История и обществознание

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Контрреформы – основа внутренней политики Александра III или уничтожение реформаторской деятельности Алексадра II? 2005

    Автор: Разнатовская Светлана Николаевна

    Тезисы Царствование Александра III имеет значение для понимания дальнейшего хода русской истории. Сущность внутренней политики Александра III - корректировка реформ предыдущего царя в соответствии с основными базовыми ценностями, сохранение самодержавия и ведение жёсткой борьбы с противниками контрреформ.

  • Урок в 8-м классе по истории Отечества. "Русско-Турецкая война – парадокс выигранной, но неудачной войны" 2005

    Автор: Кривоногова Надежда Алексеевна

    Урок обобщения и систематизации знаний в 8-м классе с использованием исследовательского и проблемного методов. Чтобы ребенок был успешным в современном мире, прежде всего, на мой взгляд, надо научить его мыслить самостоятельно, самому искать, критически оценивать разноплановую информацию. Тогда ученик будет стремиться к саморазвитию, к творческой активности.

  • Открытое мероприятие. Масленица 2005

    Автор: Вольных Алла Анатольевна

    Выбирая тему своей работы, я опиралась на то, какие русские праздники почитали на Руси? Когда родились эти слова и эти суеверия, эта исконно русская вера в чудеса, ворожбу, приметы и знамения? Ответы эти мы находили, отправляясь с учениками в воистину чудесный и неизведанный мир наших далёких предков – в страну славянской языческой мифологии, страну загадочную, причудливую и такую родную. В празднике принимали участие все ребята школы. Были приглашены родители и жители микрорайона. В первом потоке зрители-участники – ученики начальных классов, во втором потоке зрители-участники – ученики старших классов. Они все справились с различными соревнованиями, заданиями. А также с домашним заданием (костюмы ряженых, подготовили пословицы, поговорки, загадки, песни, накрыли столы с угощением, провели конкурс “Самый вкусный блин”). А после организованно всей школой вышли во двор и торжественно сожгли чучело. Я думаю, что это мероприятие позволяет развивать личность и творческие способности учащихся через приобщение к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей русской культуры.

  • "Александр Данилович Меншиков – сподвижник императора Петра Великого, основатель Ораниенбаума" 2005

    Авторы: Александрова Оксана Феликсовна, Фигон Елена Вацлавовна

    Среди сподвижников Петра Великого Александр Данилович Меншиков занимает особое место и по талантам, и по реальному вкладу в преобразования. Незаурядными были дарования этого человека, в полной мере раскрывшиеся на военном и административных поприщах. Предлагаемые материалы помогут вам подготовить занятия об этом государственном деятеле.

  • Методическая разработка обзорной экскурсии по теме "Ораниенбаум - Ломоносов - мой город на взморье" 2005

    Автор: Бондаренко Зоя Николаевна

    Предлагаемая экскурсия знакомит детей с историей освоения Петром Великим южного берега Финского залива и созданием города Ораниенбаума (Ломоносова). В приложении представлены общие рекомендации по проведению экскурсии.

  • Разработка урока "СССР накануне Второй мировой войны" 2005

    Автор: Бульбакова Ольга Владимировна

    Урок рассчитан на два учебных часа, предполагается проведение его в 11-м классе. В ходе урока учащиеся анализирует предложенный комплект документов и приходят к выводу о том, кто виноват в развязывании Второй мировой войны. В конце занятия обязательно проводится рефлексия, в ходе которой учащиеся анализируют занятие и свою работу на нем. Роль учителя на уроке сводится к роли координатора работы групп и консультанта. Закрепление материала проводится путем составления каждой группой опорного конспекта по своей проблеме.

