Внеклассное мероприятие: "Память сердца"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


1-й чтец:

Начало мая! Радостно поют в небе птицы, дымится нежностью трава, омытая талой водой и первым весенним дождем. Мы живем в преддверии святого для нашей Родины дня – 9 Мая. Память беспокойной птицей стучится в наши сердца.

И ходит по Земле
Босая память – маленькая женщина.
Она идет,
Переступая рвы, -
Ей не нужны ни визы, ни прописки,
В глазах – то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Она идет,
Покинув свой уют,
Не о себе – о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают,
И обелиски кланяются в пояс.

2 –й чтец:

Война, война! Что ты наделала? Ты нарушила нашу мирную жизнь, наши мечты, планы…

(Звучит фонограмма с записью речи Молотова по радио 22 июня 1941г., отрывок песни “Священная война”). Далее выступление ребят проходит на фоне фонограмм песен времен Великой Отечественной войны.

22 июня 1941года без объявления войны началось массированное наступление немецких войск на Советский Союз. Несмотря на многочисленные предупреждения, нападение Германии застало Сталина врасплох, ведь советское руководство стремилось не дать Гитлеру ни малейшего повода к началу военных действий: СССР даже продолжал поставки в Германию зерна и таких стратегически важнейших видов сырья, как нефть и железная руда. 18 декабря 1940 года Гитлер приказал начать подготовку к намеченному на следующее лето блицкригу (“молниеносной войны”) против Советского Союза. Осуществление плана “Барбаросса”, названного по имени императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы, который в средние века покорил Восток, должно было занять не больше трех месяцев.

В июне 1941 года многое указывало на то, что Германия развернула подготовку к войне против Советского Союза. И Сталин, пытаясь оттянуть ее начало, приказал не поддаваться на провокации и соблюдать условия Договора о ненападении. Около двух часов пополуночи 2 июня 1941 года товарный состав, груженный советским зерном, пересек границу, направляясь в Германию. Через час 15 минут, не утруждая себя официальным объявлением войны, Гитлер приказал своим войскам перейти границу и форсированным маршем двигаться к Москве. Пакт о ненападении был нарушен, он продержался 22 месяца.

Немцы презирали русских, называли их “унтерменш” - “недочеловеки”. Взяв на вооружение тактику неслыханной жестокости, Гитлер объявил своим генералам, что в России можно не соблюдать общепринятые правила ведения войны, поскольку Советы не подписали Женевскую конвенцию. Террор стал главным орудием войны против советского народа.

Уже в первый день войны германская авиация разбомбила около 70 аэродромов и уничтожила 1200 самолетов. Над Советским Союзом нависла смертельная опасность. 3 июля Сталин, впервые за долгие годы своего правления прямо обратился к народу, назвав всех братьями и сестрами, призвал людей защищать Родину.

3-й чтец:

