Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма урока: урок-игра.
Время проведения: два академических часа.
Цель урока:
- развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами посредством компьютерных технологий;
- реализация межпредметных связей;
- использование разнообразных форм и методов проверки знаний учащихся, формирование в сознании учащихся современной картины мира.
Познавательные задачи:
- контроль знаний основных событий, исторических личностей и практическое знание карт;
- формирование исторического подхода к событиям;
- закрепление умений и навыков работы в графическом редакторе Photoshop, электронных таблицах “Excel”, с Web-обозревателем “Internet Explorer”.
Развивающие задачи:
- развитие творческого мышления учащихся;
- развитие самостоятельности;
- развитие умения работать в группе;
- развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
- развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.
Воспитательная задача:
- Воспитание чувства патриотизма и формирование гражданской позиции.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: Индивидуальная, групповая и коллективная.
МАТЕРИАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
Используемое оборудование: Персональные компьютеры (11 шт.), мультимедиапроектор, доска-экран.
Программное обеспечение: Операционная система Windows 2000, компьютерная система управления учебным процессом “Microsoft Class Server 3.0”, графический редактор Photoshop 7.0, электронные таблицы “Excel 2003 ”, Web-обозреватель “Internet Explorer 6.0”, программа для презентаций “PowerPoint 2003”.
Демонстрационный материал: Мультимедийные презентации.
Раздаточный материал:
- Кроссворд “Великие сражения и полководцы (Северная война: места и лица)”.
- Задания по картам “Северная война 1700-1721 гг.”, “Полтавская битва”.
ХОД УРОКА
- Организационная часть – 1-3 мин.
- Тема урока и постановка цели урока – 2 мин.
- Углубление и расширение знаний учащихся:
- Проверка знаний – 55 мин.
по истории - через мультимедийную форму подачи
материала “Изображение исторических деятелей,
указов, формы одежды, кораблей флота русской
армии петровских времен” – 10 мин;
по информационным технологиям – использование
функции ЕСЛИ(СЦЕПИТЬ()) – 5 мин.
ФОРМЫ ПРОВЕРКИ
- Блеф-клуб эпохи Петра I (соревнование команд).
- Работа с картой “Северная война” в графическом редакторе Photoshop 7.0.
- Работа с картой “Полтавская битва” в графическом редакторе Photoshop 7.0.
- Решение кроссворда “Великие сражения и полководцы (Северная война: места и лица)” в среде “Электронная таблица. Excel 2003”.
- Компьютерное тестирование “Эпоха Петра I”
- Обсуждение причин поражения шведов и победы русских в Северной войне.
- Подведение итогов урока – 5 мин.
- Сформулировать краткое резюме по сумме знаний и навыков, приобретенных учащимися в ходе урока. Особо подчеркнуть важность использования междисциплинарного подхода в образовательном процессе.
- Дать краткую характеристику активности учащихся во время занятия. Подвести итоги игры. Наиболее отличившимся учащимся выставить в журнал положительные оценки.
Преподаватель ИТ включает мультимедиапроектор и представляет презентацию, демонстрирующую цель и план урока.
Вступительное слово преподавателя ИТ.
Сегодня у нас интегрированный урок информационных технологий и истории на тему “Эпоха Петра I. Cеверная война 1700-1721 гг.”. Цель урока – проверка знаний, полученных вами при изучении данной темы на уроках истории, и навыков применения информационных технологий в конкретной предметной области. При организации урока мы использовали разные формы и методы проверки ваших знаний, чтобы продемонстрировать прикладной характер информационных технологий. Это работа с картами в графическом редакторе Photoshop 7.0, работа с тестом, решение кроссворда в среде электронных таблиц “Excel 2003”.
Кроме этого, необходимо отметить, что сегодня урок проходит в виде игры. В течение всей игры будут подводиться итоги конкурсов, которые будут заноситься в “Итоговую таблицу”, выполненную в “Excel 2003” (Рис. 1.).
Рис. 1. Итоговая таблица (вид к окончанию урока).
Вступительное слово преподавателя истории.
В конце XVII в. Россия поставила своей целью стать равноправной европейской державой, заимствуя опыт других стран. Задачу “догоняющего” развития по отношению к Европе взял на себя царь Петр I.
Громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях борьба за выход к морю приобрела первостепенное значение для судеб Российского государства. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успеха зависело преодоление экономической отсталости. Кроме того, отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией мировых морских держав, потерей России национальной независимости. Петр сумел это понять и принять меры, военные и морские, дипломатические и административные.
Для лучшего понимания духа того времени давайте окунемся в атмосферу петровской эпохи. И начнем с окружения Петра [1].
