Задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о вкладе, сделанном древними народами Передней Азии в развитие хозяйства и культуры всего мира;
- развивать умения, обобщать исторические факты, делать выводы;
- способствовать формированию познавательного интереса к истории.
План урока:
- Вводное слово учителя;
- Работа в группах по карточкам (подготовка краткой информации о своем исследовании той или иной страны);
- Представление итогов работы. Вопросы классу по своей стране;
- Рефлексия (по тестам).
Карточки для работы в группах:
Карточка №1
Подготовьте ответ по теме “Вавилонское царство”. Для этого вспомните параграфы 13,14,19 пункт 1 (учебник А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И. Свеницкой).
- Где находилась Вавилония?
- Каковы были природные условия?
- Чем занимались вавилоняне?
- В чем состояли особенности письменности?
- Кем был Хаммурапи? Чем он прославился?
- Чем славился город Вавилон?
Карточка №2
Подготовьте ответ по теме “Финикия”. Для этого вспомните параграф 15.
- Где находилась Финикия?
- Каковы были природные условия?
- Какое было главное занятие финикийцев? Что называется колонией?
- Что умели изготовлять финикийские ремесленники?
- В чем преимущество финикийского алфавита?
Карточка №3
Подготовьте ответ по теме “Палестина”. Для этого вспомните параграф 16,17.
- Где жили еврейские племена в 2000 году до н.э.?
- В какую книгу вошли предания этого народа?
- Что означает понятие “единобожие”?
- Где находилась Палестина – страна, в которой поселились евреи в XIII веке до н.э.
- Кто такие филистимляне?
- За что царя Соломона признали мудрым? Как он разрешил спор двух женщин?
Карточка №4
Подготовьте ответ по теме “Ассирийская держава”. Для этого вспомните параграф 18.
- Где находилась Ассирия?
- Какие изменения происходили в жизни ассирийцев с освоением ими железа?
- Что представляло собой ассирийское войско?
- Как поступали ассирийские воины с пленными?
- Какие земли были покорены ассирийцами?
- Что собирал в своем дворце царь Ашшурбанапал?
Карточка №5
Подготовьте ответ по теме “Персидская держава”. Для этого вспомните параграф 19.
- Где находилась Персия?
- Какие государства входили в состав Персидской державы?
- При каких правителях персы начали завоевания?
- Как было организовано управление Персидской державой при ДарииI?
- Как была налажена связь при ДарииI?
Материалы к сообщениям групп:
Вавилонское царство
Государство, расположенное в Междуречье, между Тигром и Евфратом. Города Двуречья долго воевали между собою – кому из них быть главным. Победил Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье.
В Южном Двуречье нет гор, строительного камня и леса. Из глины возводили стены домов, лепили фигурки богов, а также на глине писали. Земля Южного Двуречья плодородна. Реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Однако разливы проходили бурно, поэтому строили насыпи.
Особое письмо Двуречья – клинопись. На табличках из мягкой глины концом специально заостренной палочки выдавливали значки в виде клинышков. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и обозначает или целое слово, или сочетание звуков. В клинописи несколько сот знаков и учиться было сложно.
Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонии был Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.). Он прославился своими законами, которые были высечены на большом каменном столбе. Этот документ дает нам очень много сведений о жизни жителей Древнего Вавилона.
В VIII-VII веках до н.э. ассирийские цари завоевали Вавилонию. Однако после гибели Ассирийской державы (612г. до н.э.) все Двуречье вновь покорилось вавилонскому царю.
Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Азии. Купцы привозили сюда товары со всех концов света. Он был обнесен мощными стенами. В Вавилоне находилось одно из “чудес света” - Висячие сады.
Вопрос классу: В Южном Двуречье в древности богатые люди указывали в своем завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь. Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на ваш взгляд, предмет, как дверь?
Финикия
Финикия – государство, расположенное на восточном побережье Средиземного моря (между Средиземным морем и Ливанскими горами). На узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Славилась Финикия и строительным лесом (ливанский кедр).
Много было у финикийцев искусных ремесленников – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Здесь было изобретено прозрачное стекло. Финикийцы умели окрашивать ткани в пурпурный цвет.
Основное занятие финикийцев - торговля. Из прочного дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли. Из страны в страну путешествовали отважные мореходы, получая не малую прибыль. Но если предоставлялся удобный случай, не стеснялись финикийцы и разбойничать (грабили поселения, похищали людей). В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать свои поселения – колонии. Это способствовало торговли. Финикийские колонии появились вдоль побережья Средиземного моря (например, Карфаген). Финикийцы первые совершили плавание вокруг Африки.
В Финикии придумали очень простую систему письма. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой (всего 22 буквы). Но букв для гласных звуков финикийцы не изобрели. Так появился первый алфавит.
Вопрос классу: Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие-долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва только начав учится – проходило каких-нибудь несколько недель, - могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности?
