Цель: подведение итогов учебной и внеклассной работы по истории за прошедший учебный год и старт учебной и внеклассной работы по истории на 2005–2006 учебный год.
Время проведения: октябрь
Место проведения: актовый зал
Участники мероприятия: учащиеся 10-х классов
Ведущий: учитель истории
Временной промежуток: 1,5–2 часа
Наглядные средства: презентация
После приветствия участников Фестиваля, звучат фанфары. Фестиваль начинается. На экране слайд № 1(см. Приложение).
I часть. Значение исторической науки в системе других наук
Ведущий определяет значение исторической
науки в системе других наук, опираясь на
высказывания известных историков и
государственных деятелей. На экране появляется
слайд № 2 (см. Приложение).
На экране появляется слайд № 3 (см. Приложение).
С.С. Уваров, министр просвещения. 1813 г.
На экране появляется слайд № 4 (см. Приложение).
В.О. Ключевский
На экране появляется слайд № 5 (см. Приложение).
Ведущий задает учащимся вопрос: “Для чего на ваш взгляд нужно изучать историю? На экране появляется слайд № 6 (см. Приложение).
Из зала принимаются высказывания школьников. Подводя итог беседе о значении исторической науки можно закончить гимном истории, который учащиеся могут написать заранее.
Гимн истории в стиле рэп
Что такое время? Это бесконечная река, И пока она будет литься Царица история пишет свой роман, Финал которого предоставлен вам и нам. Ведь мы герои, мы все сами строим И история запечатлеет наши достижения Передавая их следующему поколению Вспоминая учения гениев И без истории нам никак: Смотря назад, делаем вперед шаг. Вспоминая прошлое, строим свое будущее, Предсказываем, что готовит нам грядущее, Ведь все новое – хорошо забытое старое. И нам главное не потерять свои истоки, свои корни, Своих отцов и дедов, ведь они боролись в войнах за победы, Побеждали беды, Умирали за нас. И мы, вспоминая их сейчас, дань уваженья отдаем тому, Что прошлое скрывает Об этом лишь история знает, Нам постоянно об этом напоминает, Ошибками прошлого поучает. Надо не допустить их вновь, Чтобы не проливалась больше наша кровь. |
Трагические судьбы тех людей
заключены в книге летописей: Злой и добрый нрав королей, Суровость прожитых дней. Лишь история об этом знает, поверь. Мы живем, плохого за собой не замечая. Но история все запоминает Она за собой реальность скрывает, И человек историю добавляет. Тот, кто ее не знает Обреченно за это дважды страдает. Кто смотрит в прошлое, также видит будущее. Как в зеркалах глубоких вод Виден высокий небосвод, И к будущему выходя на встречу, Я прошлого не скидываю с плеч, Вникаю в смысл древними сказанных речь. И история помогает меня в это вовлечь, Дать ответы на большую часть вопросов. У истории есть такой способ, Ведь все учения переходят из века в век. И все что сейчас знает человек Это лишь истории завет, Как света луч во тьме гор. Твои тайны для меня новы И каждое вышесказанное слово Оставит свой след во тьме былого. |
Ведущий переходит ко второй части Фестиваля.
II часть. Историческая эстафета
Появляется слайд № 7 с названием II части (см. Приложение).
В этой части Фестиваля – передача эстафеты участников научно-практической конференции старшеклассников 2004–2005 предполагаемым участникам 2005–2006 учебного года. На экране появляется слайд № 8 (см. Приложение).
Победители научно-практической конференции представляют свои работы с презентацией. Появляется слайд № 9, № 10 (см. Приложение).
Подводя итог, ведущий просит участников Фестиваля подумать об участии в работе научно-практической конференции старшеклассников 2005–2006, чтобы чуть позже заявить о своем желании.
Ведущий представляет третью часть Фестиваля.
III часть. Историческое событие года: “500 лет со дня смерти Ивана III”
Появляется слайд № 11 с названием II части (см. Приложение).
