Цель: поиск эмоционального воздействия на детей путем взаимодействия со старшим поколением; патриотическое воспитание; радостное и осмысленное пребывание детей на сцене.
Задачи: максимальное раскрытие эмоционально-сценического потенциала учащихся, умение взаимодействовать с людьми разного возраста; преодоление детьми сценической зажатости в сотворчестве с родителями и преподавателями.
Возможности, этапы работы: возможность трансформировать спектакль в соответствии с желаемыми результатами.
Пожелания: В спектакле использовано замечательное по смыслу и силе воздействия стихотворение В. Вольтман-Спасской, найденное в рукописных источниках. Минимальные пожелания к осуществлению этой постановки — девочка или преподаватель, способные под чтение этого стихотворения исполнить фрагмент “Песни без слов” Мендельсона. Возможен вариант фонограммы. Участниками сценического действия могут стать бабушка, мама (при желании — другие члены семьи учащихся, преподаватели). Желательно, чтобы в местах, отмеченных звездочками, звучали музыкальные номера (в нашем случае это был концерт учащихся, музыкальных номеров было значительно больше). Программа музыкального сопровождения зависит от степени подготовленности учеников и владения различными музыкальными инструментами: желательно подбирать пьесы соответственно характеру текста. Возможно так же исполнение любого из фрагментов текста под музыкальное сопровождение или фонограмму.
Действующие лица : Автор, девочка, мальчик, бабушка, мама. Далее — любое количество участников по усмотрению преподавателя.
Автор:
Было… потоками ветра подхвачено
Сквозь 60 пролетело как сон.
Было… Смеемся ли, рады ли, плачем ли
Благодарим Вас сквозь окна времен!
Костя:
Рядом Вы, милые, добрые, нежные,
Бабушки, дедушки…Дети войны,
Нас, окружая заботой безбрежною,
Всею душой в эту жизнь влюблены!
Саша:
Здравствуйте! Бед и невзгод победители!
Славой заздравной гудит перезвон…
Вы нас простите, коль чем-то обидели,
Вам благодарность и низкий поклон!
*** (звучит любая лирическая музыка)
Костя:
Мы, доверяя вам как близким людям,
Откроем наши души и сердца!
На сцене всей семьей, всей жизнью будем
В спектакле без начала и конца…
*** ( музыка на усмотрение преподавателя)
Саша:
Когда звонок последний отзвенел,
И повзрослеть суровый быт заставил,
Что, если б каждый взрослый как сумел,
Себя ребенком искренним представил!
Тогда бы каждый улыбнуться смог,
Смахнув унылой грусти паутинку…
В миг проявилась чудно между строк….
Из детства беззаботная картинка:
Юля:
Чириканье, порханье воробья,
И шлепанье босой ногой по лужам!
Костя:
Восторга взгляд на мир, в котором я,
И он! И ты! И все мы верно дружим!
*** (по возможности, музыкальный фрагмент в
исполнении одного из участников сценки)
Бабушка:
Жизнь капает слезинками минут
Стекает водопадом безвозвратно…
Едва ли наши правнуки поймут
И вспомнят той победы подвиг ратный
Автор:
Быть может, все же память сохранит
И боль утрат, и радости свершений.
И каждый чистым сердцем будет рад
В незримый бой вступить с толпою искушений…
Обрывки мыслей, стихотворный всплеск
Объединим дыханьем длинной фразы.
Как жаль, что вдохновений звездный блеск
Сияет не всегда, не всем, не сразу.
Саша:
Мы здесь пред ваши очи предстаем
И просим: Не судите очень строго!
Ведь только через опыт познаем
Далек ли путь и правильна ль дорога…
Костя:
Биением взволнованных сердец
Ритмический рисунок обозначен…
Пусть не услышим: “Браво! Молодец!”
Но просто мы не можем жить иначе.
Мама:
Мотив вопроса… Взгляд со стороны
Зачем опять поем мы о победе?
Лишь для того, чтоб ужасы войны
Навечно стали чужды нашим детям.
