Тема урока-практикума “А.С.Пушкин и декабристы” выбрана мной не случайно. Историю движения декабристов учащиеся изучают в 8-м классе. Поэтому очень важно в столь юном возрасте проникнуться духом эпохи начала XIX века, познакомиться с людьми того времени, их взглядами, мыслями, образом жизни. Лучше всего для ознакомления обратиться к историко-литературному анализу.
Я попыталась создать модель урока-практикума, основываясь на истории написания стихотворения А.С.Пушкина “И.И.Пущину”. В качестве источников использованы не только стихи и мемуары А.С.Пушкина, но и воспоминания И.И.Пущина.
Тема урока занимает логическое место в курсе истории России XIX века. Урок-практикум завершает тему “Движение декабристов в России” и носит интегрированный характер с литературой.
Тип урока – урок применения знаний и формирования умений и навыков учащихся.
Вид урока – практикум с использованием технологии групповой работы с элементами критического мышления.
В течение урока учащиеся проходят трехфазовую модель технологии критического мышления:
- стадия вызова, которая включает в себя:
а) подготовку материала (определение целей, задач, направлений, актуализацию имеющихся знаний),
б) активизацию учащихся на уроке (использование приемов, которые заставляют ученика работать на уроке),
- стадия осмысления. Целью этой стадии является получение новой информации и ее обработка (работа с текстом, постановка вопросов),
- стадия рефлексии (глубокий анализ).
Работа в группах на уроке основывается на обмене оценками, мнениями. Происходит непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. В течение урока ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение и прислушиваться к мнению других. Также он сопоставляет, сравнивает свою точку зрения с точками зрения своих одноклассников. Проблемная ситуация на уроке-практикуме активизирует познавательный поиск.
Цели урока:
Образовательная.
- Через анализ литературного произведения
А.С.Пушкина “И.И.Пущину” ответить на вопросы:
- Почему декабристы не привлекали поэта к своей общественно-политической деятельности?
- Как А.С.Пушкин относился к восстанию на сенатской площади 14 декабря 1825 года?
- Выяснить, какими были отношения между А.С.Пушкиным и Николаем I на фоне реакции после подавления восстания декабристов?
Воспитательная.
На примере дружбы А.С.Пушкина и. И.И.Пущина рассмотреть моральные аспекты человеческих отношений, которым не страшны любые испытания, связанные с политической ситуацией в России в I четверти XIX века.
Развивающая:
- продолжать формировать у учащихся навыки работы с источниками, дополнительной литературой,
- сформировать умение работать в группах, используя творческий потенциал учеников,
- отработать технологию критического мышления при анализе источниковедческого материала.
Оборудование:
- комплект источников,
- выставка книг по теме урока,
- портреты А.С.Пушкина и И.И.Пущина,
- таблица самооценки учащихся:
Кто оценивает На “5” На “4” На “3” На “2” Самооценка Коллеги по команде Учитель
Таблица заполняется в конце урока, из трех оценок складывается одна.
Оформление классной доски.
а) Вопросы к уроку:
- Почему декабристы не привлекали поэта к своей общественно-политической деятельности?
- Как А.С.Пушкин относился к восстанию на Сенатской площади 14 декабря 1825 года?
- Выяснить, какими были отношения между А.С.Пушкиным и Николаем I на фоне реакции после подавления восстания декабристов?
б) Табло с результатами эффективности работы в группах:
№ цикла 1 группа 2 группа 3 группа 1 цикл 2 цикл 3 цикл
За каждый правильный ответ группа получает один балл, за неправильный ответ с нее снимается один балл. При подведении итогов учитель учитывает количество набранных баллов. Та группа, которая наберет большее количество баллов, получает более высокую оценку на уроке. Оценка ставится в таблицу самоконтроля и в журнал.
Подготовительный этап к уроку
- Деление на три группы с учетом способностей учащихся. В группе должны быть дети с разным уровнем подготовки.
- Оглашение опережающих заданий по теме урока:
Найти биографические сведения о В.А.Жуковском, А.А.Дельвиге, И.И.Пущине, Е.К.Воронцовой.
Найти описание встречи А.С.Пушкина и И.И.Пущина в Михайловском.
Прочитать и сделать анализ стихотворений А.С.Пушкина “Деревня”, “Ода на свободу”.
3. Подготовка Листов самооценки.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Знакомство учащихся с целями и задачами урока.
Необходимо подчеркнуть, что данный урок является завершающим при изучении темы “Движение декабристов”. Обращается внимание на пример замечательной дружбы декабриста И.И.Пущина с поэтом А.С.Пушкиным, который создал прекрасное стихотворение, посвященное другу. Именно оно поможет разобраться в сложных отношениях между друзьями и раскроет тайну – почему декабристы не привлекали поэта к своей общественно-политической деятельности?
Объяснение условий работы в группах.
Класс делится на три группы. В ходе анализа источников участники групп будут отвечать на вопросы учителя. При этом учитывается быстрота и правильность ответов. Результаты фиксируются на табло. Ученики заполняют Лист самооценки, который заготовлен заранее. Опережающее задание тоже влияет на количество баллов, заработанных каждой группой.