В первые месяцы войны Красная Армия оставила Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины, западные области РСФСР. В то же время в результате двухмесячного Смоленского сражения был сорван германский план молниеносной войны. Хотя поначалу, несмотря на опасения гитлеровских военных советников, все шло по плану. К 8 сентября 1941 года был окончательно блокирован Ленинград. Немцы даже не сочли нужным брать город с ходу, полагая, что изматывающая осада, постоянные бомбежки, холод и голод сломят волю окруженных ленинградцев. Началась мучительная 900-дневная блокада. В плотном кольце блокады оставалась только одна брешь: лед на Ладожском озере был такой толстый, что колонны грузовиков могли доставлять по этому коридору самое необходимое. По “дороге жизни” везли в Ленинград продукты, которые должны были спасти город, но к тому времени почти миллион его жителей и защитников уже умерли от голода и холода. Полностью кольцо блокады было прорвано лишь 27 января 1944 года. 20 сентября 1941 года немцы овладели Киевом, древней столицей Руси. В ходе летне-осенней кампании 1941 года советские войска потеряли около 5 миллионов человек (2 миллиона человек были убиты, 3 миллиона попали в плен). В августе 1941 года был издан приказ наркома обороны №270, объявлявший всех, оказавшихся в плену, предателями и изменниками Родины. Но с каждым днем росли потери и германской армии. Наступавшая осень заставила немецко-фашистское командование торопиться, чтобы реализовать поставленные цели. Направление главного удара оставалось прежним – на Москву. К 30 сентября началось очередное немецкое наступление. Малочисленная Красная Армия несла потери. Две армии попали “в мешок” окружение под Брянском и четыре – под Вязьмой. В плену оказалось 660000 человек. Дорога на Москву была почти свободна. 20 октября Москва была объявлена на осадном положении. На некоторых участках фронта германские части подошли к Москве на расстояние 25-30 км. Однако, осенние дожди и зимние морозы буквально терзали немцев: сдавала не только техника, но и люди. Советские же войска, несмотря на морозы, контратаковали, не давая немцам продвигаться к Москве. 5-6 декабря, введя в строй свежие войска, частично передислоцированные из Сибири, Красная Армия перешла в контрнаступление на фронте от Калинина до Ельца.

Германия потерпела первое крупное поражение во второй мировой войне. Наметился коренной поворот в ходе войны.

4-й чтец:

Весной и летом 1942 года германские войска, воспользовавшись просчетами советского командования, добились крупного успеха в районе Харькова. Поражением советских войск закончилась и Керченская операция; оставлен Крым. В августе противник вышел к берегам Волги в районе Сталинграда и занял большую часть Северного Кавказа.

В июле 1942 года был издан приказ наркома обороны №227 (“Ни шагу назад!”), объявлявший любое отступление без распоряжения командования предательством; создавались заградительные отряды, имевшие право расстреливать отступающих на месте. 25 августа началась Сталинградская битва, от результата которой во многом зависел дальнейший ход войны. После длительных оборонительных боев 19 ноября советские войска перешли в контрнаступление, окружили и уничтожили крупную группировку вражеских войск. Всего в ходе Сталинградской битвы противник потерял четвертую часть своих сил, действовавших на Восточном фронте. Победа под Сталинградом (2 февраля) была подкреплена общим наступлением советских войск. Коренной перелом в ходе войны, начатый под Сталинградом, был завершен в результате победы в Курской битве (июль-август 1943 года) и битве за Днепр, завершившейся 6 ноября 1943 года. Были освобождены ряд областей РСФСР, Левобережная Украина, Донбасс, захвачены плацдармы в Крыму.

В 1944 года были освобождены Украина, Крым, Белоруссия, Молдавия, Карелия, Прибалтика. В ноябре 1944 года войска Германии и ее союзников были полностью изгнаны с территории СССР. В конце 1944 и первые месяцы 1945 года были освобождены Югославия, Венгрия, Польша, часть Австрии, Чехословакия. 13 апреля 1945 года был взят центр Восточной Пруссии Кенигсберг. Заключительной битвой Великой Отечественной войны стала битва за Берлин. 2 мая 1945 года столица Германии капитулировала, генерал В.И.Чуйков принял капитуляцию берлинского гарнизона. В ночь с 8 на 9 мая в Карл – Хорсте в присутствии советских, английских, американских и французских представителей фельдмаршал Кейтель подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии.

5-й чтец:

Великая Отечественная война, которая длилась 2080 дней, завершилась победой Советского Союза. Победа в войне была обеспечена напряжением всех сил народов СССР, героизмом и мужеством солдат и тружеников тыла. В годы войны было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тысяч сел и деревень; уничтожено 3185 заводов и фабрик, затоплено и взорвано 1135 шахт, 65 тысяч километров железнодорожной колеи. В трудном положении оказалось сельское хозяйство – существенно сократились посевные площади, недостаток техники частично возмещался тягловой силой, но многие полевые работы выполнялись вручную; существенно сократилось трудоспособное население, не хватало квалифицированных рабочих и служащих. Несмотря на временную утрату наиболее развитых в экономическом отношении территорий, правительству удалось перестроить экономику страны на военный лад и с 1942 года обеспечить растущее производство вооружений, военной техники и боеприпасов. В восточных районах страны на основе оборудования, эвакуированного из западных регионов, были созданы сотни новых промышленных предприятий.

