Цели урока: обобщить имеющиеся знания по основным событиям истории России ХIХ в. проверить знания понятийного аппарата, знание хронологии.
- Развивающие цели: развитие монологической речи учащихся, умение работы в группах.
- Воспитывающие цели: воспитание чувства любви к Родине, гордости за свою страну, развитие патриотических чувств, уважение к отечественной истории.
ХОД УРОКА
Фронтальная беседа с классом
Что представляло собой социально-экономическое и политическое положение России в начале ХIХ в.? Дать обзорную характеристику России данного периода.
- Что мешало прогрессивному развитию страны?
- Какой вопрос стоял в центре внимания общественности в первой половине ХIХ в.?
- Кто до Александра II в ХIХ в. и каким образом пытался решить этот вопрос?
- Какие события и в каком плане стали поворотными в истории России ХIХ в.?
- В каких войнах и с какой целью участвовала Россия в ХIХ в.?
(За лучшие 1-2 ответа 1-2 ученика получают жетоны.)
Класс делится на 4 группы.
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ
Учитель: В изучении истории очень важно знание конкретных фактов тех или иных исторических событий. Сейчас каждая команда получит пакет с лепестками ромашек. Ваша задача выбрать из предложенного комплекта 6 лепестков, относящихся к одной теме. Определите о каком событии идет речь, обсудить этот ответ в группе, и один человек должен отстаивать точку зрения группы.
Задание для 1 группы:
- Служба в армии для всех мужчин с 20 лет: на флоте 7, в пехоте 6 лет. Для окончивших учебное заведение срок службы сокращался.
- 1870 год.
- Суд стал открытым, гласным, бессословным, независимым от администрации.
- Царь-освободитель.
- Земства занимались строительством школ и больниц в деревне.
- Созданы современные органы самоуправления и суда.
- Промышленный переворот.
- Аракчеев.
- Новосильцев, Милютин.
Задание для 2 группы:
- Крепостное право - “пороховой погреб”, на котором сидит Россия, оно безнравственно и похоже на рабство.
- Уральский, Южный, Московский и Петербургский районы.
- Наполеон Бонапарт.
- Транссибирская магистраль.
- “Записки по освобождению крестьян Кавелина”.
- Реформа 1861 г. открыла путь последующим реформам.
- Крестьяне получили землю при условии выкупа: 1/5 часть стоимости сразу, остальное в течении 49 лет под проценты.
- В 1861 г. крестьяне получили личную свободу, гражданские права.
- 1860 г.- редакционная комиссия во главе с Ростовцевым.
Задание для 3 группы:
- Военные поселения.
- Военная реформа.
- “Союз спасения”, “Союз благоденствия” - первые декабристкие общества.
- 14 декабря 1825г.
- Причинами поражения были: выжидательная тактика, неравное соотношение сили, боязнь обратиться к народу, неявка диктатора восстания Трубецкого.
- Это были первые революционеры.
- 19 февраля 1861г.
- “Северное”и”Южное” общества.
- Александр I.
Задание 4 группе:
- Народовольцы устроили охоту за Александром II
- Александр II был убит в 1881 г. Игнатием Гриневицким и Николаем Рысаковым.
- Кружок чайковцев.
- 1874 г. - “хождение в народ”.
- “Народная воля”, “Черный передел”.
- Три течения в народничестве - пропагандисткое, заговорщическое и бунтарское.
- В 1861 г. правительство ввело высокую плату за обучение, запретило студенческие сходки.
- В конце ХIХ в.. сложилось либеральное народничество.
(За 1-2 лучших ответа 1-2 ученика получают жетоны.)
Задание группам № 2.
Учитель: Изучая любое историческое событие, очень важно знание хронологии. Доска делится на 4 равных части. В течении 1 минуты каждый из команды по очереди подходит к доске и пишет любую дату из ХIХ в.
Затем учитель по очереди спрашивает любого из представителей команд по любой из дат. Команда, член которой не может дать ответа, выбывает из соревнования в данном конкурсе.
(Последний игрок получает жетон.)
Задание группам №3.
Учитель: Лицом любой страны является его глава будь то царь или президент. Сейчас мы проверим насколько вы хорошо знакомы с личностями русских царей ХIХ в., их внутренней и внешней политикой.
Каждая команда получает карточку, на которой написано имя монарха, для остальных команд оно не известно. Ваша задача - подготовить тезисы, характеризующие его личность и деятельность. Задача остальных команд - отгадать о ком идет речь. (За самый лучший ответ 1 человек получает жетон.)
Задание группам № 4.
Учитель: Каждое событие, как правило, получает оценку современниками или потомками. Сейчас я прочту по одной цитате для каждой команды. Ваша задача: определить кем и по какому поводу оно было произнесено?