Ведущий предлагает десятиклассникам выступить с презентацией домашнего здания, которое они получили заранее, и определяет время выступления – не более 10 минут. Домашнее задание может быть выполнено в различных формах: презентация, мини-спектакль, инсценировка, исторический монтаж и др.
Слово предоставляется 10 “А” классу. Появляется слайд № 12 (см. Приложение).
Тема домашнего задания: “Иван III – господарь всея Руси”. Появляется слайд № 13 (см. Приложение).
Для раскрытия темы учащиеся должны рассказать об Иване III, его государственной деятельности, присоединении Новгорода к Москве (см. Приложение); собирании русских земель вокруг Москвы (Пскова, Твери, Углича, Ярославля и др.) (см. Приложение); о строительстве Кремля и соборов: Успенского, Архангельского, Благовещенского (см. Приложение); итогах государственной деятельности Ивана III.
Материал для домашнего задания 10 “А”
класса
“Иван III – господарь всея Руси”
В 1462 г. на московский престол вступил 22-летний сын Василия Темного Иван. С 10-летнего возраста он был сопроводителем слепого отца. Ивана III отличали осторожность, скрытность, тонкий политический расчет. Целью своей жизни новый князь ставил подчинение Москве всех русских земель и свержение ордынского ига. По легенде, когда родился сын Василия Иван III, новгородский старец-прорицатель сказал епископу: “Сегодня московский князь торжествует. Бог даровал ему наследника, который победит князей и народы. Но горе нашей отчизне – Новгород падет к его ногам”.
Заняв московский престол. Иван III начал расчетливо и упорно уничтожать удельные владения. Его стараниями враждующие княжества слились в единое государство. Сбылось и прорицание новгородского старца. После женитьбы Иоанна на тверской княжне и окончательного присоединения к Москве тверского княжества главным соперником Москвы остался вольный Новгород.
Вдова посадника Борецкого, знаменитая Марфа-Посадница, попыталась отстоять независимость и старые вечевые порядки. Вместе со многими единомышленниками она решила, что лучше отдаться под власть Великого княжества Литовского, чем подчиняться Москве. Начались переговоры с Казимиром, сыном Ягайло, который тогда имел титул и Великого князя литовского, и польского короля. Осторожный и как – будто медлительный, Иоанн III в нужный момент умел быть решительным. Московские войска двинулись к Новгороду и на реке Шелонь разгромили новгородское ополчение.
Новгород признал зависимость от Москвы. Но Марфа-Посадница не смирилась и продолжала борьбу. Только после третьего похода Ивана, когда Марфу заточили в монастырь, а новгородского епископа бросили в тюрьму, сына Марфы казнили, вечевой колокол вывезли и больше тысячи бояр и купцов переселили в Москву, Новгород сдался окончательно.
Имея большой перевес в силе, Иван III присоединил к Москве Ярославское (1463) и Ростовское (1474) княжества. Долго сохраняло независимость Тверское княжество. В 1483 г. тверской князь задумал жениться на родственнице Казимира IY. Это означало, что Тверь вступает в союз с Литвой. В августе 1485 г. москвичи осадили Тверь. Михаил бежал в Литву, а Тверь слилась с Москвой. В 1500 г. на сторону Москвы перешли чернигово-северские князья. В процессе создания единого Русского государства были присоединены также земли некоторых соседних народов: Пермская земля, Вятская земля, Югорская земля. К концу правления Ивана III территория Московского государства выросла в 6 раз по сравнению с 1462 г.
Время было тревожное. А неприступный известняковый Кремль Дмитрия Донского за 100 лет обветшал. Иван III повелел разобрать его и заказал фряжским мастерам новую крепость. Новый Кремль имел традиционную для всех московских кремлей треугольную форму. Высота его стен колебалась от 9 до 15 м, ширина – от 3 до 5 м. Имелось 18 башен.