Автор:
На шаг лишь отойдя от дня победы,
Мы понимаем: не окончен бой,
Неверье, суета, сомненья, беды —
Сгущаются как туча над судьбой.
Как вырваться из круга схватки этой,
Как радость детства нам в душе сберечь? —
Мы в музыке на все найдем ответы,
И в таинственном смысле наших встреч.
Что ж, замолкаю, не мои слова —
Стихи войны сквозь пыль времен воспрянут.
Ферматою минутной тишины
Пусть будет каждый воин здесь помянут! (Все
встают, минута молчания.)
(Поют под сопровождение.) Возможно исполнение одной или нескольких песен целиком…дан вариант собранных фрагментов.
Эх, дороги…Пыль да туман,
Холода, тревоги Да степной бурьян.
Снег ли, ветер, Вспомним, друзья...-
Нам дороги эти Позабыть нельзя.
(Проигрыш)
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
(Проигрыш)
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды
мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь.
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
(Проигрыш)
Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги Да степной бурьян.
Снег ли, ветер, Вспомним, друзья...-
Нам дороги эти Позабыть нельзя.
Мама:
Любуемся на детское веселье,
Но мысли наши предаются сну.
Взгляд затуманен жизни каруселью,
Не видим мы — идет игра в войну!
Внук:
Бабуль, послушай, вот играли мы на даче!
А Юлька прибежала чуть не плача!
Подумаешь! Ну, мне… “Убит” сказали!
Что пристает она!? Еще и со слезами!
Юля: Ты понимаешь, ведь они его убили!
Внук: Ну, жив я, тут! Ведь в шутку это было!
Бабушка:
Для вас игра, а мы росли с войною,
Сирены, убаюканные воем.
И не было семьи, в которой дети
Помыслить бы могли про игры эти.
Горбушкой хлеба, крошкой со стола
Кормились, чем судьба тогда послала…
Как выжила? Мечтала? Как смогла
Прожить те годы? Это уж не мало!
Не плачь, малыш! То не твоя вина,
Что память давних лет сейчас тревожишь!
Прошу тебя! И просьба лишь одна:
Живи так долго, как ты только сможешь!
Московским детям войны* (стала песней, здесь представлен только текстовый вариант)
Война велит безудержно взрослеть
И знать беды дурман не понаслышке,
Быть сильным, чтобы с верой одолеть
Врага самонадеянного слишком.
Вы бомб огонь, забыв про страх, тушили
Окопов прорывали длинный путь
Трудились на заводах как большие,
Порою лишь на час могли уснуть.
И стоны, слыша раненых, увечных,
Вы всем, кому сумели-помогли…
Забыв про радость детских дней беспечных
Страдали много больше, чем могли.
Вы стражем у начала всех побед
Стояли в битве страшной под Москвою
Невысказанный выполнив завет,
Смерть победили верою живою.
Тогда за жизнь земли сражался каждый,
И каждый был за мир тогда в ответе.
С поклоном низким Вам СПАСИБО скажем
Времен войны, времен победы детям!
Девочка (в нашем варианте постановки эту роль изображала я, преподаватель. После — садясь за рояль и исполняя “Песню без слов” Мендельсона):
Листая старые тетрадки, (произношу, обращаясь к
бабушке одного из учеников)
Я заглянула в твой дневник…
И в нем как - будто все в порядке,
Мелькает жизнь за мигом миг…
Наивных слов кривые строчки,
Прерывистый бессвязный слог…
Вопросом заменяла точки,
Твердя военных лет урок.
Лишь запятые в знак волненья,
Поток страданья, слез река
Сердечка твоего биенье,
Надежда хрупко-велика…
О чем мне твой дневник поведал?
Дороже он, чем сотни книг!
В нем радость и печаль победы,
Молчанье, шепот, пенье, крик…
И стих на сморщенной страничке,
Чуть пожелтевшей от обид,
Поклоном догоревшей спички,
Блокадной скорбью говорит.
Прочту когда-нибудь для дочки
Стих, переписанный тобой.
Помяты нотные листочки,
Но образ в нем храним судьбой.