Вопрос аудитории: “Каких видных политических деятелей петровской эпохи вы знаете?”.
Давайте посмотрим портреты некоторых из них. На слайдах портреты и краткая информация.
(АПРАКСИН Федор Матвеевич (1661-1728 гг.), генерал-адмирал; БУТУРЛИН Александр Борисович (1694 - 1767 гг.), генерал-фельдмаршал; ГОЛИЦЫН Михаил Михайлович (1681-1764 гг.), генерал-адмирал русского флота (1756-1762 гг.), генерал-кригс-комиссар (1737-1739 гг.), президент Адмиралтейств-коллегии (1750-1761 гг.); Меншиков Александр Данилович (1673-1729). Сподвижник Петра I, светлейший князь (1707), генералиссимус (1727)).
Но победа куется не только на полях сражений, но и в тылу. Петр большое внимание уделял снабжению армии. На слайде демонстрируется Указ о назначении Языкова Семена Ивановича на должность генерала-провиантмейстера (рис.2). На следующих слайдах показаны строительство флота на реке Сясь, строительство форта Кроншлот, спуск первого фрегата “Штандарт”.
Рис. 2. Указ о назначении Языкова С.И.
Преподаватель ИТ демонстрирует презентацию с материалом по углублению и расширению знаний “Изображение исторических деятелей, указов, формы одежды, кораблей флота русской армии петровских времен”.
Преподаватель истории:
Итак, в начале XVIII века главной задачей России было приобретение выхода к морю. Начинается борьба за выход к Балтийскому морю. 9 августа 1700 г. Петр объявляет войну Швеции. Сейчас мы с вами перенесемся в прошлое и повоюем. У нас две армии – русские и шведы. Пожалуйста, Карл и Петр, представьте свои эмблемы и девизы.
Представление команд.
Преподаватель истории:
Однако военным действиям предшествуют всегда дипломатические переговоры. Сейчас мы узнаем, кому – русским или шведам удастся добиться успехов на дипломатическом поприще.
Каждая армия может заработать 12 очков. Правильный ответ – 1 бал. Каждый участник должен ответить на два вопроса. Вопрос начинается со слов: “Верите ли вы, что…”
- Преподаватель ИТ демонстрирует презентацию “Блеф-клуб. Эпоха Петра I” (Приложение 1, [2]).
- Подводятся итоги “Блеф-клуба”.
Преподаватель истории:
Переговоры зашли в тупик. Началась Северная война. Теперь мы вас просим занять исходные (боевые) позиции за компьютерами. Прочитайте задание:
- Обозначить на карте места и даты важнейших сражений и боев. Если в сражении победили русские – использовать красный цвет (Х), если победу одержали шведы, то используйте синий цвет (Х).
Преподаватель ИТ демонстрирует на экране карту Северной войны 1700-1721 гг. задание к ней (Приложение 2).
Преподаватель ИТ:
– Ребята, вам необходимо будет выполнить за компьютером следующее задание: в графическом редакторе Photoshop необходимо открыть файл Карта 1.jpg (Приложение 2), используя инструмент “Текст” отметить места и даты сражений. Для закрашивания определенных областей на карте используйте инструмент “Волшебная палочка” (Magic Wang Tool), “Лассо” (Lasso Tool).Время выполнения задания – 10 мин.
Преподаватель ИТ вносит баллы за предыдущие конкурсы “Эмблема” и “Блеф-клуб” в “Итоговую таблицу”.
Каждая армия представляет свои карты. Необходимо было отметить следующие даты:
- 19 сентября 1700 г. – Нарва
- 28 сентября 1708 г. – Лесная
- 27 июня 1709 г. – Полтава
- 27 июля 1714 г. – м. Гангут
- 21 июля 1720 г. – о. Гренгам
Преподаватель истории:
В ходе военных действий их участникам постоянно приходится решать задачи. Сейчас вам предстоит решить Кроссворд “Великие сражения и полководцы. Северная война: места и лица” (Приложение 3).
Преподаватель ИТ:
Для создания кроссворда я использовала табличный процессор Excel. На листе “Кроссворд” располагается “сетка” с пустыми клетками для ответов на вопросы. Для каждого вопроса указывается адрес ячейки, начиная с которой нужно писать ответ на вопрос (Рис. 2). Правильность ваших ответов проверяется на листе “Проверочный” (Рис. 3, [3]).
Рис. 3. Вид листа “Кроссворд” рабочей книги.
Рис. 4. Вид листа “Проверочный”.