При Иване III начал формироваться ансамбль кремлевских соборов и дворцов. В 1475 – 1479 гг. из белого камня возвели пятиглавый Успенский собор. Его архитектор Аристотель Фьораванти. Неподалеку от Успенского собора московские и псковские зодчие построили домовую дворцовую церковь – Благовещенский собор (1484 – 1489). В 1487 – 1491 гг. Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари из граненых белых блоков возвели Грановитую палату – место приема иноземных послов. В 1505 – 1508 гг. Алевиз новый построил собор Архангела Михаила. Архангельский собор служил родовой усыпальницей русских правителей до Петра I. Рядом с Архангельским собором вознеслась колокольня Ивана Великого, надстроенная в конце 16 в.
После присоединения Твери в 1485 г. Ивана III стали именовать “государем всея Руси”. Изменение титула отразило усиление центральной власти. Приставка “всея Руси” свидетельствовала о том, что московский правитель стал считаться единственным наследником всех земель, составлявших когда-то Киевскую Русь. Князь посылал по бывшим княжествам бояр – наместников, которых мог сместить в любой момент. Наместники судили, управляли, собирали налоги. Все важнейшие вопросы государственного управления решал сам Иван III по “приговору” Боярской Думы – высшего совещательного органа. Московскому государству требовалось единое законодательство. В 1497 г. был составлен общерусский Судебник (свод законов).
Что дало княжение Ивана III России? Возникло независимое единое Русское государство, начался процесс его централизации.
Ведущий объявляет выступление с домашним заданием 10 “Б” класса. Появляется слайд № 18 (см. Приложение).
Тема домашнего задания: “Свержение Татаро-монгольского ига. 1480 г.”. Появляется слайд № 19 (см. Приложение). Учащиеся 10 “Б” класса раскрывают тему, используя материал из поэмы Натальи Кончаловской “Наша древняя столица”.
Возможная форма представления: музыкальная инсценировка или мини-спектакль.
Материал для домашнего задания 10 “А”
класса
“1480 г. Стояние на реке Угре”.
Появляется слайд № 20 (см. Приложение).
Обуяла татарского князя гордыня: Он потомок прямой Чингисхана! Что-то мало ему подчиняется ныне Русь великого князя Ивана! Он сидит, хан Ахмет, тут, на Волге, в низовье, Через Волгу – всё русские сёла! Уж пора бы Ахмету славянскою кровью Обагрить на полях меч тяжёлый. А чтоб веры в удачу свою было больше, Он на помощь татарскому войску Позовет короля Казимира из Польши. И добычу разделит по-свойски! Вот Ахмет Казимиру письмо посылает, С тонкой лестью, с восточным елеем; Дескать, дружеский факел за Волгой пылает, - С двух сторон нападем – одолеем! * * * Казимир на Смоленске сидит развалясь, * * * Государю Ивану не спится в ночи, |
С Казимировой силою слиться. И осеннею ночью, туманной, густой, На прибрежье, под город Калугу Он привел все остатки орды Золотой, Чтобы встретить вельможного друга. А когда на востоке забрезжил рассвет, Поредела завеса тумана, На другом берегу вдруг увидел Ахмет Рать московского князя Ивана… День прошел, ночь прошла. День да ночь. День да ночь. Князь Иван не снимается с Угры. Казимир не торопится хану помочь. И аллах отвернулся премудрый… * * * Хан Ахмет и не знает в гордыни своей, * * * С той поры не решалась нас грабить орда, |
Ведущий объявляет выступление с домашним заданием 10 “В” класса. Появляется слайд № 21 (см. Приложение).
Тема домашнего задания: “Оформление российской государственности”.
Появляется слайд № 22 (см. Приложение).
Учащиеся рассказывают о женитьбе Ивана III на Софье Палеолог и преемстве с Византийской империей (слайд № 24, см. Приложение); о российском гербе и других символах царской власти; о начале складывания теории “Москва – третий Рим”. Слайды № 22, 23 (см. Приложение).
