Конспект урока по теме: "Библейские сказания. Царство Давида и Соломона"

Разделы: История и обществознание


“Моим прозрением я обязан исключительно
чтению одной книги. Книги? Да, одной
старой, простой книги, скромной, как природа,
и, как природа естественной…и…(эта книга)
так прямо и называется: “Книга” - “Библия”.

(Генрих Гейне, немецкий писатель XIX века).

Тема урока: Библейские сказания. Царство Давида и Соломона. (2 урока)

1 урок – заочное путешествие.

2 урок - с элементами лабораторно-практической работы.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей создания Библии и основными библейскими сказаниями;
  • формировать умение пользоваться текстом Библии;
  • учить анализировать тексты документов и выделять логические части в прочитанном тексте;
  • формирование навыков работы с контурной картой;
  • развивать речь, расширяя словарный запас новыми терминами, чтением текста вслух.

Термины и понятия: Библия, завет, Ханаан, исход, Иерихонская труба, филистимляне, иудаизм, монотеизм, скрижали, скиния, Ковчег Завета.

Оборудование урока:

1) карта “Передняя Азия в древности”;

2) контурная карта “ Передняя Азия в древности”, цветные карандаши;

3) Библия и другие библейские тексты;

4) картины художников на библейские сюжеты.

План урока:

  1. Библия – священная книга миллионов людей.
  2. История Иосифа.
  3. Моисей. Исход израильтян из Египта. Десять заповедей.
  4. Богослужение древних евреев. Пророки.
  5. Завоевания земли Ханаанской. Самсон и Далила.
  6. Цари ( Саул, Давид, Соломон). Давид и Голиаф. Суд Соломона.
  7. Закрепление и проверка знаний.

Ход урока.

1. Объяснение нового материала.

Вводное слово учителя – рассказ учителя о структуре Библии (рисунок 1).

Библия (ХII в. до н.э. - II в.н.э.) – собрание книг, которые считаются священными в христианстве и иудаизме. Состоит из 66 книг, делится на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

Состав Библии: произведения различных жанров:

Ветхий Завет (39 книг) Новый Завет (27 книг)
Пятикнижие Моисеево – Закон Тора Евангелие
Исторические книги Деяния апостолов
Книги Премудрости Послания апостолов
Пророческие книги Откровение Иоанна (Апокалипсис)

Ветхий Завет – самая древняя часть Библии. В нем описывается в основном реальная история, с реальными противоречиями, войнами, именами правителей, он написан в оригинале на древнееврейском языке. Позже книги были переведены на греческий язык, затем с греческого на латинский, древнеславянский и современные национальные языки.

Ветхий Завет начинается книгой Моисея Бытие и заканчивается книгой пророка Малахии.

Новый Завет - это жизнь и учения Иисуса Христа и его учеников. Начинается книгой Евангелие от Матфея и заканчивается Откровением Иоанна Богослова, которое содержит христианское представление о конце мира.

Библия в переводе с греческого означает “Книги”, то есть целая библиотека.

2. Учитель: В глубокой древности еврейские племена кочевали в Северной Аравии, занимались скотоводством. Происхождение еврейского народа Библия ведет от Авраама, уроженца города Ур в Междуречье. Согласно Библии, Аврааму было видение: к нему явился Бог и приказал ему следовать в Ханаан, пророчествуя, что от Авраама начнется новый народ. Старец вместе со своей женой Сарой долго скитался, пока не остановился в одном из мест в Палестине, где позже вырос великий город Иерусалим. Его сын Исаак и внук Иаков (второе имя Израиль – “божий воин”) считаются родоначальниками еврейского народа. От сыновей Иакова пошли 12 ветвей еврейского племени. Иаков больше всех любил Иосифа. Иосиф стал участником захватывающих событий. Но об этом он расскажет нам сам.

Иосиф рассказывает от первого лица историю того, как он попал в Египет и как там жил (на основе еврейских преданий). Учащимся предлагается по ходу рассказа подготовить вопросы, которые они потом смогут задать рассказчику. Учитель также может предложить свои вопросы классу.

Ученику предлагается следующий текст:

Завидовали братья Иосифу и сговорились погубить его. Они продали юношу в рабство купцу, шедшему с караваном в Египет, а отцу сказали, что брата растерзали дикие звери. В Египте Иосиф стал рабом вельможи. Умен и удачлив был новый раб, и вскоре он оказался при дворе самого фараона. Здесь Иосиф прославился тем, что сумел объяснить загадочные сновидения фараона и предсказать наступление великих неурожаев и голода. Он дал фараону совет - запасти зерно и избавить землю египетскую от бедствия. После этого стал Иосиф влиятельным вельможей.