  • Интегрированный урок по истории и информатике по теме: "Великая Отечественная война 1941—1945 гг." 2005

    Авторы: Бурлакова Наталья Викторовна, Руденских Ирина Юрьевна

    Использование информационных технологий в проектно-исследовательской деятельности учащихся по истории позволяет на этом уроке: создать яркие и образные исследовательские работы на основе краеведческого и исторического учебного материала о войне; представить главные сражения военного периода в групповых проектах; продемонстрировать умения и навыки каждого ученика в области информатики и истории при создании презентаций и web-сайтов по военной тематике.


  • Активизация познавательного интереса учащихся II ступени к изучению истории (из опыта работы). Методическая разработка 2005

    Автор: Молдован Елена Викторовна

    Предлагаю вашему вниманию методическую разработку, актуальность которой достаточно очевидна, ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. В работе речь идет о некоторых формах организации обучения, включающих разные виды познавательной активности учащихся с опорой на их возрастные психологические особенности, которые были успешно апробированы (конкурс, игра, викторина, диспут).

  • Повторительно-обобщительный урок по теме: "Великая Отечественная война". Интеллектуальный лабиринт 2005

    Автор: Никитина Анна Гаврильевна

    В этом году мы отмечаем 60-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Мы знаем цену этой войны: 27 млн. человеческой жизни, в т.ч. 10 млн. воинов, свыше 11 млн. граждан уничтожено только гитлеровских концлагерях. Мы не должны забывать эти страшные события (цифры) чтобы никогда больше не повторялись такие трагедии. Предлагаются тесты для обобщающего урока по теме "Великая Отечественная война".

  • Мировоззренческие взгляды 2005

    Автор: Лакомская Ольга Павловна

    На уроке в 5-м классе учащиеся находят причинно-следственные связи в формировании мировоззренческих взглядов у первобытных людей.

  • Урок обществознания "Политический режим и проблема свободы личности", 11 класс 2005

    Автор: Гизатуллина Лилия Фанавиевна

    На уроке, построенном в виде творческой лаборатории, раскрывается сущность политических режимов, их признаки, степень свободы личности в различных политических режимах. За основу взята групповая форма работы, способствующая формированию навыков учебного сотрудничества, коммуникативных способностей старшеклассников. На уроке развиваются творческое и критическое мышления, аналитические способности. Урок состоит из трех взаимосвязанных этапов.

  • Можно ли потрогать время 2005

    Автор: Обутова Ольга Дмитриевна

    Образование - это не только передача определённых знаний, умений и навыков, образование - это, прежде всего воспитание личности. Сегодня, наряду с высоким образовательным уровнем, учащиеся, к сожалению, имеют неразвитость эстетических потребностей потерю эмоционального, нравственно-эстетического отношения к миру, невысокий уровень духовных, нравственных начал, дефицит культуры. Поэтому значение музея, как средства воспитания и образования, в настоящее время сильно возросло. В своей совместной деятельности школа и музей имеют общую воспитательную цель: осуществлять деятельность в условиях музейной среды, направленную на передачу культурного исторического наследия.

  • Урок истории по теме: "Человечество в Средние века" 2005

    Автор: Светличная Ирина Александровна

    Урок истории в 6-м классе решает следующие цели: систематизировать и обобщить знания учащихся по курсу истории Средних веков, осуществить контроль за уровнем знаний учащихся, формировать общее представление о Всемирной истории.

  • Интегрированный урок: история Якутии + национальная культура. "История эвенков Буягинского наслега" 2005

    Автор: Никитина Анна Гаврильевна

    Задачи урока - узнать и ознакомиться с созданием эвенкийского наслега, познакомить учащихся с деятелями науки, искусства и литературы, с уважаемыми людьми, участниками Великой Отечественной войны выходцами Буягинского наслега.


  • Открытый урок по теме "Князь Владимир Святославич" 2005

    Автор: Марчук Людмила Владимировна

    Методическая цель занятия - показать использование элементов технологий развивающего, проблемного и уровнего обучения, применение индивидуальных дифференцированных рабочих листов, разработанных преподавателем по теме для активизации самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории. Показать использование творческих заданий для повышения учебной мотивации учащихся.