Не менее важным, чем экономический фактор победы, фактор морально-политического единства советского общества. Единство фронта и тыла многонациональной сражающейся страны опиралось главным образом на глубинное чувство патриотизма русского и других народов, ясное осознание ими смертельной опасности и угрозы порабощения, нависшей над Отечеством, над каждой нацией, над каждой семьей. Немаловажную роль в войне сыграли массовый героизм советских воинов, выдвижение плеяды талантливых военачальников, среди которых выдающееся место, несомненно, принадлежит Георгию Константиновичу Жукову. За мужество, храбрость и героизм орденами и медалями СССР было награждено более 7 миллионов воинов. 11358 были удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе 104 человека – дважды, а Г.К. Жуков, летчики И.Н.Кожедуб и А.П.Покрышкин – трижды.

Победа досталась нам дорогой ценой. По приблизительным оценкам, война унесла 27 миллионов человеческих жизней советских людей. Только в гитлеровских лагерях смерти было уничтожено свыше 11 миллионов граждан СССР.

В ПАМЯТЬ О ПОГИБШИХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ОБЪЯВЛЯЕТСЯ МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Долгожданный День Победы стал в народном сознании самым светлым и радостным праздником, означавшим конец самой кровопролитной и разрушительной войне.

6-й чтец:

22 июня 1941 года в Слюдянке. Перенесемся в этот день.

В Слюдянке лето,
И слышно где-то:
Ведет кукушка годам отсчет,
А за горою
С ней тихо спорит,
Пророчит что-то свое удод.

В Слюдянке лето,
И море света
Здесь отражает седой Байкал.
Краснеют розы,
Бушуют грозы,
Вблизи белеет Хамар-Дабан.

В Слюдянке лето,
И на рассвете
В волнах Байкала горит заря,
И запах пряный,
И запоздалый
В лесу у речки “щелк” глухаря.

В Слюдянке лето,
В речушке дети.
И удят рыбок, и острожат.
Щебечут птицы,
А медведицы
Уводят в заросли медвежат.

В Слюдянке лето!...

7-й чтец:

В Слюдянской районной газете “Ленинское знамя” от 22 июня 1941 года сообщалось, что сегодня, в выходной день, т.е. 22 июня организуется массовый выход трудящихся города на его окраину – падь “Похабиха”. Цель выхода – культурно и весело провести время.

Как только радио принесло тревожную весть о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз, по нашему району прокатилась волна массовых митингов. На них слюдянцы гневно осудили и заклеймили позором преступление фашизма, клялись, не жалея сил и жизни, защищать родное Отечество.

В Слюдянский военкомат в первый же день войны поступило много заявлений с просьбами о зачислении добровольцами в Красную Армию. За бронью остались мужчины, имеющие необходимые для фронта и тыла специальности. Остальные – на фронте.

8-й чтец: (стихотворение звучит на фоне музыки “Прощание славянки”)

Эх, Байкал, родной, гривастый,
Едем, едем на войну.
Вспоминать мы станем часто
Синюю твою волну,
Многих хищников пленяла
Вольной ты, волна, игрой.
Нас немало,
Мы с Байкала,
Мы встаем в единый строй.

9-й чтец:

Вспоминала Мария Георгиевна Напольских, учитель математики школы № 50: “И наша школа № 50 проводила всех мальчиков старших классов. Это были юнцы, почти дети, не обученные воевать. Ушли. Горестное было прощание”.