Тем временем в соседних странах свирепствовал голод. Услышали братья Иосифа, что египетский фараон дает зерно голодающим, и пришли просить его о помощи. Не узнали они своего брата в египетской одежде. А Иосиф решил устроить им испытание и сделал вид, будто хочет казнить самого младшего из братьев. Дружно заступились братья за мальчика. Увидел это Иосиф и простил им старую обиду. Вместе со всеми бесчисленными родичами поселились дети Иакова в Египте. Их потомки жили там почти 400 лет.

3.Учитель: Но при фараоне Рамсесе II евреев стали притеснять, заставляя работать на строительстве грандиозных сооружений. Работа была очень тяжелой. А затем фараон и вовсе приказал убить всех еврейских младенцев мужского пола.

Моисей рассказывает историю своего рождения и исхода евреев из Египта.

Ученику предлагается следующий текст.

Мать Моисея положила новорожденного в корзинку и спрятала ее в зарослях на берегу Нила. Египетская царевна во время купания увидела малыша и пожалела его. Этому поспособствовала сестра Моисея Мариам. Когда Мариам увидела, что дочь фараона обратила внимание на младенца в корзинке, она смело подошла к царевне. Девочка спросила царевну, не хочет ли она найти няньку для малыша. Получив согласие, Мариам привела свою мать, и та стала воспитательницей родного сына.

Став взрослым, Моисей однажды увидел, как надсмотрщик избивает еврея. Моисей убил обидчика и вынужден был бежать. Моисей пас овец в пустынной местности. Вдруг куст перед ним запылал несгораемым огнем. Из пылающего куста раздался громкий голос. Это сам Бог обращался к Моисею: “Я – Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. Я увидел страдания народа Моего в Египте и услышал плач бедных евреев и повелеваю тебе вывести их из Египта!”.

В страхе и трепете Моисей закрыл ладонями лицо, боясь увидеть Бога. “Что сказать мне сынам Израилевым, когда я приду к ним, как назвать мне Бога отцов их?” - спросил Моисей. И сказал Бог Моисею: “Я есмь Сущий (Бог Яхве). Так скажи сынам Израилевым: “Сущий послал меня к вам”. Так впервые явился Бог Моисею.

Моисей обратился к фараону с просьбой отпустить его соплеменников. Но фараон лишь усилил притеснения евреев. Тогда евреи решили бежать из Египта. Начался великий исход.

Учитель: Евреи добрались до Красного моря, но тут колесницы фараоновых воинов почти настигли их. Евреи кинулись в море, и воды его, как повествуется в Библии, расступились перед ними. Беглецы прошли по дну моря. За ними ринулись воины фараона. Но морские волны сомкнулись над ними и поглотили преследователей.

Евреи оказались на Синайском полуострове. Они могли быстро добраться до своей родины. Однако Моисей 40 лет водил их по пустыне, чтобы забыли они свой плен и рабскую участь, чтобы души их стали свободными. Библия рассказывает, что Бог спас евреев от голода, послав им манну небесную. Евреи расположились у горы Синай. Моисей взошел на гору, которая дымилась и содрогалась в раскатах грома. На горе Синай Моисей получил от Бога каменные плиты – скрижали. На скрижалях были начертаны 10 заповедей Бога. Вот эти заповеди.

(Учитель по учебнику с учениками разбирает каждую из 10 заповедей).

Вопрос: Почему люди по сей день следуют этим заповедям?

4. Учитель: В Библии рассказывается, что единое место для поклонения Яхве устроил Моисей. Это был переносной шатер из дорогих тканей, привешенных к столбам – скиния.

В нем было 3 части – двор, святилище и святая святых. Во двор, где приносились жертвы, могли входить все. В святилище входили только священники. Там стояли семисвечник и алтарь, на котором жгли благовония. Самой главной частью было святая святых. В него мог входить только главный священник – первосвященник – и только один раз в год. Там стоял “ковчег” - ящик, в котором находились скрижали с 10 заповедями. Позже в Иерусалиме был возведен огромный каменный храм, куда перенесли ковчег.

