Интегрированный урок истории и информационных технологий по теме: "Эпоха Петра I. Северная война 1700—1721 гг."

Разделы: История и обществознание, Информатика


Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма урока: урок-игра.

Время проведения: два академических часа.

Цель урока:

  • развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами посредством компьютерных технологий;
  • реализация межпредметных связей;
  • использование разнообразных форм и методов проверки знаний учащихся, формирование в сознании учащихся современной картины мира.

Познавательные задачи:

  • контроль знаний основных событий, исторических личностей и практическое знание карт;
  • формирование исторического подхода к событиям;
  • закрепление умений и навыков работы в графическом редакторе Photoshop, электронных таблицах “Excel”, с Web-обозревателем “Internet Explorer”.

Развивающие задачи:

  • развитие творческого мышления учащихся;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие умения работать в группе;
  • развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
  • развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.

Воспитательная задача:

  • Воспитание чувства патриотизма и формирование гражданской позиции.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: Индивидуальная, групповая и коллективная.

МАТЕРИАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

Используемое оборудование: Персональные компьютеры (11 шт.), мультимедиапроектор, доска-экран.

Программное обеспечение: Операционная система Windows 2000, компьютерная система управления учебным процессом “Microsoft Class Server 3.0”, графический редактор Photoshop 7.0, электронные таблицы “Excel 2003 ”, Web-обозреватель “Internet Explorer 6.0”, программа для презентаций “PowerPoint 2003”.

Демонстрационный материал: Мультимедийные презентации.

Раздаточный материал:

  1. Кроссворд “Великие сражения и полководцы (Северная война: места и лица)”.
  2. Задания по картам “Северная война 1700-1721 гг.”, “Полтавская битва”.

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть – 1-3 мин.
  2. Тема урока и постановка цели урока – 2 мин.
  3. Углубление и расширение знаний учащихся:
  4. по истории - через мультимедийную форму подачи материала “Изображение исторических деятелей, указов, формы одежды, кораблей флота русской армии петровских времен” – 10 мин;
    по информационным технологиям – использование функции ЕСЛИ(СЦЕПИТЬ()) – 5 мин.

  5. Проверка знаний – 55 мин.

ФОРМЫ ПРОВЕРКИ

  1. Блеф-клуб эпохи Петра I (соревнование команд).
  2. Работа с картой “Северная война” в графическом редакторе Photoshop 7.0.
  3. Работа с картой “Полтавская битва” в графическом редакторе Photoshop 7.0.
  4. Решение кроссворда “Великие сражения и полководцы (Северная война: места и лица)” в среде “Электронная таблица. Excel 2003”.
  5. Компьютерное тестирование “Эпоха Петра I”
  6. Обсуждение причин поражения шведов и победы русских в Северной войне.
  7. Подведение итогов урока – 5 мин.
    • Сформулировать краткое резюме по сумме знаний и навыков, приобретенных учащимися в ходе урока. Особо подчеркнуть важность использования междисциплинарного подхода в образовательном процессе.
    • Дать краткую характеристику активности учащихся во время занятия. Подвести итоги игры. Наиболее отличившимся учащимся выставить в журнал положительные оценки.

Преподаватель ИТ включает мультимедиапроектор и представляет презентацию, демонстрирующую цель и план урока.

Вступительное слово преподавателя ИТ.

Сегодня у нас интегрированный урок информационных технологий и истории на тему “Эпоха Петра I. Cеверная война 1700-1721 гг.”. Цель урока – проверка знаний, полученных вами при изучении данной темы на уроках истории, и навыков применения информационных технологий в конкретной предметной области. При организации урока мы использовали разные формы и методы проверки ваших знаний, чтобы продемонстрировать прикладной характер информационных технологий. Это работа с картами в графическом редакторе Photoshop 7.0, работа с тестом, решение кроссворда в среде электронных таблиц “Excel 2003”.

Кроме этого, необходимо отметить, что сегодня урок проходит в виде игры. В течение всей игры будут подводиться итоги конкурсов, которые будут заноситься в “Итоговую таблицу”, выполненную в “Excel 2003” (Рис. 1.).

Рис. 1. Итоговая таблица (вид к окончанию урока).

Вступительное слово преподавателя истории.

В конце XVII в. Россия поставила своей целью стать равноправной европейской державой, заимствуя опыт других стран. Задачу “догоняющего” развития по отношению к Европе взял на себя царь Петр I.

Громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях борьба за выход к морю приобрела первостепенное значение для судеб Российского государства. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успеха зависело преодоление экономической отсталости. Кроме того, отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией мировых морских держав, потерей России национальной независимости. Петр сумел это понять и принять меры, военные и морские, дипломатические и административные.