  • Урок истории: Древняя Русь, "Колесо истории" 2005

    Автор: Проворова Алла Евгеньевна

    Понимание законов общественного развития, “проживание” судьбы человечества как своей собственной, при соотнесении с ней своего поведения, духовно-ценностного содержания, должно, на наш взгляд, являться главным смыслом в постижении истории. Именно поэтому формирование мышления через игру представляется нам особенно важным. Игры, которые можно использовать в процессе обучения истории, чрезвычайно разнообразны. Однако введение игры в учебный процесс должно осуществляться постепенно, с небольших игровых эпизодов. Только спустя достаточно длительное время игра станет неотъемлемой частью урока, и ее отсутствие будет вызывать вопросы учеников.

  • Киностудия. Интерактивные формы урока 2005

    Автор: Царегородцева Людмила Вячеславовна

    Тему "Русская деревня в конце XIX века" мы сегодня рассматриваем на краеведческом материале, связанном с историей нашего села Ближнего Борисова. Форма урока - киностудия. Три режиссера показывают свои работы: мелодрама "Сельская учительница", хронико-документальный фильм "Земство заседает" и телерепортаж с научно-практической конференции.

  • Статистический анализ экономики России времен Первой мировой войны 2005

    Автор: Мельникова Ольга Геннадьевна

    Отличительной чертой творчески работающего учителя является желание использовать в своей деятельности широкий спектр вариантов нетрадиционных уроков - от лекций до практических занятий с элементами лабораторной работы. Анализ статистических данных по истории и графическое их оформление вызывает у учащихся большой интерес. Это позволяет "оживить" учебный процесс и отработать практические навыки учеников. Урок может быть интегрированным с математикой и информатикой. Работа по теме в рамках лабораторных и исследовательских занятий позволяет учителю осуществить проблемный подход в обучении, а ученикам - вынести свой собственный вердикт по поводу событий истории нашей страны. Приведённый материал совместный труд учителя - Мельниковой О.Г. и ученика 10 "А" класса Макаркина Алексея (графическое оформление).

  • Урок на тему "Повесть временных лет - исторический и литературный памятник" 2005

    Автор: Заиграев Сергей Николаевич

    Обобщающий урок по произведению "Повести временных лет", на котором доказывается, что это историческое произведение является величайшим памятником литературы.

  • Урок истории "Преступные цели - преступные средства" 2005

    Автор: Чиркова Татьяна Ивановна

    Поколение 90-х годов. Какими они вырастут? Иванами? не помнящими ни рода, ни племени? Перекати - полем? не имеющим корней своих? Какой им видится Великая Отечественная война? Думается, что они хотят знать правду о себе, понять свой характер и истоки своей духовной силы. В характерах людей они исследуют историю. В событиях истории они познают человека. Сегодня велик интерес к достоверному факту, к реконструкции событий. Изучая документы, ученики осмыслят: "Кто не помнит своего прошлого - тот обречён пережить его вновь".

  • Конспект урока обществознания по теме "Человек в мире экономических отношений: малый бизнес" 2005

    Автор: Забелина Екатерина Геннадьевна

    Урок обществознания проводится в форме демарша, что предполагает значительную свободу и педагога и участников занятия, а значит и определенную непредсказуемость в действиях, и некий вызов и теме занятия, и задуманным этапам. Главное - предложить участникам организовать свое "частное дело - малый бизнес", создать условия для пробы сил и проверки своих предпринимательских способностей. Используйте как можно больше интересных и парадоксальных высказываний о бизнесе, неожиданных советов и тестов. Важный момент - привлечение реальных предпринимателей (живьем, посредством аудио- и видеозаписей)


  • Урок "Зарождение революционного народничества и его идеология" 2005

    Автор: Левина Татьяна Павловна

    Данный урок рассматривается в курсе отечественной истории 8-го класса. "Россия в эпоху реформ 1860 - 1870-х годов". После реформы 1861 г. в России происходил подъём общественного движения. Различные общественные силы пытались воздействовать на власть, чтобы заставить её проводить такую политику, которая соответствовала бы их представлениям о путях развития страны. Урок призван помочь разобраться учащимся в течениях революционного народничества, во взглядах их лидеров.