На листе “Проверочный” для каждого слова-ответа в ячейку, с которой начинается слово, введена формула, определяющая, совпадает ли ваше слово с правильным ответом. Например, для двенадцатого вопроса записываем формулу в ячейку R6. Используем функции ЕСЛИ() и СЦЕПИТЬ().Функция СЦЕПИТЬ() объединяет несколько текстовых строк в одну. С прошлого года вам известно, что для проверки условия в табличном процессоре используется функция ЕСЛИ(). Напоминаю формат записи функции ЕСЛИ():
=ЕСЛИ (Условие; Выражение1; Выражение2).
Формула для проверки слова “Петр” в ячейку R6 будет выглядеть следующим образом:
= ЕСЛИ(СЦЕПИТЬ(Кроссворд!R6;Кроссворд!R7;Кроссворд!R8;Кроссворд!R9)=“ПЕТР”;1;0).
Если ответ, введенный вами правильный, то выражение в ячейке R6 будет равно 1, иначе – 0. На третьем листе “Итоговый” суммируется значения всех ячеек, в которых проверяется правильные ответы на вопросы. Максимальное количество баллов – 15.
Откройте файл Кроссворд.xls из папки “Урок истории”. Время на выполнение задания – 10 минут.
Рекомендую вам использовать Caps Look при записи слов в ячейки. Обратите внимание на правильное грамматическое написание слов.
Время выполнения работы – 10 мин. Максимальное количество баллов – 15.
Преподаватель ИТ вносит баллы за Задание 1. “Работа над картой. Северная война”.
Преподаватель истории:
Успех военных действий зависит от моральных и материальных ресурсов. Каковы ресурсы армий поможет нам проверить тест “Эпоха Петра I” (Приложение 4).
Преподаватель ИТ:
Тест необходимо запустить с Рабочего стола – файл “Microsoft Class Server – вход для студента”. Зарегистрироваться. Пароли у вас на листе с заданиями. Программа “Тест” содержит 22 вопроса разного уровня сложности. Каждый вопрос содержит только один правильный ответ. Максимальное количество баллов – 26.
? Во время выполнения теста преподаватели проверяют “Кроссворд” у каждого студента и заносят баллы в “Итоговую таблицу”.
Преподаватель истории:
Но время шло. Москва напрасно
К себе гостей ждала всечасно,
Средь старых, вражеских могил
Готовя шведам тризну тайну.
Незапно Карл поворотил
И перенес войну в Украёну.
- Чьи это стихи? Назовите произведение. (А.С. Пушкин “Полтава”).
- О каком событии идет речь?
(Полтавская битва (27 июня 1709 г.) - генеральное сражение между русской и шведской армиями в ходе Северной войны 1700 - 1721 гг.)
Полтавская победа оказала решающее влияние на исход Северной войны. После ряда крупных побед русских войск между Россией и Швецией был подписан мирный договор. На карте “Полтавская битва” (Приложение 5):
- Отметьте на карте красным цветом расположение русского лагеря и синим – шведского.
- Отметьте на карте положение и действия армий в начале боя; укажите начало боя.
- Отметьте на карте положение и действия армий в конце сражения, укажите конец боя.
На карте “Северная война”:
- Обозначьте на карте место и дату заключения мирного договора
- Закрасьте земли, отошедшие России по мирному договору в желтый цвет.
Преподаватель ИТ:
Ребята, вам необходимо будет выполнить за компьютером следующее задание: в графическом редакторе Photoshop необходимо открыть файл Карта 2.jpg (Приложение 5), используя инструмент “Текст” указать начало и конец сражения. Для закрашивания определенных областей на карте используйте инструмент “Волшебная палочка” (Magic Wang Tool). Время выполнения задания 15 мин.
- Во время выполнения задания преподаватель ИТ заносит баллы за “Тест” в “Итоговую таблицу”.
- Представители армий демонстрируют свои карты.
Необходимо закрасить следующие области:
- Интерманландия
- часть Карелии с Выборгом, Кексгольм
- Лифляндия (Рига, Дерпт)
- Эстляндия (Нарва, Ревель)
- О. Эзель, Даго.
Преподаватель ИТ вносит баллы за работу над картой в “Итоговую таблицу”.
Преподаватель истории:
Сейчас мы обсудим причины поражения шведов и победы русских в Северной войне. Армия шведов говорит о причинах поражения. Армия русских предлагает свою версию поражения, и наоборот.
Преподаватель ИТ:
Наша война окончилась. К сожаленью, вопреки историческим фактам, победа досталась шведам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- www.tyl.mil.ru
- http://www.sys-tema.ru
- И.Н. Хоронжина . Создание кроссворда в среде Excel. М.: Информатика. № 19, 2005, с. 28-29.