Со своими питомцами ушли на фронт и мужчины-учителя. Это в память о них, учениках и учителях, после войны школа воздвигла в своем дворе памятник-стелу, и на ней список погибших на фронте школьников и учителей.

10-й чтец: (стихотворение звучит на фоне музыки песни “На безымянной высоте”)

Стоит обелиск в школьном дворе,
На нем имена, кто ушел в сентябре.
Защитники Родины – юная рать,
Юнцами пришлось им тогда умирать.
Все полегли, не вернулись домой.
Им вечная слава, вечный покой.
Полвека их нет с тех времен среди нас.
Сверстник вспомянет слезою подчас.
Стоит ветеран, сердце держит рукой.
Мальчишкам Байкал салютует волной.

В исполнении вокальной группы учителей школы звучит песня “Обелиск”, автор слов бывший директор школы, ветеран Великой Отечественной войны Федор Федорович Девяткин, музыка Валентина Ивановича Рукавицына.

11-й чтец:

В июле 1941 года в Слюдянке создан эвакуационный госпиталь № 19-45. Его начальником был назначен капитан I ранга медицинской службы Виталий Перфильевич Снедков – замечательный человек, отличный врач и администратор. Он всегда был в бодром настроении, глаза светились заботливой теплотой. В госпитале он был фактически за главного хирурга, главного терапевта, выполнял работу рентгенолога.

В сжатое время школа № 50 была переоборудована под госпиталь. Основную работу проделала группа строителей железнодорожного узла под руководством Румянцева и Олейника. Общественные организации города и района передали госпиталю мебель, мягкие диваны, стулья.

12-й чтец:

В августе-сентябре 1941 года прибыло пополнение обслуживающего персонала: врачи, фельдшеры, медсестры, санитары, команды красноармейцев.

В конце 1941 года поступили первые раненые. И коллектив госпиталя начал трудную, но благородную работу.

Поступившие бойцы, как правило, были с тяжелыми ранениями, поэтому создавались такие условия для раненых, чтобы они чувствовали себя не как в госпитале, а как в лечебном санатории. В этом помогали партийные, советские и профсоюзные организации. Над госпиталем взяли шефство многие коллективы предприятий. Они постоянно поддерживали связь с госпиталем, посещали подшефные палаты, преподносили подарки, организовывали дежурства у тяжелораненых, проводили беседы, приносили интересные книги.

В установленные дни госпиталь посещали дети из школ города и детских садиков. Какая была радость для воинов! Каждый стремился побеседовать с юными гостями, угостить их.

13-й чтец:

В палате включили радио,
И кто-то гладил мне вихор…
В слюдянском госпитале раненым
Давал концерт наш детский хор.
Уже начать нам знаки делали.
Двумя рядами у стены
Стояли мальчики и девочки
Перед героями войны.
Они, родные, некрасивые,
С большими впадинами глаз,
И сами тихие, несильные,
Смотрели с жалостью на нас.
В тылу измученные битвами,
Худы, заморены, бледны,
В своих пальтишках драных были мы
Для них героями войны.
О взгляды долгие, подробные!
О сострадание сестер!
Но вот:
“Вставай, страна огромная!” -
Запел, запел наш детский хор.
А вот хохол из Винницы.
Халат был в пятнах киселя,
И войлок сквозь клеенку выбился
На черном ложе костыля.
Запел бурят на подоконнике,
Запел сапер из Костромы.
Солдаты пели, словно школьники,
И, как солдаты, пели мы.
Все пели праведно и доблестно –
И няня в стареньком платке,
И в сапогах кирзовых докторша,
Забывши градусник в руке.
Вошли смущенно шефы-грузчики
И, встав тихонько за кровать,
Большие, гордые и грустные,
Сняв шапки, стали подпевать.
Разрывы слышались нам дальние,
И было свято и светло…
Вот это все и было – Армия.
Все это Родину спасло!

