствует более
глубокому восприятию исторического материала и
формированию патриотических чувств учащихся.
Результат работы – проект занял I место в
школьной и районной научно-практической (НПК)
старшеклассников, V место на секции “Человек в
истории” (Областная НПК,г.Екатеринбург).
В 10-м классе Софья расширила свой проект: изучила
события войны в Чечне, встретилась с участниками
локального конфликта, провела мини-исследование
среди 10-классников для того, чтобы определить,
что думают ребята о чеченской войне. Ученица
провела анализ, который стал новым видом работы
для автора.
Проект занял I место в районной НПК, I-ое место в
районной краеведческой конференции “Юные
знатоки Урала”. Работа была представлена на
Областной конкурс детских исследовательских
работ в рамках Форума “Мы – уральцы!” (секция
“Боевая слава Урала”, где занимает
III место (была отмечена специалистами ГОУДОД ЦДОД
“Дворец молодежи”, преподавателями УрГУ).
Результат работы ученицы в 9-10-ых кл. –
научно-исследовательский проект “Человек на
войне” был отослан в г.Москву на Четвертый
Всероссийский конкурс исследовательских работ
старшеклассников “Человек в истории. Россия. ХХ
век”.(конкурс был организован
историко-просветительским и правозащитным
обществом “Мемориал”). Из 2960 работ, присланных
на конкурс, проект Софьи попал в сотню лучших (по
Свердловской области – 2 работы).
В 11-ом классе был подведен итог большой,
кропотливой, творческой работе. Был написан
проект “Мир и война. Поиски новых решений”.
Ученица раскрыла вопрос о глобальной проблеме
войны и мира в современных условиях, изучила
вопрос о Международном гуманитарном праве(глава
“Война в правовом вакууме”). Эти вопросы
составляют такой пласт содержания школьного
образования, который с полным основанием можно
отнести к межпредметному уровню. Ученица
акцентировала внимание на социальный аспект
этой проблемы, например, необходимость
совместных усилий для разрешения проблемы войны.
2. Мероприятия, проводимые в рамках школьного месячника по истории.
Конкурс юных знатоков истории (5-6 кл.),
театрализованная игра “Море деятельности Петра
I”(7-ой кл.), деловая игра “Государственные
символы России”(8-ой кл.), конференция “Человек и
война” (с приглашением ветерана Великой
Отечественной войны), большой исторический
праздник для 11-классников “Своя игра” и др.
мероприятия (КВНы, викторины, турниры и.т.д.).
Воспитание гражданственности проходит и через
такую форму внеклассной работы как
дидактический театр. Один из праздников, который
мы проводили с ребятами, назывался “Слава
русской стороне, слава русской старине…”.
6-классники с удовольствием разучивали стихи, при
помощи родителей и бабушек шили костюмы,
участвовали в мини-спектаклях о защите Руси от
монголо-татар и во времена князя Александра
Ярославича. Победа русских над шведами и немцами,
рождение первых национальных героев: Александра
Невского, Гаврилы Олексича, Василия Буслая – все
это должно остаться в памяти детей.
Такие праздники, в которых участвуют несколько
поколений, имеют огромное значение не только для
ребят, для их нравственного становления, но и для
людей старшего поколения, особенно для единения
родителей и детей, бабушек и внуков. Общая цель,
совместный поиск, воспитание исторической
памяти.
Я полностью согласна с мнением Е.Евтушенко, который писал:
Не смеем говорить о чувстве Родины бесчувственно –
Нам права Родина такого не дала!
У нас такие за спиной встают пожарища,
Такие страшные могилы за спиной,
Что стыдно Родину свою любить шпаргалочно,
Как будто Родина нам стала неродной…
Воспитание патриотизма, гражданственности должно проходить на всех этапах обучения и воспитания подрастающего поколения, чтобы дети могли заинтересовано участвовать в различных сферах жизнедеятельности, обеспечивая поступательное развитие общества и защиту национальных интересов.