II. Работа учащихся в группах
Контроль за выполнением опережающих заданий.
Учащиеся делают сообщения об И.И. Пущине (биография, общественно-политическая деятельность).
Учащиеся читают стихотворение А.С.Пушкина “И.И.Пущину”.
После прочтения учитель знакомит учащихся с причинами ссылки А.С.Пушкина в село Михайловское.
Работа с источником.
Учащиеся читают отрывки из воспоминаний И.И.Пущина “Записки о Пушкине”. Им предлагается ответить на вопрос 1 цикла – почему декабристы не привлекали поэта к своей общественно-политической деятельности? Учащиеся снова возвращаются к стихотворению “И.И.Пущину”.
Учитель просит ребят обратить внимание на дату написания чернового варианта стихотворения (первая редакция – начало 1825 года, вторая редакция (1825г.), последняя редакция – 13 декабря 1826 года). Далее он акцентирует внимание на том, что черновик создавался после встречи А.С.Пушкина и И.И. Пущина в Михайловском, под впечатлением этой встречи – но до восстания. Окончательный же текст послания “Мой первый друг…” имеет авторскую дату 13 декабря 1826 года. Таким образом, между началом и завершением короткого стихотворения прошло более года, но в промежутке – роковой декабрь, Сенатская площадь.
Учитель знакомит учащихся с точкой зрения исследователя творчества А.С.Пушкина Н.Эйдельмана, который считает, что черновик создавался в одну историческую эпоху, а окончательный вариант – в другую.
Учащиеся по группам анализируют обращение А.С.Пушкина И.И.Пущину (каждая группа работает с определенной редакцией стихотворения), чтобы определить причины недоверия И.И.Пущина к своему лицейскому другу. Результаты озвучиваются:
1 группа | 2 группа | 3 группа |
“первый друг” “давний друг” |
“первый друг” “нежданный гость” |
“первый друг” “брат любезный” |
Учащиеся делают вывод, что черновой вариант наталкивает на мысль, что А.С. Пушкин чем-то обеспокоен, его мучает недоговоренность, недоверие между ними. Учитель предлагает учащимся найти подтверждение смятения, тревоги у А.С.Пушкина. Ставится вопрос: как поэт называет свой дом?
1 группа | 2 группа | 3 группа |
“шалаш опальный” | “забытый кров” | “двор уединенный” |
Учитель подчеркивает, что поэт, узнав о ссылке своего друга, в окончательном варианте не преувеличивает значение своего опального положения. Ставится вопрос: как А.С.Пушкин называет себя в черновом варианте?
1 группа | 2 группа | 3 группа |
“печальный друг” | “изгнанник” | – |
Вопрос к 3 группе: “О чем может говорить строка: “Где ты? Где я?”. Учащиеся могут предположить, что поэт чувствует какую-то недоговоренность между ним и И.И.Пущиным.
Далее делается общий вывод по вопросу 1 цикла. Группы предлагают свои варианты ответов, учитель их обобщает и вновь обращает внимание на уже упоминавшееся высказывание Н.Эйдельмана.
Ставится вопрос: “Почему И.И.Пущин не захотел открыться другу, рассказать ему о тайном обществе, в котором он состоял?” Группы анализируют отрывки из воспоминаний И.И.Пущина “Записки о Пушкине”. Ответ содержится непосредственно в источнике: “Подвижность, пылкость его нрава, сближение с людьми ненадежными пугали меня”.
Контроль за выполнением опережающих заданий.
Учитель предлагает учащимся вспомнить стихотворения А.С.Пушкина “Деревня”, “Ода на свободу” и ответить на вопрос: “Как, с точки зрения декабристов, А.С.Пушкин действовал на благо общества?” Подводя итого обсуждению, учитель делает вывод, что А.С.Пушкин не привлекался в тайные общества декабристов, поскольку они считали, что эти два стихотворения уже сыграли свою роль в борьбе с царизмом.
Работа с источником.
Учащиеся читают отрывки из воспоминаний И.И.Пущина “Записки о Пушкине”. Им предлагается ответить на вопрос: “Переживает ли И.И.Пущин о том, что он скрывает от друга существование тайного общества?” Учащиеся утвердительно отвечают на этот вопрос, используя текст: “Преследуемый мыслию, что у меня есть тайна от Пушкина и что, может быть, этим самым я лишаю общество полезного деятеля, почти решился броситься к нему и все высказать, зажмуря глаза на последствия…”. Учитель просит школьников вспомнить, какой случай останавливает И.И.Пущина от признаний другу.
Контроль за выполнением опережающих заданий.
Учащиеся рассказывают романтическую историю отношений А.С.Пушкина с Воронцовой Е.К. Именно эта история, рассказанная отцом поэта И.И. Пущину, и заставила последнего отказаться от мысли рассказать А.С.Пушкину о существовании тайного общества. Учащиеся находят подтверждение этому в источнике: “Я задумался, и, признаюсь, эта история, произвела свое впечатление; мысль о принятии Пушкина исчезла из моей головы…”
Работа с источником.
