История и обществознание

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Тема урока по истории: "Гражданская война в России 1918–1922 гг. Технология завоевания политической власти и трагедии человеческих судеб". 11-й класс 2005

    Автор: Кис Романа Николаевна

    Данный урок помогает учащимся осмыслить основные вопросы гражданской войны, прививает умение работать с фактическим материалом, документами.

  • Беседа "Национальной валюте Казахстана — 11 лет" 2005

    Автор: Мельников Игорь Владимирович

    Наравне с флагом, гимном и гербом к государственной символике относится и национальная валюта. О становлении тенге как национальной валюты Республики Казахстан, идёт речь в беседе "Национальной валюте Казахстана - 11 лет". Этот материал будет интересен не только жителям Казахстана, но и любому человеку, интересующемуся нумизматикой, валютой и историей денежных единиц мира. Беседа рекомендуется для широкого круга учащихся и студентов.

  • Личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе 2005

    Автор: Идрисов Александр Есмухамбетович

    Сегодня личностно ориентированный подход приходит в каждую российскую школу и процесс этот становится все более неизбежным. Педагоги и психологи, работающие, как в крупных городах, так и в сельской местности, понимают всю важность, его внедрения в педагогическую деятельность и настойчиво осваивают теоретические основы и технологию личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс. Автор показывает, каким должен быть личностно ориентированный подход в процессе развития личности ребенка, в период его обучения в школе.

  • Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших подростков 2005

    Автор: Идрисов Александр Есмухамбетович

    Статья посвящена индивидуально-возрастным и психологическим особенностям младших подростков. Изучение этих особенностей, позволяет нам предвидеть многое в их поведении, благодаря чему возможно осуществление выбора эффективных мер воздействия на их поступки. Кроме того, педагоги смогут перестроить и скорректировать свою работу с детьми, в случае снижения интереса к учебе и слабой успеваемости. Знание этих особенностей помогает взрослому человеку понять своего ребенка, понять его нужды и интересы, лучше узнать его "внутренний мир", с тем, чтобы в будущем не сталкиваться с определенным кругом проблем.

  • Приемы развития мыслительной деятельности учащихся 5–7-х классов на уроках истории 2005

    Автор: Идрисов Александр Есмухамбетович

    Статья посвящена приемам развития мыслительной деятельности учащихся младших классов на уроках истории. С помощью этих приемов, можно не только развивать мыслительные операции, но и улучшать качество исторических знаний школьников, создавать мотивацию в процессе обучения истории, вызывать интерес к истории не только как к учебному предмету, но и как к отрасли человеческого знания, то есть заложить основу исторического мышления. Использование этих приемов в практике обучения истории, позволяет вести работу с учащимися, направленную на формирование у них обобщенных мыслительных приемов познавательной деятельности, что достаточно важно для любого вида человеческой деятельности.

  • Урок истории по теме: "Социально-экономическое развитие России в 60—90 годы XVIII в. с использованием программы Презентация Microsoft PowerPoint" 2005

    Автор: Никитенко Тамара Савельевна

    Значительно интереснее изучать предмет, используя современные технические средства и технологии. Предлагаю урок с применением компьютерной программы создания презентаций.

  • Интегрированный урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции" 2005

    Авторы: Богачева Валентина Михайловна, Дженгурова Галина Трофимовна

    Интегрированный урок (история + физкультура) в 5-м классе - одна из форм обучения зарубежной истории, которую можно успешно применять учителем в условиях концентрической структуры школьного исторического образования.


  • Урок истории по теме: "Первая мировая война 1914—1918 гг.", 9 класс 2005

    Автор: Блинкова Людмила Владимировна

    Новизна состоит в том, что учитель на данном уроке не выполняет традиционную функцию носителя знаний. В данном случае носитель знаний электронная "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001" (БЭКМ). Персональный компьютер - рабочий инструмент учебной деятельности учащихся. Учитель - посредник между БЭКМ и учеником. Учитель - консультант, его задача направлять, координировать поисковую работу обучающихся.