Для лучшего понимания духа того времени давайте окунемся в атмосферу петровской эпохи. И начнем с окружения Петра [1].

Вопрос аудитории: “Каких видных политических деятелей петровской эпохи вы знаете?”.

Давайте посмотрим портреты некоторых из них. На слайдах портреты и краткая информация.

(АПРАКСИН Федор Матвеевич (1661-1728 гг.), генерал-адмирал; БУТУРЛИН Александр Борисович (1694 - 1767 гг.), генерал-фельдмаршал; ГОЛИЦЫН Михаил Михайлович (1681-1764 гг.), генерал-адмирал русского флота (1756-1762 гг.), генерал-кригс-комиссар (1737-1739 гг.), президент Адмиралтейств-коллегии (1750-1761 гг.); Меншиков Александр Данилович (1673-1729). Сподвижник Петра I, светлейший князь (1707), генералиссимус (1727)).

Но победа куется не только на полях сражений, но и в тылу. Петр большое внимание уделял снабжению армии. На слайде демонстрируется Указ о назначении Языкова Семена Ивановича на должность генерала-провиантмейстера (рис.2). На следующих слайдах показаны строительство флота на реке Сясь, строительство форта Кроншлот, спуск первого фрегата “Штандарт”.

Рис. 2. Указ о назначении Языкова С.И.

Преподаватель ИТ демонстрирует презентацию с материалом по углублению и расширению знаний “Изображение исторических деятелей, указов, формы одежды, кораблей флота русской армии петровских времен”.

Преподаватель истории:

Итак, в начале XVIII века главной задачей России было приобретение выхода к морю. Начинается борьба за выход к Балтийскому морю. 9 августа 1700 г. Петр объявляет войну Швеции. Сейчас мы с вами перенесемся в прошлое и повоюем. У нас две армии – русские и шведы. Пожалуйста, Карл и Петр, представьте свои эмблемы и девизы.

Представление команд.

Преподаватель истории:

Однако военным действиям предшествуют всегда дипломатические переговоры. Сейчас мы узнаем, кому – русским или шведам удастся добиться успехов на дипломатическом поприще.

Каждая армия может заработать 12 очков. Правильный ответ – 1 бал. Каждый участник должен ответить на два вопроса. Вопрос начинается со слов: “Верите ли вы, что…”

  • Преподаватель ИТ демонстрирует презентацию “Блеф-клуб. Эпоха Петра I” (Приложение 1, [2]).
  • Подводятся итоги “Блеф-клуба”.

Преподаватель истории:

Переговоры зашли в тупик. Началась Северная война. Теперь мы вас просим занять исходные (боевые) позиции за компьютерами. Прочитайте задание:

  • Обозначить на карте места и даты важнейших сражений и боев. Если в сражении победили русские – использовать красный цвет (Х), если победу одержали шведы, то используйте синий цвет (Х).

Преподаватель ИТ демонстрирует на экране карту Северной войны 1700-1721 гг. задание к ней (Приложение 2).

Преподаватель ИТ:

– Ребята, вам необходимо будет выполнить за компьютером следующее задание: в графическом редакторе Photoshop необходимо открыть файл Карта 1.jpg (Приложение 2), используя инструмент “Текст” отметить места и даты сражений. Для закрашивания определенных областей на карте используйте инструмент “Волшебная палочка” (Magic Wang Tool), “Лассо” (Lasso Tool).Время выполнения задания – 10 мин.

Преподаватель ИТ вносит баллы за предыдущие конкурсы “Эмблема” и “Блеф-клуб” в “Итоговую таблицу”.

Каждая армия представляет свои карты. Необходимо было отметить следующие даты:

  • 19 сентября 1700 г. – Нарва
  • 28 сентября 1708 г. – Лесная
  • 27 июня 1709 г. – Полтава
  • 27 июля 1714 г. – м. Гангут
  • 21 июля 1720 г. – о. Гренгам

Преподаватель истории:

В ходе военных действий их участникам постоянно приходится решать задачи. Сейчас вам предстоит решить Кроссворд “Великие сражения и полководцы. Северная война: места и лица” (Приложение 3).

Преподаватель ИТ:

Для создания кроссворда я использовала табличный процессор Excel. На листе “Кроссворд” располагается “сетка” с пустыми клетками для ответов на вопросы. Для каждого вопроса указывается адрес ячейки, начиная с которой нужно писать ответ на вопрос (Рис. 2). Правильность ваших ответов проверяется на листе “Проверочный” (Рис. 3, [3]).

Рис. 3. Вид листа “Кроссворд” рабочей книги.

Рис. 4. Вид листа “Проверочный”.