Ставится ли вопрос: “Оправдывает ли А.С.Пушкин молчание своего друга?” Учащиеся находят ответ в источнике: “Может быть, ты и прав, что мне не доверяешь. Верно, я этого доверия не стою – по многим моим глупостям”.
Учитель делает вывод по вопросу 1-го цикла: после восстания на Сенатской площади между друзьями нет никаких тайн. Это подтверждается мнением Н.Эйдельмана: “То, что могло огорчить Пушкина, в чем поэт видел известное недоверие, отчужденность – теперь об этом нечего толковать. Пущин дошел по своей тропе до конца; не стоит теперь рассуждать и об “избранном сане”, “почтении граждан”: прежде, до восстания, за этими строками пряталось пушкинское многознание насчет тайного общества, Пушкина-конспиратора; теперь, когда все вышло на свет, нечего прятать, намекать”.
2-й цикл работы с источниками предполагает ответить на вопросы: как поэт относился к факту восстания на Сенатской площади и чем поэт объясняет поражение декабристов? Учащиеся приступают к работе с другим источником – отрывками из работы Ю.М.Лотмана “Из размышлений над творческой эволюцией А.С.Пушкина”. Они делают вывод, что “в истории победивший всегда прав не только правотой грубой, материальной силы, но и причастностью к скрытым законам истории”. Смысл этих строк заключается в том, что А.С.Пушкин считает причиной поражения восстания декабристов незыблемость и нерушимость системы российского самодержавия.
Контроль за выполнением опережающих заданий.
Учащиеся делают сообщения о В.А. Жуковском и А.А.Дельвиге (биография, общественно-политическая деятельность).
Работа с источником.
Школьникам предлагается познакомиться с отрывками из писем А.С.Пушкина к В.А.Жуковскому и А.А.Дельвигу и ответить на следующие вопросы: “Как поэт называет участников восстания?” и “Скрывает ли Пушкин свою дружбу с заговорщиками?” На основе анализа источников ученики выясняют, что поэт называл участников восстания “возмутителями”, но своей дружбы с ними не скрывал. Учитель цитирует высказывание Н.Эйдельмана (“Призыв поэта не бояться правды о 14 декабря адресован … идеализированному образу самодержавия, что сложился у Пушкина “в надежде славы и добра”) и делает вывод об отношении А.С.Пушкина к оценке событий 14 декабря 1825 года, основываясь на высказываниях самого поэта: “Последние происшествия обнаружили много печальных истин. Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждения. Ясно, что походам 1813 и 1814 года, пребыванию наших войск во Франции и Германии должно приписать сие влияние на дух и нравы того поколения, коего несчастные представители погибли в наших глазах” (А.С.Пушкин. О народном воспитании. 1826).
Работа 2-го цикла завершается выявлением причин возникновения декабризма в России.
Недостаток просвещения и нравственности.
Влияние заграничных походов 1813-1814 гг. на умы и настроения передовых офицеров армии.
3-й цикл работы посвящен ответу на вопрос о взаимоотношениях поэта и царя после поражения восстания декабристов. Учащиеся анализируют стихотворение А.С.Пушкина “Стансы” и отвечают на следующие опросы:
Как поэт определяет путь развития России?
Что А.С.Пушкин советует предпринять императору в отношении оппозиции?
Какая форма власти, по мнению поэта, должна быть в России?
Почему поэта заинтересовал образ Петра Первого?
Обсуждая ответы на вопросы, учитель делает вывод об отношении поэта к декабристам в целом, используя при этом высказывание Н.Эйдельмана: “Декабристы: они получают у Пушкина полное нравственное признание: у них – “дум высокое стремленье”, погибая, они выкрикнули истины, которые нельзя игнорировать и правительство должно задуматься”.
После этого подводятся итоги эффективности работы каждой группы по двум направлениям: заполнение Листа самооценки и подсчет баллов на табло. Выявляется группа-победительница. Затем обсуждаются Листы самооценки учащихся и выставляются оценки за работу на уроке.
В качестве домашнего задания учитель предлагает учащимся написать сочинение по теме “Моя точка зрения на причины поражения движения декабристов в России”.
Использованная литература
Источники
- Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.2. Таллин, 1992.
- Пушкин А.С. Пущину И.И. (“Мой первый друг, мой друг бесценный”). // Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. М., 1981, том X.
- Пушкин А.С. Письма к Дельвигу А.А. и Жуковскому В.А. // Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. М., 1981, том Х.
- Пущин И.И. Записки о Пушкине. М., 1969.
- Эйдельман Н. Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта. М., 1984.
Литература
- Гессен Л.И. Набережная Мойки, 12. Л., 1969.
- Йосифова Б. Декабристы. М., 1983.
- Керн А.П. Воспоминания о Пушкине. М., 1988.
- Лобикова И.М. Знакомство А.С.Пушкина с декабристами. М., 1980.
- Русский писатели – А.С.Пушкину. М., 1986.
- Тропа к Пушкину. М., 1974.
- Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. М., 1988.