  • Урок-путешествие "Русь моя, краса моя", 6 класс 2005

    Автор: Наумова Валентина Гавриловна

    Урок-путешествие относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет создать атмосферу сопричастности к историческому прошлому. Включение в сценарий урока героев "прошлого времени" наполняет эпоху живыми красками и чувствами. Такие уроки развивают интерес к предмету, формируют личностное отношение к историческим событиям.

  • Обобщающий урок по теме: "Глобальные проблемы" 2005

    Авторы: Мясникова Светлана Сергеевна, Фоминых Елена Сергеевна

    Проект дает возможность раскрыть сущность глобальных проблем человечества, показать, что их решение требует усилий как на межгосударственном уровне, так и непосредственно каждого из нас; развить умение анализировать проблемные ситуации; выработать навыки работы со специальной литературой и компьютерными технологиями.

  • Урок истории по теме: "Отечественная война 1812 года" 2005

    Автор: Косолапова Ирина Михайловна

    Данный урок может быть использован при изучении темы "Отечественная война 1812 года" с учащимися 8-го класса. Использование компьютерной версии для рассмотрения хода военных действий вызовет у учащихся заинтересованность своей необычностью, оригинальностью, яркостью изложения. Использование инсценировки позволит ребятам окунуться в сложный, противоречивый мир, где каждый человек, принимая любое решение, должен быть готов нести и ответственность за свой выбор. А также будет способствовать развитию у учащихся творческих способностей.

  • Заключительное занятие по истории Древнего мира по теме: "Первобытное общество" 2005

    Автор: Лоскутова Валентина Николаевна

    "Машина времени" переносит учащихся в мир первобытных людей, их культуры и быта.

  • Урок истории по теме: "Гражданин земли Тюменской" 2005

    Автор: Куликова Елена Ивановна

    Урок проводится в краеведческом разделе школьного музея. На стенде - тема и план урока; словарная справка слова Гражданин, проблемный вопрос, а также раскладушка, в которой размещены фотографии и документы по теме исследования.

  • Урок-заседание "В гостях у словарей" 2005

    Автор: Лукина Ольга Михайловна

    Урок- заседание, цели которого: совершенствовать умение работать с лексическим строем русского языка; формировать навык самостоятельной работы со словарями; совершенствовать умение грамотного правописания слов на заданную тему; формировать навык составления предложений по данной схеме.


  • Игра-путешествие: "По Великому шелковому пути" 2005

    Авторы: Каримова Раушан Олжабаевна, Толоконникова Наталья Васильевна

    Шёлковый путь - это своеобразная держава без имени и юридического статуса, объединение без признаков государственности. Сотня больших и малых городов, канувших в вечность или существующих и ныне, могут открыть нам подлинное величие и значимость этой древней магистрали. Великий Шёлковый путь стал примером первого в истории человечества мирного и долгосрочного контакта между Востоком и Западом. Сегодня, когда нередки случаи непонимания и неприятия одного народа другим, как нельзя более актуально возвращение к истории этого одного из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации культурного наследия. Подобные программы содействуют формированию толерантности у наших детей.

  • Урок "Ах, мода, ветреная мода…" (История костюма первой половины XIX в. по произведениям А.С. Пушкина) 2005

    Автор: Барышникова Элла Валерьевна

    Урок представляет собой интегрированное занятие, включающее в себя материалы по истории культуры и быта, искусствоведению, литературе, лингвистике и т.д. Этот урок расширяет привычные рамки преподавания истории XIX века в зависимости от уровня подготовки и может быть предложен для учащихся 8-х классов при изучении темы "Золотой век русской культуры", или для учащихся 11-х классов в разделе: "Основные проблемы истории России XIX века", при преподавании курса МХК, литературы, декоративно-прикладного искусства, художественного труда и т.д.

  • Большая Боярская писаница – полотно жизни скифо-сибирской цивилизации 2005

    Автор: Иванова Эвелина Петровна

    Решается проблема сохранности исторических памятников региона, в частности, наскального полотна, выбитого древними художниками во времена скифо-сибирской цивилизации. Идет знакомство с мировоззрением, образом жизни, занятости племен живших в эту эпоху.

