Каждой эпохе, каждому этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ общества, который должна выполнить школа по подготовке молодого поколения к современным условиям жизни.
Мы живем в век информации и глобализации. Скорость появления новых знаний значительно обгоняет возможности их усвоения и осмысления. А стремительный процесс глобализации, разрушая, казалось, незыблемые ценности и границы, потребовал от человека новых навыков в осмыслении информации, ее обработки, толерантных решений и действий. Реальности современного мира требуют от школы формирования у старшеклассников способностей самообразования и самоконтроля в процессе социализации. Приоритетным становится овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых.
Думаю, что каждый учитель истории современной школы постоянно ищет такую педагогическую технологию, которая позволила бы ему в условиях многообразия учебников, сохранения концентрической модели найти оптимальные пути обучения старшеклассников, соответствующие требованиям концепции модернизации российского образования и условиям развивающегося мира.
В настоящее время существует множество технологий, значительно влияющих на результативность образовательного процесса. Мое внимание привлекает модульная технология, обеспечивающая высокий уровень индивидуализации обучения и формирование общеучебных умений и навыков учащихся.
Принципиальное отличие модульного обучения от других педагогических технологий заключается в том, что учащиеся на уроке работают самостоятельно и в паре, руководствуясь технологической картой, состоящей из учебных элементов (УЭ). Творческие задания и задачи учебных элементов модуля направлены на активное чтение изучаемого текста учебника, дополнительной литературы. Учащиеся из пассивных исполнителей и наблюдателей превращаются в активных участников творческого процесса самообразования.
В учебном элементе (УЭ-О) формируются общие дидактические цели занятия. В последующих УЭ ставятся частные дидактические цели. Учебные элементы модуля отличаются сложностью заданий. Одни направлены на репродукцию знаний, другие – на их применение в новых условиях, третьи – на формирование учебных вопросов, составление планов, тестов и т.д. Самые сложные задания связаны с обобщением информации и формулированием выводов по изучаемой теме.
Учитель по ходу урока, наблюдая и направляя деятельность учащихся, управляет процессом обучения.
Ниже представлен один из модулей раздела “Феодальная раздробленность на Руси”, изучаемого в курсе истории России в 10 классе. Это урок-практикум по теме “Владимиро-Суздальская Русь“.
Каждому учащемуся выдается технологическая карта с перечнем заданий. Самостоятельной работе учащихся предшествует краткий инструктаж, занимающий не более 1 минуты, так как необходимая информация содержится в раздаточном материале. Технологическая карта приводится ниже.
Технологическая карта изучения темы “Владимиро-Суздальская Русь”
Учебный элемент (УЭ-О).
В результате работы ты должен узнать:
- Как природно-географические условия повлияли на экономическое развитие Северо-Восточной Руси и ее становление как центра русской государственности.
- Как и почему возвышалась Северо-Восточная Русь в ХII–XIII веках при князьях Мономаховичах.
В ходе работы над заданиями ты должен уметь:
- анализировать исторические факты;
- составлять тесты и план к тексту;
- сравнивать политическую деятельность князей;
- определять исторические даты на основании известной информации;
- обобщать материал и делать выводы;
- оценивать ответ товарища;
- отвечать на поставленные вопросы.
Источники изучения темы:
- Учебник А.Н. Сахарова, В.И. Буганова “История России с древнейших времен до конца ХVII в.” М.,1997.
- Т. Голубева “От Руси к России. Царские династии ” М.,Росмэн 2001 г.
- Атлас. Карта “Русские земли в ХII–нач. ХIII века ”
- Рабочая тетрадь
Учебный элемент – 1(УЭ-1)
Владимиро-Суздальское княжество: географическое положение и природные условия. Славянская колонизация .
- На контурной карте в рабочей тетради обведи границу княжества, определи его географическое положение. Отметь крупные города. .
- Используя материал учебника, составь два вопроса к тексту (с. 124–125), которые начались бы со слов “Кто” и “Как” .
- Работа в паре. Познакомь товарища со своими вопросами. Попытайся ответить на вопросы товарища.
- Составь в тетради план “Влияние природно-географического фактора на развитие Владимиро-Суздальского княжества” . Сделай вывод. Запиши его.
Учебный элемент – 2(УЭ-2)
Возвышаться Северо-Восточная Русь стала при Владимире Мономахе. Его столицей был город Ростов. Сын Владимира Юрий наследовал “отчину” и перенес столицу в Суздаль.
Используя материалы учебника (с. 126–127), ответь на вопросы тестов:
1. В каком году Северо-Восточная Русь вошла в состав “отчины” Мономаховичей?
а) 1065 г.
б) 1073 г.
в) 1113 г.
2. Почему сына Владимира Мономаха Юрия назвали Долгоруким?
а) У него были длинные руки;
б) он характеризовался жаждой власти и
подчинения Киева;
в) при его правлении наметилось экономическое и
политическое возвышение и обособление края.
3. Определи и запиши в тетрадь годы правления Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве.
4. Установи соответствие городов и устройства политической власти в них:
1. Владимир 2. Ростов 3. Ярославль 4. Суздаль |
а) сильная княжеская власть
б) ведущая роль боярских группировок
5. Выдели основные направления внутренней и внешней политики Юрия Долгорукого.
Внутренняя политика а) _________________________ |
Внешняя политика а) _________________________ |
6. Составь два теста относительно рождения Москвы. Обменяйся тестами с товарищем. Реши их.
7. Сделай вывод о правлении Юрия Долгорукого, запиши его в тетрадь.
Учебный элемент – 3 (УЭ-3).
После смерти Юрия Долгорукого князем земель Северо-Восточной Руси стал его сын Андрей Юрьевич (Боголюбский) (1157–1174 гг.). Его столицей был город Владимир. Со времен князя Андрея Боголюбского княжество называли Владимиро-Суздальским.
1. Используя материалы учебника (с.127–129)и текст пособия Т.Голубевой “Царские династии. От Руси к России ” (Глава 7), сравни политические цели и социальную опору деятельности князей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского
Вопросы |
Юрий Долгорукий |
Андрей Боголюбский |
1. Политические цели деятельности. 2. Социальная опора |
2. Подумай, почему взяв в 1169 г. Киев, Андрей Боголюбский не остался в нем править? Обсуди этот вопрос с товарищем.
3. Выдели и запиши в тетради причины краха самовластной политики Андрея Боголюбского.
Учебный элемент – 4 (УЭ-4)
1. Используя материалы учебника (с.129–130), определи шаги князей Михаила Юрьевича и Всеволода Юрьевича по централизации власти во Владимиро-Суздальской Руси.
- __________________________________________________
- __________________________________________________
2. Дай определение понятию “дворяне”. Запиши его в тетрадь.
3.Сравни систему наследования великокняжеского
престола, установленную Ярославом Мудрым в XI
веке и Всеволодом Большое Гнездо в
XIII веке.
Ярослав Мудрый |
Всеволод Большое Гнездо |
|
|
Сделай вывод. Запиши его.
Опыт показывает, что такая форма изучения темы вызывает живой интерес учащихся и способствует более эффективному образовательному процессу.