Тема урока: "Основные осбытия в истории России XIX века"

Разделы: История и обществознание


Цели урока: обобщить имеющиеся знания по основным событиям истории России ХIХ в. проверить знания понятийного аппарата, знание хронологии.

  • Развивающие цели: развитие монологической речи учащихся, умение работы в группах.
  • Воспитывающие цели: воспитание чувства любви к Родине, гордости за свою страну, развитие патриотических чувств, уважение к отечественной истории.

ХОД УРОКА

Фронтальная беседа с классом

Что представляло собой социально-экономическое и политическое положение России в начале ХIХ в.? Дать обзорную характеристику России данного периода.

- Что мешало прогрессивному развитию страны?

- Какой вопрос стоял в центре внимания общественности в первой половине ХIХ в.?

- Кто до Александра II в ХIХ в. и каким образом пытался решить этот вопрос?

- Какие события и в каком плане стали поворотными в истории России ХIХ в.?

- В каких войнах и с какой целью участвовала Россия в ХIХ в.?

(За лучшие 1-2 ответа 1-2 ученика получают жетоны.)

Класс делится на 4 группы.

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

Учитель: В изучении истории очень важно знание конкретных фактов тех или иных исторических событий. Сейчас каждая команда получит пакет с лепестками ромашек. Ваша задача выбрать из предложенного комплекта 6 лепестков, относящихся к одной теме. Определите о каком событии идет речь, обсудить этот ответ в группе, и один человек должен отстаивать точку зрения группы.

Задание для 1 группы:

- Служба в армии для всех мужчин с 20 лет: на флоте 7, в пехоте 6 лет. Для окончивших учебное заведение срок службы сокращался.

- 1870 год.

- Суд стал открытым, гласным, бессословным, независимым от администрации.

- Царь-освободитель.

- Земства занимались строительством школ и больниц в деревне.

- Созданы современные органы самоуправления и суда.

- Промышленный переворот.

- Аракчеев.

- Новосильцев, Милютин.

Задание для 2 группы:

- Крепостное право - “пороховой погреб”, на котором сидит Россия, оно безнравственно и похоже на рабство.

- Уральский, Южный, Московский и Петербургский районы.

- Наполеон Бонапарт.

- Транссибирская магистраль.

- “Записки по освобождению крестьян Кавелина”.

- Реформа 1861 г. открыла путь последующим реформам.

- Крестьяне получили землю при условии выкупа: 1/5 часть стоимости сразу, остальное в течении 49 лет под проценты.

- В 1861 г. крестьяне получили личную свободу, гражданские права.

- 1860 г.- редакционная комиссия во главе с Ростовцевым.

Задание для 3 группы:

- Военные поселения.

- Военная реформа.

- “Союз спасения”, “Союз благоденствия” - первые декабристкие общества.

- 14 декабря 1825г.

- Причинами поражения были: выжидательная тактика, неравное соотношение сили, боязнь обратиться к народу, неявка диктатора восстания Трубецкого.

- Это были первые революционеры.

- 19 февраля 1861г.

- “Северное”и”Южное” общества.

- Александр I.

Задание 4 группе:

- Народовольцы устроили охоту за Александром II

- Александр II был убит в 1881 г. Игнатием Гриневицким и Николаем Рысаковым.

- Кружок чайковцев.

- 1874 г. - “хождение в народ”.

- “Народная воля”, “Черный передел”.

- Три течения в народничестве - пропагандисткое, заговорщическое и бунтарское.

- В 1861 г. правительство ввело высокую плату за обучение, запретило студенческие сходки.

- В конце ХIХ в.. сложилось либеральное народничество.

(За 1-2 лучших ответа 1-2 ученика получают жетоны.)

Задание группам № 2.

Учитель: Изучая любое историческое событие, очень важно знание хронологии. Доска делится на 4 равных части. В течении 1 минуты каждый из команды по очереди подходит к доске и пишет любую дату из ХIХ в.

Затем учитель по очереди спрашивает любого из представителей команд по любой из дат. Команда, член которой не может дать ответа, выбывает из соревнования в данном конкурсе.

(Последний игрок получает жетон.)

Задание группам №3.

Учитель: Лицом любой страны является его глава будь то царь или президент. Сейчас мы проверим насколько вы хорошо знакомы с личностями русских царей ХIХ в., их внутренней и внешней политикой.

Каждая команда получает карточку, на которой написано имя монарха, для остальных команд оно не известно. Ваша задача - подготовить тезисы, характеризующие его личность и деятельность. Задача остальных команд - отгадать о ком идет речь. (За самый лучший ответ 1 человек получает жетон.)

Задание группам № 4.

Учитель: Каждое событие, как правило, получает оценку современниками или потомками. Сейчас я прочту по одной цитате для каждой команды. Ваша задача: определить кем и по какому поводу оно было произнесено?