  • Интегрированный урок по теме: "Мировоззрение славян и хакасов — основа жизнесохранения народностей" 2005

    Автор: Иванова Эвелина Петровна

    Интегрированный урок посвящен проблеме толерантности народов, проживающих на территории Хакасии. Сравнивая созданные в древности пантеоны богов двух народов, учащиеся приходят к мысли - целью создания данных пантеонов божеств было сохранение жизни своего народа.

  • Мультимедийный урок истории для 6-го класса общеобразовательной школы по теме: "Начало раздробленности Руси" 2005

    Автор: Швецова Светлана Анатольевна

    Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями и формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией – одна из целей современного образовательного процесса. Применение компьютера на уроке оправдано прежде всего при большой индивидуализации работы учащихся. Любая форма работы над исторической темой с использованием персонального компьютера на рабочем столе ученика имеет преимущества перед традиционными формами уроков уже потому, что обладает гораздо большими возможностями предъявления ученикам наглядных, документальных и справочных материалов. Урок рассчитан на 2 часа изучения материала и 1 час обобщения и контроля знаний в 6 классе общеобразовательной школы (3 часа).

  • Вечер, посвященный первооткрывателям Америки, "Тебе, Колумб, тебе венец!" 2005

    Автор: Иванущенко Любовь Анатольевна

    Из опыта работы в рамках предметной недели, с целью систематизации и закрепления знаний учащихся, для мотивации детей на углубленное изучение истории Средних веков рекомендую проведение исторического вечера "Тебе, Колумб, тебе венец!" после завершения изучения тем "Норманны" и "Географические открытия".

  • Некоторые аспекты преподавания курса "История кадетского образования в России" в 6–7-х классах кадетского корпуса 2005

    Автор: Лукина Ольга Эриковна

    Я преподаю "Историю кадетского образования в России" в течение четырех лет. В современной России продолжается расширение сети кадетских корпусов. Именно поэтому является актуальной разработка методики преподавания такого предмета как " История кадетского образования в России", включенного в учебную программу кадетского корпуса в рамках кадетского компонента. В статье содержится обобщение накопленного опыта: фрагменты уроков по отдельным темам, примеры заданий и вопросов, задания для работы учащихся в группах. Проблемой является отсутствие у детей необходимых исторических знаний, что делает особенно тщательным выбор исторического материала. Приложения содержат иллюстративные, документальные материалы, список литературы, темы сочинений, докладов, творческих заданий.


  • Использование документально-методического комплекса в развитии познавательного интереса к предмету история 2005

    Автор: Бекмачева Галина Петровна

    Предлагаемая работа показывает систему работы с ДМК на уроках истории. Систематически, начиная с пятого класса, постепенно увеличивая сложность задания, сталкивая противоречащие документы, наблюдаем возрастание критичности, самостоятельности в выборе решения. Использование ДМК помогает поднять обучение до творческого уровня. Учащиеся осваивают методику процесса получения и проверки личного знания, появляются навыки, умения учитывать множество факторов при решении проблемы, развивается познавательный интерес к предмету.Работа с ДМК способствует формированию информационных интеллектуальных общеучебных умений и навыков и воспитанию людей творческих.

  • Исследовательская деятельность учащихся по истории с использованием компьютерных технологий 2005

    Автор: Вострикова Лариса Александровна

    В современной образовательной системе актуальной является подготовка учащихся к исследовательской деятельности, т.к. развиваются навыки исследовательского поиска, самостоятельность, создаются условия, способствующие саморазвитию личности.Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления.Учебное исследование по предмету проводится как дополнительная работа во внеурочное время и выстраивается в несколько этапов.Тематикой исследования был выбран курс "История России". В процессе разработки тем использовались возможности ИКТ (информационные компьютерные технологии).

