Новые акценты в теме "Предыстории крещения Древней Руси"

Разделы: История и обществознание


    После празднования юбилея 1000-летия Крещения Руси в 1988 году можно констатировать неуклонный рост интереса к теме крещения Руси. Напряженная дискуссия в научных кругах, популярной литературе и СМИ трансформировала советское представление о событиях до 988 года. Следует признать, что на данный момент школьная программа не дает полного представления о процессе христианизации территории Древней Руси до 988 года. Однако тема предыстории крещения Древней Руси является одной из важнейших, давая представления о процессе христианизации территории Древней Руси.
    В предлагаемой статье будут затронуты наиболее интересные гипотезы, которых необходимо коснуться, рассказывая о теме крещения Руси.
    Современная историография крещения Руси выделяет следующие этапы христианизации территории Древней Руси: предыстория (куда входят вопросы о миссии апостола Андрея, версии крещения Аскольда и Дира, крещение дружины князя Бравлина, крещение княгини Ольги, в том числе рассматривается личность Ольги, рассказ о мести Ольги, взаимоотношение язычества и христианства в правление князя Святослава Игоревича); официальное крещение Древней Руси в 988 году (рассматриваются причины принятия христианства, личность князя Владимира Святославовича, первая религиозная, так называемая "языческая", реформа, личное крещение князя, крещение жителей Киева и Руси); дальнейшая христианизация Древней Руси (до XVIв. ).
    Сам факт знакомства славян с христианством до 988 года считается доказанным. Об этом свидетельствует и погребальный обряд (трупоположение или трупосожжение, предметы, положенные в захоронение), и непосредственно археологические находки ( в т.ч. формочки для отлива крестиков свидетельствуют о смене погребального обряда в так называемой контактной зоне (Киевщина, район Поднепровья и Левобережья, в т.ч.Чернигощине)[1].
    Современные историки, говоря о христианизации Древней Руси, начинают с оговорки миссии апостола Андрея Первозванного. Полемика касается не факта, а маршрута посещения апостолом древнерусских земель. На данный момент существует четкое разделение сюжета о посещении апостолом Киевских гор и миссии в Новгородской земле. Последнюю считают поздней вставкой, отличающейся невысоким идеологическим содержанием и литературным уровнем. Сам факт миссии апостола историки критикуют, но доказать свою точку зрения не могут, так же как невозможно доказать и обратное. Однако обойти стороной данный вопрос невозможно - это один из базисных утверждений в истории русской православной церкви [2].
    Следующий узловой момент - сказание о крещении князя Бравлина с дружиной. В состав “Жития св. Стефана Сурожского” включено Сказание “О прихождении ратью к Сурожу князя Бравлина из Великого Новгорода”. Сказание повествует об осаде византийской колонии в Крыму города Сурожа русской ратью. Князь Бравлин ворвался в город и начал грабить его, в том числе разорению подвергся местный храм святой Софии, где находилась гробница святого Стефана Сурожского. В тот же миг Бравлина поразил недуг и святой пообещал исцелить его, если он прекратит разграбление города, вернет горожанам их добро и отпустит пленных. Когда Бравлин выполнил требование святого, болезнь отпустила его. Князь с дружиной крестился, и крестил его сам архиепископ Филарет, преемник Стефана Сурожского [3]. Многие историки полагают эти сведения достоверными [4]. А.Н. Сахаров предложил новую интерпретацию событий. Он полагает, что в житии отразился договор между русами и греками, заключенный в правление архиепископа Стефана, который правил сурожской епархией в конце VIII - начале IХ в. Но из источника видны только обязательства русской стороны. А.Н. Сахаров считает, что князь Бравлин, удачливый и честолюбивый, страстно хотел получить крещение из рук самого архиепископа Филарета и добился своего [5]. Это событие Сахаров считает началом русской дипломатии. Однако необходимо подчеркнуть, что князь Бравлин крестился вместе со своей дружиной. Но известий о принятии в это время христианства на какой-либо территории Древней Руси нет, и крещение князя Бравлина следует считать частным примером.