1 команде:
“Дней Александровых прекрасное начало”
(А.С.Пушкин об Александре I)
2 команде:
“Крепостное право - это главный узел, в котором сплелось все опутавшее Россию зло, но этот узел надо развязать, а не разрубить. Насильственное решение вопроса только добавит зла, но не внесет успокоения. Надо провести такую реформу, которая даст России на 500 лет внутреннего мира”.
(Кавелин в”Записках по освобождению крестьян”1855 г).
3 команде:
“Ну, куда вам деться, юноши, от которых заперли науку? Сказать вам куда? В народ! Вот ваше место (Герцен в журнале “Колокол”)
4 команде:
“Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере”. (Горчаков Александру II)
(За 1-2 лучших ответа дети получаю жетоны.)
Учитель: А теперь учащихся, которые в ходе урока получили жетоны, прошу выйти и сыграть со мной в игру “Слабое звено”.
Отборочный тур:
По команде учителя учащиеся должны перевернуть лист и в хронологической последовательности расположить события, написав только номера.
1. Военные поселения
2. Отмена крепостного права
3. Начало Крымской войны
4. Земская реформа.
(1, 3, 2, 4. )
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ “Слабое звено”
- Самое привилегированное сословие в ХIХ в. (дворянство)
- Военное сословие. (казачество)
- Сколько было в ХIХ в. казачьих войск? (9)
- Какие 2 класса стали образовываться в ХIХ в. (буржуазия и рабочий класс)
- Политический строй в России в ХIХ в. (самодержавная монархия )
- Автор проекта “Введение к уложению государственных законов” (М.Сперанский )
- Что такое континентальная блокада? (прекращение торговых отношений с Англией )
- Генеральное сражение в ходе Отечественной войны 1812г. (Бородинское )
- Автор проекта конституции 1818г. (Пестель)
- Руководитель восстания 14 декабря 1825г. (Трубецкой )
- Автор теории”официальной народности” (Уваров)
- Кто при Николае I пытался решить крестьянский вопрос? (Киселев)
- Кому Николай I вручил орден Андрея Первозванного? (Cперанскому)
- Как называли представителей общественного направления сторонники которого считали, что Россия должна развиваться по опыту западных стран. (западники)
- Последнее сражение русского парусного флота. (битва в Синопской бухте 1853г)
- Сколько дней продолжалась оборона Севастополя в ходе Крымской войны? (349 дней)
- Где был открыт университет в 1804 г. (в Казани)
- Как назывались средние учебные заведения в России в ХIХ в.? (гимназии)
- Основной стиль в архитектуре первой половине ХIХ в.? (классицизм)
- 1Что такое эклектика? (смешение стилей)
- Как назывались земли, которые помещики урезали у крестьян по реформе 1861 г. (отрезки)
- Основной вид транспорта в пореформеной России. (железнодорожный)
- Когда в России начался промышленный переворот? (первая половина ХIХ в.)
- Как назывался путь развития капитализма в сельском хозяйстве, при котором сохранялось крупное помещичье землевладение? (прусский)
- Кто был лидером в пропагандистком направлении в народничестве? (Лавров)
- С каким государством у России не было до середины ХIХ в. четких границ? (Китай)
- Как называлась народническая организация, от рук которой погиб в 1881г. Александр II? (“Народная воля”)
- Кого либералы называли “диктатурой сердца”? (Лорис-Меликова)
- Кого называли миротворцем, который не принес настоящего мира? (Александра III)
- Первый марксист в России? (Плеханов)
- Группа композиторов, образовавших в 60-е годы ХIХ в. в Петербурге кружок, поставивших целью продолжение дела композитора Глинки? (“Могучая кучка”)
В ходе игры учитель просит назвать участника, который, по их мнению, является “слабым звеном” и должен покинуть игру с обоснованием своей позиции.
В конце урока учитель благодарит детей за урок и происходит вручение грамот.
- “Лучшему знатоку эпохи ХIХ в. в истории России”.
- “Лучшему знатоку хронологии России ХIХ в.”.
- “За активное участие”.
Учитель:
В заключении урока хочется сказать, что каждая эпоха занимает свое место в истории страны и истории мира. Вот и ХIХ век сыграл определенную роль. Давайте подведем итоги этого века.
- Какие позитивные сдвиги в истории России произошли в ХIХ в.?
- Какой вопрос так и не был решен до конца в ХIХ в.?
- Почему вы так считаете?
Проблема малоземелья и безземелья перешла в ХХ век. Вот почему одним из главных вопросов всех трех революций, происшедших в ХХ веке был крестьянский вопрос, но это уже новая эпоха, о которой мы с вами будем говорить в дальнейшем.