На листе “Проверочный” для каждого слова-ответа в ячейку, с которой начинается слово, введена формула, определяющая, совпадает ли ваше слово с правильным ответом. Например, для двенадцатого вопроса записываем формулу в ячейку R6. Используем функции ЕСЛИ() и СЦЕПИТЬ().Функция СЦЕПИТЬ() объединяет несколько текстовых строк в одну. С прошлого года вам известно, что для проверки условия в табличном процессоре используется функция ЕСЛИ(). Напоминаю формат записи функции ЕСЛИ():

=ЕСЛИ (Условие; Выражение1; Выражение2).

Формула для проверки слова “Петр” в ячейку R6 будет выглядеть следующим образом:

= ЕСЛИ(СЦЕПИТЬ(Кроссворд!R6;Кроссворд!R7;Кроссворд!R8;Кроссворд!R9)=“ПЕТР”;1;0).

Если ответ, введенный вами правильный, то выражение в ячейке R6 будет равно 1, иначе – 0. На третьем листе “Итоговый” суммируется значения всех ячеек, в которых проверяется правильные ответы на вопросы. Максимальное количество баллов – 15.

Откройте файл Кроссворд.xls из папки “Урок истории”. Время на выполнение задания – 10 минут.

Рекомендую вам использовать Caps Look при записи слов в ячейки. Обратите внимание на правильное грамматическое написание слов.

Время выполнения работы – 10 мин. Максимальное количество баллов – 15.

Преподаватель ИТ вносит баллы за Задание 1. “Работа над картой. Северная война”.

Преподаватель истории:

Успех военных действий зависит от моральных и материальных ресурсов. Каковы ресурсы армий поможет нам проверить тест “Эпоха Петра I” (Приложение 4).

Преподаватель ИТ:

Тест необходимо запустить с Рабочего стола – файл “Microsoft Class Server – вход для студента”. Зарегистрироваться. Пароли у вас на листе с заданиями. Программа “Тест” содержит 22 вопроса разного уровня сложности. Каждый вопрос содержит только один правильный ответ. Максимальное количество баллов – 26.

? Во время выполнения теста преподаватели проверяют “Кроссворд” у каждого студента и заносят баллы в “Итоговую таблицу”.

Преподаватель истории:

Но время шло. Москва напрасно
К себе гостей ждала всечасно,
Средь старых, вражеских могил
Готовя шведам тризну тайну.
Незапно Карл поворотил
И перенес войну в Украёну.

  • Чьи это стихи? Назовите произведение. (А.С. Пушкин “Полтава”).
  • О каком событии идет речь?

(Полтавская битва (27 июня 1709 г.) - генеральное сражение между русской и шведской армиями в ходе Северной войны 1700 - 1721 гг.)

Полтавская победа оказала решающее влияние на исход Северной войны. После ряда крупных побед русских войск между Россией и Швецией был подписан мирный договор. На карте “Полтавская битва” (Приложение 5):

  • Отметьте на карте красным цветом расположение русского лагеря и синим – шведского.
  • Отметьте на карте положение и действия армий в начале боя; укажите начало боя.
  • Отметьте на карте положение и действия армий в конце сражения, укажите конец боя.

На карте “Северная война”:

  • Обозначьте на карте место и дату заключения мирного договора
  • Закрасьте земли, отошедшие России по мирному договору в желтый цвет.

Преподаватель ИТ:

Ребята, вам необходимо будет выполнить за компьютером следующее задание: в графическом редакторе Photoshop необходимо открыть файл Карта 2.jpg (Приложение 5), используя инструмент “Текст” указать начало и конец сражения. Для закрашивания определенных областей на карте используйте инструмент “Волшебная палочка” (Magic Wang Tool). Время выполнения задания 15 мин.

  • Во время выполнения задания преподаватель ИТ заносит баллы за “Тест” в “Итоговую таблицу”.
  • Представители армий демонстрируют свои карты.

Необходимо закрасить следующие области:

  • Интерманландия
  • часть Карелии с Выборгом, Кексгольм
  • Лифляндия (Рига, Дерпт)
  • Эстляндия (Нарва, Ревель)
  • О. Эзель, Даго.

Преподаватель ИТ вносит баллы за работу над картой в “Итоговую таблицу”.

Преподаватель истории:

Сейчас мы обсудим причины поражения шведов и победы русских в Северной войне. Армия шведов говорит о причинах поражения. Армия русских предлагает свою версию поражения, и наоборот.

Преподаватель ИТ:

Наша война окончилась. К сожаленью, вопреки историческим фактам, победа досталась шведам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. www.tyl.mil.ru
  2. http://www.sys-tema.ru
  3. И.Н. Хоронжина. Создание кроссворда в среде Excel. М.: Информатика. № 19, 2005, с. 28-29.