    Другая, не менее известная история связана с крещением киевских князей Аскольда и Дира при походе на Константинополь. Патриарх Фотий в своем “Окружном послании” от 866/867г. рассказывает о набеге на Константинополь воинствующего народа - “росов” ( русов ) в 860г. Там же Фотий сообщает о крещении воинственного племени. Заменив языческую веру на христианскую, “росы” приняли епископа и из врагов стали союзниками, обещав Византии военную помощь[6]. “Повесть временных лет” также сообщает о некоем военном походе на Царьград киевского князя Аскольда. Летопись датирует его 866 годом. В новгородской летописи поход отнесен к 854 г. В Никоновской летописи говорится о чуде, совершенном епископом: не горящем в огне Евангелии. “Русь удивилась и вси крестишася” [7].
    Современные исследователи называют Аскольда и Дира потомками Кия[8]. Крещение Аскольда и Дира называется первым (аскольдовым крещением), т.е. в данном случае крестилась не только княжеская верхушка, но и часть населения Киева [9]. Но первое крещение Киева закончилось трагично - Киев захватила варяжская дружина Олега, и опять водворились язычники [10].
    Говоря о существовании христианства до официального крещения в 988 году, следует более подробно остановиться на вопросе крещения княгини Ольги.
    История крещения княгини Ольги интересовала историков давно [12]. С 1980 года вышло несколько работ авторов, вновь обратившихся к вопросу крещения княгини Ольги: А.Н.Сахаров, А.Г.Кузьмин, О.М. Рапов и Н.Г. Ткаченко, Б.А. Рыбаков, Г.Г.Литаврин, С.А. Высоцкий, М.Ю.Брайчевский, А.В.Назаренко, Д.Оболенский, Л.Н.Гумилев и др. [13] .
    Одним из самых серьезных и профессиональных исследований по данному вопросу можно назвать исследование Г.Г.Литаврина. Он рассмотрел не только русские и зарубежные письменный источники, но и бытовые подробности придворного этикета константинопольского двора эпохи Константина VII Порфирогенита. На их основании Литаврин убедительно доказывает, что Ольга ездила в Константинополь два раза: в 946 году и в 955 году. А христианство она приняла во время своей первой поездки в Константинополь в 954-955 году [14].
    Причин крещения Ольги много. Например - не хотела быть убитой на могиле мужа по языческому обряду [15]. Но, с другой стороны, если бы Ольгу хотели убить вместе с мужем, то должны были сделать это раньше. Кроме того, по всем языческим критериям, Ольга достойно отомстила древлянам. Сам факт способа казни Игоря - посредством деревьев - мог означать казнь его языческими божествами, заключенными для древлян в силе деревьев ( или их святости - не зря же их название в летописи “древляне”). В таком случае это была смерть, достойная князя. Сватовство князя Мала могло означать заботу о вдове убитого - взять на себя ответственность за жизнь вдовы и ребенка, взамен казненного, по справедливости с точки зрения древлян, Игоря. Ольга же проявила самостоятельность в противостоянии древлянам, что указывает на ее авторитет среди киевлян.
    А.Б. Рыбаков полагал, что княгиня боялась, что договор 944 года при новом императоре будет недействительным. Вероятно, Ольга думала о создании на Руси независимой церковной организации, но исполнить задуманное не удалось. При визите в Константинополь, Константин назвал Ольгу “дщерью” и отпустил. Т.е. случилось то, чего боялись русские люди - Византия приняла Русь в свои вассалы [16]
    Можно предположить наличие у Ольги матримониальных планов женитьбы своего сына на византийской наследнице. Подобные вопросы обсуждаются наедине и в протокол не вносятся. Поэтому легендарное повествование о предложении Константина Порфирогенита жениться на княгине Ольге можно отнести к искаженному пересказу летописцем разговора о матримониальных планах Ольги [17] . Л.Н.Гумилев выдвигает интересные причины, действительно способные убедить княгиню на такую дальнюю и сложную поездку: на время гибели Игоря Киев является данником итильских купцов и главная проблема - сопротивление хазарам, а не война с Византией, и Ольга искала союзника в лице Константинополя [18].