Важную роль в жизни иудейского общества играли пророки. Пророки – люди, предсказывающие будущее, были у многих древних народов. Но только у евреев они стали не просто предсказателями будущего, но, в первую очередь, проповедниками, которые обличали грехи народа, были пламенными приверженцами одного Бога – Яхве. Нередко пророки в трудную минуту помогали царям советом. Одним из самых известных из них был Илия.

5. Завоевание земли Ханаанской (комментированное чтение отрывка текста из параграфа).

Вопросы:

  1. Почему евреям пришлось вновь отвоевывать свои земли?
  2. Какой город явился главным препятствием для евреев?
  3. Почему стены Иерихона рухнули?
  4. Что означает выражение “Иерихонская труба”?

Задание: чтение документа – Самсон и Далила.

6. Учитель: После ряда набегов израильтян на Палестину жившим там ханаанеям был нанесен сокрушительный удар. Иудеям удалось расселиться в Палестине. Общей власти у них еще не было. Перед лицом какой-либо опасности племена подчинялись выбранному вождю – судье. Считалось, что такому вождю помогает Бог. Евреи считают, что есть только один истинный Бог – Яхве, который сотворил мир и человека. Это была первая монотеистическая религия. А религия евреев – иудаизм.

В конце XI века до нашей эры предводители колен впервые выбрали Саула из колена Вениамина царем.

Ученики – комментированное чтение текста учебника “Цари”.

Вопросы:

  1. Назовите царей Изральско-Иудейского царства.
  2. Что принесло Давиду славу и признание народа? ( Чтение документа “Давид и Голиаф”).
  3. Какой царь славился необычайной мудростью? ( Чтение документа “Суд Соломона”).
  4. Что способствовало процветанию Израиля во время правления Соломона?

5. На какие две части распались Израильское царство и почему?

7. Закрепление и проверка знаний.

1. В течение урока учащиеся вместе с учителем делают в тетради краткие записи, в результате чего должна получиться следующая схема:

Палестина

Древние еврейские царства (рисунок 2)

2. Вопросы к текстам.

О Иосифе:

  1. За что братья возненавидели Иосифа? Как вы считаете справедлив ли был их гнев?
  2. Каким образом Иосифу удалось из раба превратиться в управителя в Египте? Какие личные качества ему в этом помогли?
  3. Как вы думаете, прав ли был Иосиф, простив своих братьев?

О Моисее:

  1. Почему Египетский фараон приказал уничтожить всех младенцев еврейского народа?
  2. Как удалось спастись Моисею?
  3. Какое задание дал Бог Моисею?
  4. Как удалось Моисею спасти свой народ?

3. Индивидуальные задания

а) Используя данные слова, составьте рассказ “По страницам Библии”: Авраам, Ханаан, Палестина, Иаков, Иосиф, Моисей, Завет, Яхве, скрижали, исход, плен, филистимляне, Иерихон, Самсон, Давид, Соломон, Израиль, Иудея.

б) Заполнить контурную карту (прилагается)

в) Составить рассказы по рисункам (прилагаются)

4. Фронтальный опрос.

  1. На какие две части делится Библия и по скольку книг?
  2. Дайте краткую характеристику Старого Завета и Нового Завета.
  3. От кого ведется происхождение еврейского народа?
  4. Откуда произошло слово “Израиль”?
  5. Почему евреи попали в Египет?
  6. Почему Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет?
  7. Как называется у евреев место для поклонения Богу?
  8. Где хранились скрижали?
  9. Какую роль для еврейского народа играли пророки?
  10. Что вы знаете о филистимлянах?
  11. В чем особенность древнееврейской религии по сравнению с египетской и вавилонской?

5. Решить кроссворды по вариантам, используя Библию (приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5-6).

Домашнее задание: Составьте по выбору кроссворд или тесты с использованием новых терминов, параграф 18.

Литература:

  1. Акулов А.В. История Древнего мира. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Алиева С.К. Всеобщая история (в таблицах и схемах). - М.: Лист, 1999.
  3. Вигасин А.А. История Древнего мира. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. История Древнего мира (конспекты уроков для учителей истории). – М.: Владос – Пресс, 2003.
  6. Саплина Е.В., Саплин А.И. История Древнего мира. – М.: Дрофа, 2002.
  7. Саплина Е.В., Саплин А.И. История Древнего мира (методическое пособие) – М.: Дрофа, 2002.
  8. Чубарьян А.О. История Древнего мира. – М.: Просвещение, 2004.
  9. Библейская энциклопедия. – М.: Российское Библейское Общество, 1996.

Рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4, рисунок 5, рисунок 6, рисунок 7