Палестина
В степях между Египтом, Вавилонией и Финикией издавна пасли свои стада скотоводы. Во втором тысячелетии до н.э. среди других народов здесь жили и еврейские племена.
Преданья этого народа вошли в Библию – священную книгу христиан. Первая часть этой книги называется Ветхий завет. Евреи пришли к единобожию, т.е. вере в одного бога – Яхве. Они верили, что он дал людям заповеди, правила, по которым им надо жить. Евреи верили, что мир и первых людей создал этот Бог. Он же и наказал людей за непослушание, устроив потоп.
Древние евреи после долгих странствий в XIII веке до н.э. поселились на восточном побережье Средиземного моря, в долине реки Иордан (Палестина). За право жить на этих землях им пришлось долго бороться с филистимлянами. По преданию с ними боролся и богатырь Самсон. Благодаря смелости и ловкости смог Давид расправиться с Голиафом. После смерти Давида правил государством царь Соломон, который прославился своей мудростью. Примером этому может служить его решение в споре двух женщин, за право владеть живым ребенком. Таким образом библейские сказания рассказывают о героях еврейского народа.
Вопрос классу: В Ветхом завете сказано: “И простер он руку свою, и расступились воды”. О чем идет речь? Что было дальше?
Ассирийская держава
Ассирия – государство, расположенное в верхнем течении реки Тигр. Значительную часть ее территории составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Ассирийцы издавна занимались охотой и скотоводством. Однако около X века до н.э. люди начали обрабатывать железо. Это позволило им изготовлять новые орудия труда и оружия, которые были прочнее медных.
Ассирийская армия по тем временам стала самой сильной в мире. У воинов были железные мечи, топорики, круглые щиты, обитые металлическими бляхами, а также луки и панцири. Ассирийцы впервые широко стали использовать конницу. Если путь армии преграждала река, воины надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь. Крепостные сооружения воины разрушали с помощью тарана. Благодаря этому они смогли покорить Вавилонию, финикийские города, часть Палестины, Урарту и даже Египет.
В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям. Недаром в древности столицу Ассирии, город Ниневию назвали “логовищем львов” и “городом крови”.
Один из последних ассирийских царей Ашшурбанапал был человеком образованным. Он собрал большую библиотеку из глиняных книг.
После смерти Ашшурбанапала против ассирийского владычества восстали Вавилония и Мидия. В 612 году до н.э. Ниневия была осаждена и захвачена.
Вопрос классу: Древний путешественник рассказывал, что видел в одной из стран быков с пятью ногами. Шутил ли этот путешественник?
Персидская держава
Персы – народ, населявший землю вблизи Персидского залива. Персидская держава поглотила почти все государства Передней Азии (Междуречье, Лидию, Мидию, Палестину) и Египет. Предводителем персов был Кир. В VI веке до н.э. он разгромил Мидию, Лидию, Вавилонию. Держава Кира Великого простиралась от границ Индии на востоке до греческих городов на западе. Сын Кира Камбиз продолжил завоевания и захватил Египет.
Самым могущественным правителем Персии был Дарий I. Для того, чтобы ему было легче управлять такой большой державой, он разделил страну на 20 областей - сатрапий, поставил во главе их своих наместников – сатрапов. Дарий I заставил платить покоренные народы налоги золотом и серебром. Чтобы обезопасить себя от заговоров и восстаний, царь содержал огромное количество тайных осведомителей (“глаза и уши царя”). За любые преступления назначались страшные наказания. Для быстрого передвижения была создана “царская дорога” из Суз в Сарды. Дороги содержали в порядке для облегчения связи между округами.
Вопрос классу: Какое название получила дорога в Персидской державе созданная для быстрого передвижения и облегчения связи между округами?
Тесты
- Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор?
- Письменность в Древнем Двуречье?
- Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы?
- Где был придуман первый алфавит?
- Что обозначает понятие “колония”?
- Кто первый совершил плавание вокруг Африки?
- Что вывозили торговцы из Финикии?
- Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?
- Древнее государство, захватившее в VI веке до н.э. Вавилонское и Египетское царства?
- Столица Ассирийской державы, которую называли “логовищем львов” и “городом крови”?
А) Междуречье
Б) Египет
В) Финикия
А) линейное письмо
Б) иероглифы
В) клинопись
А) Хаммурапи
Б) Соломон
В) Гильгамеш
А) В Финикии
Б) В Нубии
В) В Египте
А) поселение финикийцев в других странах
Б) свободная территория
В) город-порт
А) египтяне
Б) израильтяне
В) финикийцы
А) бумагу и чай
Б) сахар и хлопок
В) строительный лес
А) Израиль
Б) Ассирия
В) Финикия
А) Лидия
Б) Персия
В) Израиль
А) Ниневия
Б) Персеполь
В) Вавилон