Материал для домашнего задания 10 “А”
класса 10 “В” класса
“Оформление российской государственности”.
После смерти жены Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице византийского императора, убитого турками при взятии Константинополя и воспитывавшейся в Риме. С тех пор русские дипломаты всячески подчеркивали, что Иван – преемник византийских императоров, а Московская Русь – преемница православной империи, оплот православного мира в его противостоянии с католиками и мусульманами.
Подчеркивая свое родство с византийскими императорами, Иван повелел изображать на великокняжеской печати не только Георгия Победоносца. Но и герб Византии – двуглавого орла. Изменились на византийский манер и придворные порядки. Иноземные послы в ноги кланялись великому князю, который восседал на греческом троне в византийских бармах и шапке Мономаха.
Начала складываться теория “Москва – третий Рим”, согласно которой монах Филофей предсказал, что первый Рим – Рим и второй Рим – Константинополь пали, третий Рим – Москва, а четвертому не бывать. Таким образом, Московское государство по праву является преемницей Византии.
Суверенному государству потребовалась соответствующая его рангу государственная символика, которая и была оформлена в 1497 г. Изображение двуглавого орла впервые появляется на красновосковой государственной печати. Двуглавый орел – древнейший символ, возникший на Древнем Востоке. В Византийской империи этот символ был религиозной и светской эмблемой, но гербом не был. Избрав в качестве государственного символа двуглавого орла. Иван III давал понять, что ранг государя всея Руси равен рангу императора Священной Римской империи. Принятая Иваном символика выражала идею государственности России, а двуглавый орел символизировал и русского царя, и русское государство в целом. Кроме того, именно двуглавый орел Византии позволял русским царям считать себя, свое государство преемниками Древнего Рима, поскольку православная Византия, а не католическая Европа была для русских монархов связующим звеном с древнеримской империей.
Ведущий подводит итоги выполнения домашнего задания и переходит к представлению четвертой части Фестиваля.
Часть V. “Исторический старт 2005 – 2006
Появляется слайд № 25 (см. Приложение).
Ведущий объявляет старт к участию в научно-практической конференции старшеклассников.
Появляется слайд № 26 (см. Приложение).
Желающим 10-классникам предлагается заполнить заявки на участие в научно-практической конференции старшеклассников 2005–2006 (заявки заготавливаются заранее и раздаются при входе в актовый зал). Учащиеся, которые хотят принять участие в конференции с научными исследованиями, проектами, рефератами по истории и общественным наукам, заполняют заявки, где указывают фамилию, имя, и если готовы называют тему. Ассистенты собирают заявки и передают их ведущему.
Ведущий объявляет старт исторической недели.
Появляется слайд № 27 (см. Приложение).
Ведущий предлагает аудитории разбиться на 7 групп (для этого при входе в актовый зал участникам Фестиваля выдаются заранее приготовленные карточки с цифрами: 5, 6, 7, 8, 9, 10,11, соответствующими параллелям). Учащиеся с “5” объединяются в одну группу, учащиеся с “6” – в другую группу и т.д. В зале для работы в группах готовы столы, на каждом из которых - ватман, фломастеры, маркеры.
Ведущий объявляет задание: в течение 10 минут разработать и предложить проект проведения исторической недели для 5-классников, 6-классников, 7-классников….11-классников. Пока учащиеся работают, звучит музыка. По истечении времени лидеры групп приглашаются к микрофону для защиты проектов проведения исторической недели в школе в 2005–2006 учебном году.
Ведущий объявляет старт экскурсионной деятельности по теме: “500 лет со дня смерти Ивана III”.
Появляется слайд № 28 (см. Приложение).
В заключении на сцену приглашаются все активные участники Фестиваля, которых ведущий называет поименно под звуки “Славься” из оперы М.Глинки “Иван Сусанин”.