Цели урока:
- систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме “Древний Египет”;
- с помощью нестандартных заданий выявить уровень знаний учащихся; определить недостатки и пробелы, попытаться ликвидировать их;
- расширить уровень знаний с помощью дополнительной литературы;
- в ходе общения усилить заинтересованность детей в знаниях данной темы.
Оборудование:
- карты “Древний Восток”, “Древний Египет”,
- карточки-задания,
- кроссворды,
- плакаты,
- викторины,
- тесты,
- картины.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение детям целей урока: необходимо помочь древним египтянам вспомнить свою историю и оформить схему “Египет”.
(Проверяется правильность выполнения заданий, обращается внимание на дисциплину во время урока).
II. Проведение урока.
Вступление учителя.
У нас на уроке оказался уникальный документ – “древний свиток”, к сожалению, он находится в очень плохом состоянии, на нем почти ничего нельзя увидеть, только отдельные контуры. Было бы замечательно его “восстановить” и подарить египтянам. Если мы сегодня на уроке вспомним историю этого древнего государства, то у нас с вами все получится.
Но я хочу вас предупредить, что задания выполнять нам придется необычные, поэтому от вас требуется вся ваша эрудиция, находчивость, смелость и настойчивость. Вы готовы?
1. “Знаешь ли ты где находится …”
Если вы все готовы и не испугались, я предлагаю вам совершить путешествие на воздушном шаре в Египет и посмотреть, что там находится. Может, встретим что-нибудь знакомое и интересное.
Для этого давайте ответим на вопросы.
- Знаешь ли ты где находится …
а) Египет;
б) Нил;
в) первая столица Древнего Египта;
г) дельта;
д) территории, куда совершали свои походы фараоны Египта.
- Давайте вспомним название древней страны.
Молодцы! Посмотрите, вы получаете какой-то интересный свиток. Он вам о чем-нибудь говорит?
(Дети, ответив правильно на вопросы, прикрепляют рисунок к папирусу на доске).
2. Решить новеллу-задачу “Звезда”.
Египтяне заметили, что в конце мая ежегодно на небе появляется очень яркая звезда. После ее появления на горизонте у них в стране происходили очень приятные для их жизни события. Эти события для Египта были очень важны. Можно сказать, что это им и всему живому сохраняло жизнь. Поэтому египтяне связывали появление этой звезды с этим событием. Они к нему заранее готовились, ждали его. Естественно, они считали появление яркой звезды божественным предзнаменованием. Эту звезду они называли Сириус, т. е. “гончая собака”. С тех пор собака и стала у древних египтян священным символом.
Вопросы:
- О каком событии предупреждала египтян звезда Сириус?
- Почему они его так ждали?
- Предположите, почему звезда была названа именно так?
- Символом чего стала собака?
Итог: своим появлением звезда как бы предупреждала людей о предстоящем разливе.
В сознании людей образовалась связь между священной звездой, предупреждающей о разливе Нила с собакой, которая своим лаем предупреждает о чьем-либо появлении.
Собака стала священным символом бдительности. Ее изображение появилось над входом в храмы как эмблемы бдительности.
3. Население.
Нам с вами необходимо срочно помочь ученым разобраться с населением в Египте.
(Учитель “случайно” роняет карточки-схемы, и они разлетаются. Дети на доске воспроизводят схемы и объясняют, почему они так считают).
а) Категории населения Древнего Египта
б) Население Древнего Египта
- фараон
- вельможи
- чиновники и писцы
- воины и стражники
- ремесленники и крестьяне
- рабы
4. “Расскажи о жизни…”
Детям предлагаются индивидуальные задания. (Каждому необходимо сложить пазл и выполнить задание по карточкам).
- Археологи обнаружили роспись на стенах гробницы, которая испортилась со временем. Давайте поможем ученым.
Работа по карточкам.
а) расскажи о том, как жили в Древнем Египте ремесленники и земледельцы;
б) расскажи о том, как жили в Древнем Египте вельможи;
в) расскажи о том, как жили в Древнем Египте фараоны.
- Молодцы! Вы справились с заданием, и вот вам два папируса о хозяйственной жизни Древнего Египта. Тому, кто справился лучше всех, дается право восстановить фрагмент свитка.
5. Соревнование колесниц.
Ну, что, вы уже пришли в себя после полета на воздушном шаре и, наверное, устали сидеть на одном месте?
Смотрите, перед вами древние колесницы. Отправимся покататься на них?
Вопросы:
- Чем были запряжены древние колесницы? (Конями)
- Что она из себя представляла?