1 команде:

“Дней Александровых прекрасное начало”

(А.С.Пушкин об Александре I)

2 команде:

“Крепостное право - это главный узел, в котором сплелось все опутавшее Россию зло, но этот узел надо развязать, а не разрубить. Насильственное решение вопроса только добавит зла, но не внесет успокоения. Надо провести такую реформу, которая даст России на 500 лет внутреннего мира”.

(Кавелин в”Записках по освобождению крестьян”1855 г).

3 команде:

“Ну, куда вам деться, юноши, от которых заперли науку? Сказать вам куда? В народ! Вот ваше место (Герцен в журнале “Колокол”)

4 команде:

“Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере”. (Горчаков Александру II)

(За 1-2 лучших ответа дети получаю жетоны.)

Учитель: А теперь учащихся, которые в ходе урока получили жетоны, прошу выйти и сыграть со мной в игру “Слабое звено”.

Отборочный тур:

По команде учителя учащиеся должны перевернуть лист и в хронологической последовательности расположить события, написав только номера.

1. Военные поселения

2. Отмена крепостного права

3. Начало Крымской войны

4. Земская реформа.

(1, 3, 2, 4. )

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ “Слабое звено”

  1. Самое привилегированное сословие в ХIХ в. (дворянство)
  2. Военное сословие. (казачество)
  3. Сколько было в ХIХ в. казачьих войск? (9)
  4. Какие 2 класса стали образовываться в ХIХ в. (буржуазия и рабочий класс)
  5. Политический строй в России в ХIХ в. (самодержавная монархия )
  6. Автор проекта “Введение к уложению государственных законов” (М.Сперанский )
  7. Что такое континентальная блокада? (прекращение торговых отношений с Англией )
  8. Генеральное сражение в ходе Отечественной войны 1812г. (Бородинское )
  9. Автор проекта конституции 1818г. (Пестель)
  10. Руководитель восстания 14 декабря 1825г. (Трубецкой )
  11. Автор теории”официальной народности” (Уваров)
  12. Кто при Николае I пытался решить крестьянский вопрос? (Киселев)
  13. Кому Николай I вручил орден Андрея Первозванного? (Cперанскому)
  14. Как называли представителей общественного направления сторонники которого считали, что Россия должна развиваться по опыту западных стран. (западники)
  15. Последнее сражение русского парусного флота. (битва в Синопской бухте 1853г)
  16. Сколько дней продолжалась оборона Севастополя в ходе Крымской войны? (349 дней)
  17. Где был открыт университет в 1804 г. (в Казани)
  18. Как назывались средние учебные заведения в России в ХIХ в.? (гимназии)
  19. Основной стиль в архитектуре первой половине ХIХ в.? (классицизм)
  20. 1Что такое эклектика? (смешение стилей)
  21. Как назывались земли, которые помещики урезали у крестьян по реформе 1861 г. (отрезки)
  22. Основной вид транспорта в пореформеной России. (железнодорожный)
  23. Когда в России начался промышленный переворот? (первая половина ХIХ в.)
  24. Как назывался путь развития капитализма в сельском хозяйстве, при котором сохранялось крупное помещичье землевладение? (прусский)
  25. Кто был лидером в пропагандистком направлении в народничестве? (Лавров)
  26. С каким государством у России не было до середины ХIХ в. четких границ? (Китай)
  27. Как называлась народническая организация, от рук которой погиб в 1881г. Александр II? (“Народная воля”)
  28. Кого либералы называли “диктатурой сердца”? (Лорис-Меликова)
  29. Кого называли миротворцем, который не принес настоящего мира? (Александра III)
  30. Первый марксист в России? (Плеханов)
  31. Группа композиторов, образовавших в 60-е годы ХIХ в. в Петербурге кружок, поставивших целью продолжение дела композитора Глинки? (“Могучая кучка”)

В ходе игры учитель просит назвать участника, который, по их мнению, является “слабым звеном” и должен покинуть игру с обоснованием своей позиции.

В конце урока учитель благодарит детей за урок и происходит вручение грамот.

  • “Лучшему знатоку эпохи ХIХ в. в истории России”.
  • “Лучшему знатоку хронологии России ХIХ в.”.
  • “За активное участие”.

Учитель:

В заключении урока хочется сказать, что каждая эпоха занимает свое место в истории страны и истории мира. Вот и ХIХ век сыграл определенную роль. Давайте подведем итоги этого века.

- Какие позитивные сдвиги в истории России произошли в ХIХ в.?

- Какой вопрос так и не был решен до конца в ХIХ в.?

- Почему вы так считаете?

Проблема малоземелья и безземелья перешла в ХХ век. Вот почему одним из главных вопросов всех трех революций, происшедших в ХХ веке был крестьянский вопрос, но это уже новая эпоха, о которой мы с вами будем говорить в дальнейшем.