"Создавать историю" вместе…

Разделы: История и обществознание


Наш век ставит себе целью сделать
человека возможно полезным.
Фридрих Ницше.

В современном обществе одной из главных задач средней школы стала задача развития творческих способностей учащихся, а также определение педагогических условий формирования и развития познавательной самостоятельности школьников.

При сложившейся практике объяснительного обучения познавательная самостоятельность формируется стихийно, и после проведения курса учебных занятий по дисциплине продолжает оставаться на низком уровне (воспроизводящая самостоятельность). Анализируя традиционную систему объяснительного обучения на предмет выявления возможности создания условий, способствующих успешному формированию познавательной самостоятельности, обнаружению в арсенале этой системы приемов и методов обучения, воспитывающих творческий подход к изучению явлений, событий, показал, что для этой системы характерна пассивность обучения. Основная нагрузка падает на память и не способствует развитию познавательных умений.

Так, до недавнего времени вся методика исторического образования была направлена на поиск новых средств и способов запоминания. Считалось, что история - фактологическая дисциплина, чья функция - правильное описание событий и выдача характеристик исторических деятелей. Даже методика таких учителей-новаторов, как Шаталов с его опорными конспектами, направлена на эффективное получение новых знаний. При этом выпускалась из виду задача развития ученика. Такие задания как вести дискуссию, рассуждать, проанализировать, просто не ставились. На мой взгляд, единственным выходом из этого положения будет развитие ученика. Под развитием личности ученика я понимаю формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы. История должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Поэтому свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы научить ученика давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям. Должен научить, умению спорить, отстаивать свои взгляды. На моих уроках многие ребята пытаются самостоятельно размышлять над теми или иными событиями, представляют себя на месте конкретной исторической личности, думают, над тем как бы они сами поступили на месте этого героя. Для того чтобы наши воспитанники думали и размышляли, я ставлю перед ними проблемные ситуации.

Встречаются в работе конечно и трудности. В основном это педагогическая запущенность наших учеников. У многих детей отсутствует желание работать на уроке, они не заинтересованы в получении новых знаний, поскольку, не видят, где бы эти знания могли им пригодиться в последующей жизни. Как заставить таких детей учиться, как их заинтересовать? Как необходимо преподавать историю сегодня? Ответы на эти вопросы позволят решить основную цель моей педагогической деятельности: как сделать учебный процесс для учащихся более гуманным и интересным? В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи:

1. Проявлять большое внимание к интересам и, что очень важно, к возможностям ученика при изучении истории.

2. Уделять время поиску новых программ, учебников и способов изложения материала.

З. Адаптировать технологии обучения, основанные на принципах гуманизации в учебный процесс.

4. Развивать чувства и эмоции учащихся. Это очень деликатная сфера деятельности учителя.

5. Раскрывать и реализовывать творческие способности учащихся.

Для того чтобы наметить путь решения задач, сформулировал гипотезу: успешность развития школьников зависит от того, насколько комфортно и интересно им на уроке.

Для проверки гипотезы уделил внимание изучению психолого-педагогической литературы, трудам современных педагогов, дидактов: Я.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, О.С. Газмана, И.К. Якиманской, Е.А. Ямбурга, К Роджерса и др., пришел к выводу, что ученики должны быть способны к саморазвитию и самосовершенствованию, а самое главное, им должно быть комфортно и интересно на уроке. Для того, чтобы наши воспитанники думали и размышляли, чтобы им не было скучно на уроке, я ставлю перед ними проблемные ситуации. Кроме этого активно использую на своих уроках опорные конспекты, так как они делают учебный материал наглядным, облегчают его запоминание, помогают преодолевать такую проблему, как неумение наших детей монологически отвечать на поставленный вопрос, а конспект является как бы кратким планом ответа, опираясь на который, ученик может ответить на заданный вопрос. Свою задачу как учителя я вижу еще и в том, чтобы научить ученика давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям. Необходимо научить умению спорить, отстаивать свои взгляды. На моих уроках многие ребята пытаются самостоятельно размышлять над теми или иными событиями, представляют себя на месте конкретной исторической личности, думают, над тем, как бы они сами поступили на месте этого героя. Я считаю, что необходимо ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Таким образом, я пытаюсь развивать личность ученика, формировать творческое мышление, способность критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы.

Считаю уместным назвать те современные теории образования, на идеи которых опираюсь я в своей преподавательской деятельности:

1. Теория педагогики сотрудничества. (А. Макаренко, В. Сухомлинский).