14-й чтец:

И снова воспоминание Марии Георгиевны Напольских: “В классах остались одни девочки. Скучно, тоскливо шли уроки. Все были как замороженные. Мы решили вернуть ребятам их увлеченность. Художественная самодеятельность утвердила у ребят веру в себя, их право нести людям радость. Концерты шли в школе, в клубе, в красных уголках. Школа шефствовала над госпиталем. По большим праздникам и выходным дням девочки шли писать письма под диктовку раненых бойцов. Давать концерты ходили небольшими группами. Принимали хорошо, горячо аплодировали, долго не отпускали, просили приходить чаще.

В исполнении танцевальной группы учащихся школы исполняется вальс под мелодию песни “Тучи в голубом”.

В один из концертов врач попросил зайти в палату тяжело раненных, но только без музыки. “Пусть пойдут девочки с баснями и учительница с песнями”, - сказал он. Мы с Наташей зашли в палату. Это было страшно. Лежали забинтованные, изуродованные солдаты, сами они не могли двигаться, с ними все время была нянечка. Глубокая жалость к этим людям и не знакомая мне ранее беспощадная ненависть к войне, фашизму захлестнула меня. Надо было собрать всю волю, чтобы опомниться. Наташа крепко держала меня за руку. Нянечка помогла нам начать выступление. Я спела какую-то песню про войну. И кто-то слабым голосом спросил: “Можно ли услышать песню про любовь?”. Мне хотелось закричать: “Я буду петь про любовь, про верность, про дружбу хоть целый день, только вы поправляйтесь, дорогие бойцы”. И пела про любовь… Но надо было уходить… Аплодисментов не было, они не могли аплодировать, только шептали: “Спасибо… еще… еще… не уходите…”. Это было самое памятное выступление”.

15-й чтец:

Пятидесятая школа еще до войны славилась художественной самодеятельностью учеников и учителей. Душой этой самодеятельности была Нина Михайловна Балабанова – энергичная, веселая, отличный организатор, оратор, обаятельная женщина.

16-й чтец:

Раненые хорошо принимали учащихся. Раздвигали койки, чтобы дети могли и танцы показывать. Большим успехом пользовался танец “Яблочко”, танцевали его Галя Иванова и Оля Оладушкина. Хорошо принимали Сашу Закаблуковского. Маленьких детей раненые ласкали, старались угостить. Ученица Алла Ливада, исполнительница народных песен, пользовалась особым успехом.

Руководили детьми и сами участвовали в самодеятельности учителя – Напольских Мария Георгиевна, Размахнина Александра Платоновна, Крамник Лариса Ивановна.

Контакт с госпиталем, со своими школьниками поддерживали Надежда Ивановна Пяточкина, пионервожатая из 79-й школы Валентина Тимофеевна Сомова, вожатая школы № 50 Зоя Оладушкина, вожатая школы № 51 Валентина Николаевна Тыклина, агитаторы Галина Экомаскина, Дуся Маслова и другие.

Возникла необычайная гармония между необходимостью сплочения и воодушевления всего народа и желанием каждой личности проявить себя, свой талант, который обязательно будет востребован на общенародную пользу.

17-й чтец:

Сейчас, спустя десятки лет, мы с добрым чувством вспоминаем о тех, кто в суровые годы войны спас жизни сотням бойцов Советской Армии, дал им возможность вновь вернуться на огненный рубеж и испытать счастье Победы.

В нашем зале присутствуют Худякова Анна Андреевна, заведующая медканцелярией госпиталя № 19-45 и Бронзова Анна Федоровна, хирургическая сестра эвакогоспиталя № 19-45.

Ветеранам предоставляется слово, они рассказывают о своих чувствах, о той работе, которую им приходилось совершать в госпитале. Их воспоминания, живых свидетелей тех дней, воспринимаются ребятами особенно остро, внимательно.

В конце учащиеся дарят цветы и подарки ветеранам и гостям.