  • Учебно-ролевая игра по теме: "Отмена крепостного права в России" 2005

    Автор: Клипова Светлана Михайловна

    Учебно-ролевая (имитационная) игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей. Она является оптимальной формой организации уроков истории для старшеклассников, так как позволяет, во-первых, осуществить "взрыв мотивации", во-вторых, способствует самообразованию и самосовершенствованию учащихся.

  • Организация учебного процесса в условиях обучения по способностям (ДЕМСОС) на уроках истории 2005

    Автор: Ксенофонтова Татьяна Петровна

    Приемы и методы коллективного способа обучения я использую на уроках истории с 1994-1995 учебного года. Мы убедились в том, что прав В.К.Дьяченко, подчеркивая, что "общение в паре - это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них - к знаниям и опыту всего человечества". Работать по новой технологии нелегко. Приходится не только преодолеть сложившийся стереотип, но еще приобретать новый опыт. Готовых разработок, пособий нет, так что приходится нам работать самостоятельно, внося при этом что-то свое, выработанное личным опытом.

  • Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах 2005

    Автор: Степанова Светлана Александровна

    Использование уроков-семинаров в 10-11-х классах позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся, активно использовать информацию, полученную из различных источников, получить навыки самостоятельной работы с историческими документами, сформировать поисковые и исследовательские навыки учащихся, навыки владения диалогической и монологической речью, подготовить к продолжению образования. Семинар создаёт благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоятельного познания и творчества. В статье предлагаются методические рекомендации для подготовки и проведения уроков-семинаров, приводится пример семинарского занятия по истории России в 10-м классе.<b> </b>“Основные тенденции формирования средневекового общества и Древняя Русь”

  • Урок — телепередача "Как это было". Тема урока по истории: "Эпоха Брежнева глазами историков и современников" 2005

    Автор: Иончева Наталья Федоровна

    Урок является заключительным и обобщает знания по теме: "СССР в середине 60-х - начале 80-х годов". Данная тема позволяет широко использовать дополнительный материал в виде исследований, произведений литературы, воспоминаний современников, дает возможность делать самостоятельные выводы. Может проводиться как внеклассное мероприятие.

  • День здоровья для начальной школы: "Екатерина – Санница" 2005

    Автор: Иванова Любовь Васильевна

    Что лучше? Изучать свою историю, или заниматься укреплением здоровья? А может попытаться объединить то и другое? В статье показан пример проведения дня здоровья на основе одного из любимых русских праздников ХVIII века. 7

  • Сценарий мероприятия "История Российской армии" 2005

    Автор: Шкилёнок Мария Борисовна

    Сегодняшнее мероприятие под названием "История Российской армии" посвящается защитникам Отечества, цель которого познакомить школьников со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия.


  • Сценарий мероприятия, посвященного 60-й годовщине снятия блокады Ленинграда 2005

    Автор: Шкилёнок Мария Борисовна

    Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города. Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет.

  • Урок истории в 11 классе по теме: "Репрессии в СССР и сопротивление им" 2005

    Автор: Сакович Людмила Леонидовна

    Урок по теме проводится в форме отчета творческих групп, выполнивших поисковые задания. Учащиеся используют краеведческий материал, архивные документы, письма, газетные статьи. В ходе урока рассказывается не только о репрессиях и их последствиях, но и о сопротивлении сталинскому режиму разных слоев советского общества: от членов правительства до простого труженика. В ходе урока у учащихся формируется чувство гражданской ответственности за все происходящее в государстве, за сохранение политических прав и свобод, и необходимости борьбы за демократический строй.