2. Теория опорных сигналов. (В. Шаталов).

В своей работе с воспитанниками ставлю следующие цели: создание педагогических условий для полноценного саморазвития личности подростка, помощь в реализации своих возможностей в условиях конкретной образовательной среды и под ее влиянием. Поэтому учебный процесс, как по содержанию, так и по формам проведения, стараюсь строить, как процесс развития, а формирование общеучебных умений и навыков, как его основное вспомогательное средство. Поэтому наиболее оптимальными способами обучения истории, на мой взгляд, являются решение специальных задач, приобщение школьников к обсуждению классических проблем отечественной и мировой истории, а также к исследовательской работе с источниками, документами, статьями и монографиями. Организации активной познавательной деятельности и развитию мышления учащихся на моих уроках способствуют задания для самостоятельной работы и задачи по истории. Конечно, само по себе решение познавательных задач творческого мышления не развивает, но может способствовать становлению различных мыслительных умений. Лишь исследовательская деятельность позволяет развивать на уроке истории творческое мышление. А такую деятельность помогает организовать исторический документ, воссоздающий дух эпохи и особенности миропонимания людей, живших много лет назад. Кроме этого анализ источников позволяет всерьез поставить проблему исторической истины, демонстрирует сложность и противоречивость, как самого исторического процесса, так и его познания. На мой взгляд, для формирования исторического мышления важно проводить урок в форме дискуссии. Здесь очень важно учитывать уровень подготовленности учащихся и предлагать им спор только по тем проблемам, которые им посильны, то есть по которым они в состоянии подобрать доказательства самостоятельно, из доступных им источников. Во время обмена мнениями их столкновения, в ходе подбора аргументов развиваются умения и навыки формулировать и защищать свою позицию, выслушивать суждения противников, быть терпимыми к чужому мнению. Поэтому сочетание элементов дискуссии на уроке, их целенаправленное применение в практике преподавания, с другими активными приемами дает стабильный положительный результат. Он выражается не только в приросте знаний и умений, но и в формировании качеств творчески мыслящей личности, способной понять точку зрения своего оппонента, привычной к многообразию мнений и с достоинством отстаивающей свои принципиальные позиции.

Еще одним вариантом формирования исторического сознания школьников является использование на уроках «альтернативных ситуаций». В обобщенном виде логика работы с «альтернативной ситуацией» такова: создание ситуации выбора - уяснение ее сути, определение критериальной основы для рассмотрения предложенных альтернатив, их анализ и оценка в соответствии с выбранными критериями, аргументированное изложение учениками своей позиции по рассматриваемой проблеме, анализ результата работы школьников учителем. При рассмотрении альтернативных ситуаций ученики встают и перед проблемой нравственного выбора. И здесь роль учителя заключается в том, чтобы показать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Не ориентировать детей на какие-либо идеологические и этические системы. Ученик имеет право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Перед школьником открывается пространство для развития критического исторического метода. Он уже не воспроизводит готовые интерпретации прошлого, а «создает историю», школьник в этом случае становится реальным субъектом процесса постижения истории, самостоятельным интерпретатором событий и явлений. Такой подход к преподаванию поможет молодым людям сохранить внутреннюю целостность при внешней гибкости и терпимости к различным идеологиям. Ученик превращается в реальный субъект учебной деятельности, у которого постепенно формируется ощущение познания. Ученик сам делает открытия и, в конечном итоге, он ощущает свою значимость, самоценность. Такой подход к изучению учебного предмета как нельзя лучше соотносится с принципами гуманистической педагогики, разработанными крупнейшим гуманистом ХХ века Карлом Роджерсом.

  • Основываться на личностных интересах и стремлениях ученика.
  • Поощрять учебные успехи, а не только указывать на недостатки.
  • Сделать учение эмоциональным, а не только умственным процессом.
  • Помочь каждому ребенку в ходе учения открывать свои возможности.
  • Делать учебные задачи творческими.
  • Воспитывать творческую смелость в учениках при постановке и решении познавательных задач.
  • Организовать совместное творчество взрослого (учителя) с учеником.

Гуманистический подход, основанный на идее, что образование - это развитие, идущее от самой личности, является наиболее перспективным. Ведь само слово гуманизм означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия общественных отношений. Гуманное обучение и воспитание предполагает отказ от универсальных педагогических технологий, их вариативности, в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Поэтому я считаю, что наиболее эффективной образовательной концепцией, позволяющей обеспечить максимальное развитие творческого, свободного, полноценного человека, может быть гуманистическая система.

Приложение 1.