  • Страшная тайна волшебной сказки. Курс по выбору для 9-го класса 2005

    Автор: Белова Елена Николаевна

    Курс расширяет и углубляет познания девятиклассников в областях словесности и истории. Содержание курса позволяет обучающимся по-новому взглянуть на, казалось бы, знакомый материал - волшебную сказку. Сравнивая тексты народных сказок, характеризуя их персонажей и действия, знакомясь с некоторыми положениями исследователя-фольклориста В.Я. Проппа, школьники откроют исторические корни мотивов произведений устного народного творчества. Цель курса - формирование и выявление познавательного интереса обучающихся к дисциплинам образовательных областей "Филология" и "Обществознание".

  • Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по теме: "Русь в XIV–XV вв.: образование централизованного государства" 2005

    Автор: Пенягина Наталья Викторовна

    Многие вопросы темы являются дискуссионными и требуют от учащихся осмысления на более высоком уровне. Для активизации и углубления знаний учащихся предлагаю проводить семинар с элементами дискуссии в конце изучения темы. Семинар требует предварительной подготовки, поэтому в начале изучения темы учащиеся получают список литературы и делятся на 3 группы, представляющие различные позиции и подходы в историографии. В ходе семинара учащиеся характеризуют различные точки зрения на проблему образования единого государства в России, анализируют деятельность московских князей и в результате приходят к выводу, что же позволило именно Москве стать политическим лидером Руси в XIV – XV веках.

  • Конспект урока истории в 6-м классе по теме: "Достижения культуры Руси IX – начала XII в." 2005

    Автор: Коротченко Тамара Юрьевна

    Урок изучения нового материала построен по типу традиционной формы, сочетающей объяснение учителя с организацией активной познавательной деятельности учащихся. Используются различные приемы для работы с текстом учебника (кластер), анализ исторических источников и художественных текстов, навыки выполнения заданий в группах.

  • Урок-игра "Социально-экономическое и политическое развитие России в годы правления Екатерины II и Павла I" 2005

    Автор: Добряков Роман Евгеньевич

    В игре принимают участие 2 команды по 6-8 человек каждая. Несколько учащихся, выбранных самими ребятами, составляют экспертную группу, оставшиеся учащиеся выступают в роли болельщиков. Вначале определяется команда, которая получит право начать игру. Каждый член команды имеет право ответа только 1 раз, таким образом, в течение игры почти все члены команды имеют возможность ответить. Команда, набравшая больше баллов в ходе первого задания, открывает игру (далее все вопросы задаются поочерёдно), соответственно, команда, набравшая больше баллов по итогам всей игры, объявляется победителем.

  • Приложение к авторской программе "История в лицах" 2005

    Автор: Назарова Майя Константиновна

    Данное приложение содержит тезисы, позволяющие организовать разноплановую работу. Как правило, это задания на уровне анализа, сопоставления, обобщения. Тезисы могут быть использованы преподавателями для организации обсуждений, дискуссий, причём в большинстве своём они не предполагают однозначных ответов, многие тезисы ориентированы на личностное восприятие учащимися исторического процесса, плюралистичность в оценке событий, явлений тех или иных деятелей. Поскольку тезисы не привязаны конкретным урокам и характеризуют различные стороны одной и той же личности, они могут использоваться избирательно. Эти материалы могут быть применены в ходе лекционного изложения или для других форм урока.


  • Открытый урок по теме: "Курская битва" 2005

    Автор: Федяева Светлана Александровна

    Урок истории, на котором учащиеся подробно знакомятся с факторами, определившими коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

  • Урок истории в 9-м классе по теме: "Индустриализация в СССР " 2005

    Автор: Кузичева Елена Владимировна

    Урок истории в 9 классе "Индустриализация в СССР" построен в основном на практической работе учащихся со статистическими данными, общественно-политической литературой, что способствует развитию у школьников навыков самостоятельного анализа исторического материала, умения сопоставлять информацию разных источников, обосновывая своё отношение к изложенным в них фактам. Задания обучающиеся выполняют в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель на данном уроке координирует деятельность учащихся, помогая им уяснить сущность индустриализации, а также способствует формированию представления об истоках трудового героизма 30-х годов. Для организации практической работы обучающихся желательно, чтобы у каждого были приложения, прилагаемые к этому уроке. Закрепление изученного материала проводится в виде текстовых заданий. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности школьников и формированию интереса к истории родного края.