- Из чего ее делали? (Из прочного дерева, включая колеса и спицы)
- Могли бы мы стать владельцами колесниц? (Только знатные египтяне могли стать колесничими)
- Каковы результаты походов?
Самый умелый колесничий может восстановить фрагмент свитка своим рисунком.
6. Религия.
(На этом этапе урока ребятам необходимо показать свои знания о религиозных верованиях древних египтян).
- Давайте отправимся вместе с населением в древний храм.
- Кто нас там встретит? (Инсценирование роли жреца).
- Кто по мнению египтян произнес эти слова? Кому они были сказаны?
“Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал”. (Умерший, на суде Осириса).
- Как проходил суд? (Дети восстанавливают события).
Жрецу предоставляется право “восстановить” свиток.
7. Архитектура.
На столах перед детьми лежат фрагменты росписей гробниц и рисунки, изображающие художников.
- Чем заняты эти люди?
- Вы – архитектор Древнего Египта. Что вы хотите построить? Изобразите это на папирусе.
(Дети, выдерживая стиль эпохи, изображают на бумаге пирамиды, храмы, гробницы. Лучшие архитекторы восстанавливают свиток двумя папирусами).
8. “Разгадай число”
Посмотрите, какая красота к нам пришла из прошлого! (Детям демонстрируются 3 цветка лотоса). Они великолепны, у них замечательный тонкий аромат. Но посмотрите, они не просто красивы, они принесли нам новую загадку, на них изображены какие-то знаки.
Вопрос:
- Вы знаете, что это такое? Попробуйте разгадать эту загадку. И самое главное – объясните свои действия.
- А что это такое? Попробуйте.
(Детям демонстрируется петрушка. Предлагается попробовать.)
Вам интересно, какое отношение это растение имеет к Древнему Египту? Самое непосредственное! В Древнем Египте этому растению приписывалось божественное происхождение. По преданию оно выросло из крови убитого Гора, сына Осириса и Изиды. В память об этом из растения свивали венки и устраивали празднества, где оно играло особую роль.
По этой же причине это растение считалось символом тяжкого горя и печали, с его помощью выражали соболезнование близким умерших.
9. Где у мальчиков уши?
Посмотрите, у нас остался последний штрих в свитке. Неужели мы не сумеем все разгадать?! В последнем задании нам помогут мальчики.
Пожалуйста, кто смелый, поднимите свои рубашки, и мы внимательно рассмотрим ваши спины.
Вопросы:
- Что мы должны увидеть, по мнению египтян?
- Почему они считали, что там должны быть уши?
Самый смелый завершит работу со свитком.
III. Обобщение.
Давайте, теперь еще раз посмотрим на наш свиток.
Вопросы:
- Как вы думаете, можем мы его подарить?
- Сумели мы помочь египтянам?
“Волшебная коробка”
У нас сегодня на уроке наша “выручалочка”.
(“Волшебная коробка” - это словарные слова, отвечая их значение, дети всегда имеют возможность получить хорошую оценку и очень ждут, когда она появляется на уроке. Тем более что каждый сам вытаскивает листочек, и эта объективность им нравится).
Работа со словарными словами.
Викторина.
За правильный ответ дети получают круглое печенье – самое дорогое угощение в Египте.
- Как назывался победитель Египта? (Фараон)
- Опасные каменистые преграды? (Пороги)
- Как называется островок зелени среди пустыни? (Оазис)
- Как называется высокий тростник, растущий в долине Нила? (Папирус)
- Главное занятие у древних египтян. (Земледелие)
- “Вечное жилище” для знатных египтян. (Гробница)
- Река, протекающая в северо-восточной части Африки. (Нил)
- Как называется короткое копье? (Дротик)
- Предмет, который по мнению египтян, защищает от злых духов и несчастий. (Амулет)
- Знатные люди, царские советники, военачальники. (Вельможи)
- Какая ягода была любимым лакомством фараонов? (Арбуз)
- Огромная каменная фигура, изображающая льва с головой человека. (Сфинкс)
- Животное, в облике которого бог Амон-Ра каждую ночь сражается со свирепым змеем. (Кот)
- Бог мудрости, научивший людей письму. (Тот)
- Значок египетского письма. (Иероглиф)
- Сын Осириса, победивший злого Сета. (Гор)
Чайнворд “В стране большого Хапи”.
Работа с тетрадями на печатной основе.
IV. Подведение итогов урока,
V. Выставление оценок.
Комментарий учителя.