Цели:
- способствовать развитию национального самосознания учащихся,
- формировать уважения к русской культуре,
- развивать патриотизм.
Задачи:
Учебные:
- Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.
- Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
- Закреплять навыки работы с декоративной композицией.
Воспитательные:
- Развивать эстетическое мировосприятие.
- Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.
Развивающие:
- Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
I. Актуализация знаний.
Учитель: - Дети! Вы любите надевать красивую одежду?
В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.
Учитель: - Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?
Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.
II. Формирование новых знаний.
Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде.
Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация.
Каждый слайд презентации сопровождается комментарием учителя и учеников (Приложение1).
У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений.
Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько десятков килограммов.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.
Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.
А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: “Девичья коса – всему миру краса”. Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.
Одежда девушки средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.
Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.
В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.
Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.
Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.
Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.
Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?
Ответы учеников:
Орнаменты классифицируются по трем формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.
Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.
Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.
Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.
Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?
Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.
Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.
III. Закрепление знаний.
Игра “Ромашка” на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит цветок в форме ромашки с отрывными лепестками, на которых написано название элементов русского народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают лепестки и показывают на помощнице названные части костюма.
IV. Практическая работа.
Задание: выполнить эскиз народного и праздничного костюма (зимнего или летнего), обговорить заранее величину фигур.
Выполнение практической работы сопровождается звучание музыки (русской народной).
Материалы: бумага, гуашь, акварель, кисти (крупные и мелкие)
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением народного костюма, компьютерная презентация, ученица в национальной одежде.
Музыкальный ряд: русские напевные мелодии.
V. Анализ работ. Подведение итогов урока.
В конце урока выставка – обсуждение детских работ, в ходе, которой выявляются наиболее интересные эскизы. Результаты работы учащихся представлены на рисунках.