И память сердца открывает
Окно в святую глубь времен
Печально время застывает,
Быть может, это только сон?
И я в ободранном подвале…
В немом сознании войны
Сыта? Здорова ли? Едва ли …
И слез мои глаза полны.
Так, забывая про реальность,
Сажусь за призрачный рояль…
Постой-ка … Вспомню ли тональность?
И мыслью устремляюсь в даль…
В. Вольтман-Спасская (звучит “Песня без слов” Мендельсона)
Посвящение дочери. “Девочка у рояля”(читает бабушка одного из учеников).
Стрелки непочиненных часов,
Как трамваи, неподвижно стали.
Но спокойно под набат гудков
Девочка играет на рояле.
У нее косички за спиной.
На диване в ряд уселись куклы.
Бомба, слышишь? В корпус угловой...
Дрогнул пол... Коптилка вдруг потухла...
Кто-то вскрикнул. Стекла, как песок,
Заскрипели под ногой. Где спички?
Девочка учила свой урок,
В темноте играя по привычке.
Так еще не пел нам Мендельсон,
Как сейчас в тревогу. И весь дом был
Музыкой нежданной потрясен
В грозный час разрыва близкой бомбы.
И, наутро, в очередь, идя,
Постояла я под тем окошком.
Ты играешь, ты жива, дитя.
Потерпи еще, еще немножко.
Зимовать остался Мендельсон .
Как надежда, музыка бессмертна.
Стали стрелки. Город окружен.
До своих — большие километры.
Хлеб, как пряник, съеден по пути.
Раскладушка в ледяном подвале.
...Но как прежде, ровно с девяти
Девочка играет на рояле.
Юля: Той девочкою ты была когда-то…
Саша:
Сквозь пелену насущной суеты
К могиле неизвестного солдата
Не забываешь возложить цветы.
И поклониться всем, кого не знала,
Кто жизнь во имя Жизни не дожил,
Кто слышал, как земля от слез стонала,
Кто ангелом над пропастью кружил.
Внук:
Минувших дней перевернем страницы,
В миг, оживляя спящие сердца…
И мы хотим сегодня поклониться
Всем нашим дедам, прадедам, отцам…
Мама:
Всем воинам, кто послушаньем верным
Россию воскресил тогда от смерти сна.
Чтоб маятником колокольно-мерным
Нам год за годом жизнь могла дарить весна.
Автор:
Победные раскаты отгремели,
Во славу жизни я теперь зажгла свечу!
Мы пели и играли, как умели,
Вам на прощанье только тихо прошепчу:
Спасибо Вам, времен военных детям,
Что сил хватило все невзгоды победить!
Вы научили нас: важней всего на свете
Учиться, верить, жить, мечтать, творить, любить!
И многолетья Вам желаем мы с любовью,
И крепости, и сил, покоя и добра,
А главное — здоровья! И еще здоровья!
Поклон Вам до земли, и славное: “Ура!”
Итог:
Все дети, участвовавшие в неоднократном представлении пьесы перед ветеранами, перед большой аудиторией стали относиться к сцене как к возможности творческого общения с родителями. Был преодолен страх сцены (что в моем случае было одной из задач). Значительно изменились взаимоотношения детей с людьми старшего поколения, деятельно проявляется уважение к памяти погибших и благодарность ныне здравствующим ветеранам и людям почтенного возраста. Работа над постановкой продолжается.
В мае месяце 2005 года фрагменты из этой композиции послужили основой для сценической педагогической фантазии, представленной в заключительном туре конкурса “Лучший преподаватель ДШИ–2005 г.” в рамках конкурса “Мастера Москвы”, где мне посчастливилось получить вторую премию.
Работу над написанием этой постановки, я посвятила своему дяде Н.А. Ширяеву. Маленькому трехлетнему Николушке, который в годы ВОВ, спасаясь от взрывов в бомбоубежище, радовал всех, читая наизусть стихи и сказки, услышанные от родителей.
Огромная благодарность всем, кто с пониманием и участием помогал мне в осуществлении этой работы.