    В современной историографии появился новый подход к вопросу принятия христианства княгиней Ольгой. Рассматривая факт крещения княгини, авторы задаются вопросом: а могло ли стать христианство официальной религией Киева или подчиненной Киеву территории славян? Авторы предлагают взаимоисключающие версии.
    С одной стороны, И.Я.Фроянов ставит под сомнение высокое положение княгини в своем государстве, сопоставив свидетельства византийской хроники о дарах, поднесенных княгине в Константинополе, и летописных сведений (к сожалению не указав, каких именно) приходит к выводу, что княгиня была одинока и беспомощна в своей семье. Воспитанием Святослава Игоревича занимались Асмуд и Свенельд, а в малолетство Святослава самой внушительной политической фигурой в княжеско-бояской среде был Свенельд, сохранив свое влияние на князя и после [19]. Таким образом, ни о каком введении христианства как официальной религии при Ольге не могло быть и речи.
    С другой стороны, М.П. Новиков полагает, что, наоборот, Ольга во время своего регентства была полновластной хозяйкой киевского престола и могла бы провести подобную реформу, но массовое сознание не было готово к этому [20].
    Г.Г. Литаврин И М.Б. Свердлов солидарны в гипотезе полновластия княгини в период своего регентства и значительной степени концентрации княжеской власти на Руси [21].
    Одно из новых направлений исследований историков 1980-1989 гг. следует назвать возобновление интереса к периоду сосуществования христианства и язычества в правление Святослава. Говоря о периоде правления князя Святослава Игоревича, следует помнить следующее: князь Святослав Игоревич был славен своей широкой воинской деятельностью. Проблемы внешней безопасности он решал с помощью воинского искусства. Однако известно и то, что он фактически не бывал в Киеве, и внутреннюю политику в государстве в его отсутствие осуществляли его доверенные лица. Кроме того, открыто преследовать христиан Святослав не мог, ибо часть его дружины, вполне вероятно, состояла из христиан, также нельзя забывать о приверженности христианству его матери. Кроме того, Святослав вел войну в союзе с крещенной Болгарией, что тоже указывает на его терпимость в христианству.
    Отечественная историография оценивает взаимоотношения христианства и язычества при Святославе Игоревиче в двух взаимоисключающих друг друга версиях: как борьба и мирное сосуществование.
    Скорее всего, следует говорить о напряженных отношениях Руси и Византии во время правления князя Святослава Игоревича. А поскольку христианская община была административно подчинена царьградской епархии, то основная причина антихристианского террора видится именно в ухудшении отношений государств, а не внутренних разногласий [23] Поэтому моджно предположить “антихристиаский террор” в 969-972 годах, т.е. после смерти матери Святослава – княгини Ольги. До смерти Ольги христианская община получала поддержку непосредственно из княжеского двора.
    А.Н. Сахаров предлагает иную трактовку событий. Он полагает, что во время поездки княгини Ольги в Константинополь юный князь Святослав, возможно, находился в составе русского посольства. Как говорилось выше, одной из причин поездки Ольги была в матримониальных намерениях. Но, судя по всему, данный проект потерпел неудачу. Сахаров предполагает, что именно в этот момент завязался сложный узел противоречий между Святославом и Константинополем, а также его отношение в христианству. Хотя к матери, христианке, он испытывал уважение [24].
   Таким образом, как видно из статьи, в современной историографии накопилось множество интересных версий и гипотез по теме предыстории крещения Древней Руси.

Использованная литература.

1. См. Брайчевский. Утверждение христианства на Руси. Киев. 1989.С.22-23.; Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., С.398.; Моця А. Христиане некрещенной Руси // Наука и религия. 1988. .№1 .С.30.; Каргер М.К. Древний Киев. М., Л., 1958. Т .1. С. 203, 228; Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XIвв. Смоленск-Москва, 1995. С. 224-233., 239.
