Урок завершает большой блок уроков, посвященных развитию человеческой цивилизации, и рассматривает современное общество несколько в другой плоскости, а именно, как силе, угрожающей жизни на Земле, как результат деятельности человека. С другой стороны, этот урок предваряет блок тем, посвящённых современному обществу, составляет фундамент, на котором в дальнейшем будут рассматриваться современные проблемы.
Цель урока.
Обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения.
Задачи урока.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-размышление.
Достижение поставленных целей
предполагается через:
фактический материал глобального содержания;
Отбор дидактического материала, наглядных пособий поможет учащимся образно представить изучаемые проблемы, их актуальность, определить их особенности, выделить главное: что соответствует целям урока.
Материал, используемый на уроке, переработан в доступный для понятия 11-классников. В то же время, в нём содержится информация, которая отвечает достижениям современной науки. Учебный материал тесно связан с жизнью, что делает его значимым в формировании личности учащихся.
Вопросы, на которые требуются ответы во время урока, задания, упражнения, которые учащиеся выполняют, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер, что позволяет активизировать творческую, поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Задания выполняются индивидуально, в группах, по парам.
На уроке необходимо уделять большое внимание развитию личностных качеств учащихся: формированию мотивации жить в гармонии с окружающим миром, коммуникативных способностей, умению сотрудничать, понимать других людей, приходить в сложных вопросах к согласию, рефлексии.
Урок базируется на идеях гуманно-личностного подхода в образовании, а также с учетом современных педагогических технологий: технологии развивающего обучения, технологии сотрудничества, игровых технологиях.
Приветствие. Здравствуйте, садитесь.
Вы, ребята, уже не первый год изучаете обществоведческие дисциплины, перед выходом в большую жизнь они показывают вам многообразие человеческого существования, помогают подготовиться к трудностям.
Трудности, проблемы есть у каждого возраста. У вас, 11-класcников ХХI века, они тоже есть. Назовите мне, пожалуйста, с какими трудностями приходится сталкиваться молодым людям на пороге взрослой жизни.
Выяснение личных проблем детей.
Ответы детей.
Мы с ребятами на предыдущих уроках проводили социологические исследования, с какими проблемами сталкиваются современные выпускники школ. Результаты исследований перед вами. Чтобы успешно преодолеть эти трудности, к ним надо готовиться.
Работа со статистическими данными предыдущих уроков. (Приложение 1).
А скажите мне, ребята, бывают ли такие случаи, при которых перечисленные проблемы уходят на второй план, и, если бывают, приведите мне примеры.
Беседа.
Вывод: это такие ситуации, при которых существует угроза жизни вам или вашим близким.
А бывают ли такие ситуации, когда под угрозой находятся жизни многих людей, жителей нескольких стран.
Эти проблемы вам уже известны, так как вы говорили о них на уроках: химии, биологии, физии, географии и других.
Давайте вспомним их.
Перед вами на столах лежат пакеты, в которых имеется художественно-изобразительный и документальный материал по одной из проблем. Ознакомьтесь с этими материалами и сформулируйте название проблемы.
Назовите её.
Учащиеся работают по группам. Творческо-поисковая работа. (Приложение 2).
А теперь посмотрите на доску и ознакомьтесь с научной формулировкой проблем, над которыми вы работали. Совпадает ли ваша формулировка с научной? Сделайте грамотную надпись на пакете и прикрепите материал, с которым вы работали, вокруг символического изображения планеты Земля. Запишите название проблем в рабочие листы.
Соотношение с научным названием.
Итак, по какому же принципу мы выделили эти проблемы из числа других?
Да, эти проблемы угрожают жизни многих людей.
Запишите тему урока в ваших рабочих листах. Мы будем обращаться к ним постоянно в течение урока, и фиксировать главное.
Тема урока - “Глобальные проблемы современности” (Приложение 3).
Цель нашего урока - обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения.
А теперь вернёмся к теме урока.
Что обозначают слова “проблемы”, “современность”? А что значит слово “глобальные”? Значение слова “глобальные” мы определим двумя способами. С помощью словарей и подбором синонимов. Подбираем синонимы. Результаты работы со словарями. Что общего в определениях?
Работа с терминами.
Итак, научное значение слова “глобальный” таково.
Глобальный (франц. Global - всеобщий, от лат. Globus -
шар)
1) охватывающий весь земной шар, всемирный;
2) всесторонний, полный, всеобщий.
Запись в рабочих листах.
А теперь, когда мы определили, что все рассматриваемые нами проблемы относятся к глобальным, постараемся выяснить что между ними общего.
Для удобства, можно назвать причины, порождающие эти проблемы, их суть, и последствия.
Занесите в рабочие листы “Отличительные признаки глобальных проблем”. Перечислим их еще раз.
Работа с рабочими листами.
Что необходимо для успешного решения любых проблем, в том числе и глобальных?
Беседа.
Одно из условий - это финансы. Представьте, что я владелец огромного капитала. Каждая группа - эксперты в определённых областях. Определите для себя наиболее актуальную глобальную проблему, воспользуйтесь материалом, который имеется по данной проблеме. Подготовьте для меня убедительное выступление, что именно ваша проблема несёт наибольшую угрозу человечеству, чтобы я смог профинансировать вашу программу по решению выбранной проблемы. При подготовке выступления можете использовать памятку в рабочих листах.
Ролевая игра. Работа в группах.
Слушаем ваши выступления.
Я финансирую ………. проблему.
Мы не все проблемы охватили, как быть с теми, которые остались?
Проблемно-поисковое задание.
Будет ли снята проблема угрозы человечеству, если я профинансирую ту проблему, которую выбрал?
О какой еще отличительной черте глобальных проблем мы не сказали?
Вывод: все они взаимосвязаны.
Мы с вами определили, какие проблемы называются глобальными, выяснили их отличительные черты, решили, что все их решать надо одновременно, так как они взаимосвязаны.
Вопрос следующий, а кто будет решать эти проблемы?
- Правительство;
- Общественные организации;
- Лично каждый.
Приведите примеры.
Проблемно-поисковое задание. Ответы учеников.
А на ком же лежит большая ответственность в решении глобальных проблем?
Предлагаю четыре варианта.
- Правительство;
- Общественные движения;
- Лично каждый;
- Другое мнение.
С каким из них вы согласны?
Займите место в соответствии с выбранным вариантом, посоветуйтесь, и аргументируйте свой выбор. Пожалуйста, выполните задание.
Дискуссия.
Работа в группах.
Вывод: глобальные проблемы решать нужно всем вместе.
Прошу вас садиться.
Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Мне интересно ваше мнение об уроке. Перед вами - карточки разного цвета. Каждый цвет обозначает определённый вопрос по уроку.
Что тебя заинтересовало? Что тебя удивило? Какую бы проблему ты хотел обсудить в будущем?
Поднимите карточку того цвета, на какой вопрос вы хотите ответить.
На протяжении многих лет ученые, обществоведы ищут пути решения проблемы угрозы человечеству. С некоторыми их высказываниями вы можете познакомиться на стенде или в рабочих листах.
Познакомьтесь, пожалуйста, с этими высказываниями и подумайте, какое из них можно взять эпиграфом нашего урока. Почему?
Упражнение “Философское дерево”. (Приложение 4).
На классном часе, на уроках, в компании друзей обсудите их. Если глобальные проблемы не будут решаться, есть ли уверенность, что вы сможете решить свои личные?