2. Кузьмин А.Г. Сказание об апостоле Андрее и его место в начальной летописи.// Летописи и хроники. Сб. статей, 1973. М., 1974, С. 34-47.; Корзун М.С. Критика богословской концепции проникновения христианства на Русь// Вопросы истории древнего мира и средних веков. Минск. 1977. С. 38 - 45; Мюллер Л. Древнерусское сказание о хождении ап. Андрея в Киев и Новгород // ВВ.1980.Т41.С.48-63.; ЖМП, 1986, №5, С.65-66; Белевцев У., протоиререй. Хрещения Русi i утворения Руськоi православноi церкви.// Православный вiснiк. Львiв, 1986, №11, С.23-32.; Брайчевский. М.Ю. Утверждение христианства на Руси. Киев .1988. С.10-12.
3. Бушуев С.В.Предыстория государства российского. VI-XIV века //История государства Российского: Историко-библиографич. Очерки. Кн. Первая .IX-XVI вв./М., 1991. С.64-66.
4. Брайчевский. Утверждение христианства на Руси. Киев.1988. С.39-41.; Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М.,1980.С..30.;. Кузьмин А.Г. Принятие христианства на Руси.// Вопросы научного атеизма. М.,,1980.Вып.25.С.13.; Он же. Падение Перуна.(Становление христианства на Руси). М., 1988).
5. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980. С30
6. Прошин Г.Г. Второе крещение / Сб. Как была крещена Русь. М., 1988. С..65-66
7. Прошин Г.Г. Второе крещение / Сб. Как была крещена Русь. М., 1988. С..67.
8. Брайчевский. Утверждение христианства на Руси. Киев.1988. С.39-41.;. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С.358.
9. Брайчевский. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1988. С.39-41.
10. Прошин Г.Г .Второе крещение .// Сб. Как была крещена Русь. М., 1988. С.67.
11. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. Л. 1945.;. Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956.; Зимин А.А. Память и похвала и житие князя Владимира по древнейшему списку // КСИС.Т.37. 1963..
12. Сахаров А.Н. Дипломатия княгини Ольги // ВИ. 1979. № 10.; Он-же. Дипломатия Древней Руси. М., 1980; Кузьмин А.Г. Принятие христианства на Руси // Вопросы научного атеизма. М., 1980. Вып. 25. С. 13.; Он-же. Падение Перуна. (Становление христианства на Руси). М., 1988; Ткаченко Н.Г. Русские известия Титмара Мерзебургского // Вестник МГУ. Серия “История”. 1980. № 3; Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1988; Литаврин Г.Г. Состав посольства Ольги в Константинополе и “дары” императора // Византийские очерки. Труды советских ученых к XVI международному конгрессу византинистов. М., 1982.; Он-же. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь // История СССР. 1981. № 5.; Он-же. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь. Проблемы источников // ВВ. М., 1981. Т. 42.; Высоцкий С.А. О дате поездки посольства Ольги в Константинополь // Древние славяне и Киевская Русь. Сб. научных трудов. Киев, 1989; Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1989; Назаренко А.В. Когда же княгиня Ольга ездила в Константинополь // ВВ. Т. 50. 1989; Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1994. С. 42; Литаврин Г.Г. Русско-византийские связи в середине Х века // ВВ. 1986. № 6. С. 45 - 48.; Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. М, 1988.. и др.
13. Литаврин Г.Г. Русско-византийские связи в середине Х века // ВВ. 1986. № 6. С. 45 - 48.
14. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1998. С.208 - 224.
15. Рыбаков Б.А. . Язычество Древней Руси. М.,1988/ С. 389 - 390.
16. Литаврин Г.Г. Русско-византийские связи в середине Х века // ВВ. 1986. № 6. С. 45 - 48.
17. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1994. С. 42.
18. Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск, 2003. С. 58 – 59.
19. Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. М., 1991, С.34 - 35.
20. Литаврин Г.Г. Состав посольства Ольги в Константинополь и “дары” императора // Византийские очерки: Труды советских ученых к XVI Международному конгрессу византинистов. М., 1982. С. 86; Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С.-Пб., 2003, С. 199 - 203.
21. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1988.
22. Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1988. С. 119.
23. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IX-Xвв. М., 1980. С.