История и обществознание
-
Разработка конкурсного урока по обществознанию на тему "Свобода — неоспоримая ценность" 2008
Предлагаемый вариант урока по обществознанию по теме «Свобода в деятельности человека» построен на основе методических приемов развивающего обучения. Интерактивные методы, быстрая смена видов деятельности позволяют не только активизировать работу учащихся, но и максимально вовлечь их в решение задач урока на всех этапах, начиная с самостоятельной постановки проблемы, определения путей её решения и заканчивая этапом рефлексии, в ходе которого ученики размышляют над важнейшими мировоззренческими вопросами.
-
Конспект урока по истории на тему "Крещение Руси" 2008
Данный урок ставит своей целью на основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством. Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Раскрыть социальные корни возникновения религии, способствовать формированию научного мировоззрения учащихся, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, используя исторические источники. Составлять план-конспект на основании рассказа учителя и текста документа.
-
Использование метода мини-проектов на уроках истории 2008
Статья раскрывает возможности использования метода мини-проектов на уроках истории на второй ступени обучения. Автор обосновывает необходимость внедрения этого приема для формирования и развития основных компетенций. Приводятся особенности использования мини-проектов именно в этих классах. Исходя из собственного опыта, автор предлагает конкретные примеры проектов и дает рекомендации по их использованию. Все приведенные примеры были с успехом апробированы и доказали свою эффективность в процессе организации творческой деятельности учащихся.
-
Урок истории России в 11-м классе на тему: "Внешняя политика России в 2001-2007 гг." 2008
Урок проводится в компьютерном (демонстрационном) классе. Основой урока является презентация (PowerPoint). Настройка презентации установлена таким образом, чтобы максимально облегчить работу учителю и учащимся, предоставив необходимое время для работы с конспектами. Урок строится в виде лекции. Данный вид урока, на мой взгляд, необходимо использовать в старших классах для подготовки учащихся к будущей учебе в вузах и ссузах. Этому способствует зачетно-лекционная система изучения предмета в классах старшей ступени.
-
Интегрированный урок по теме "Международные отношения в 30–40-е гг. XX в." 2008
Интегрированный урок истории в 11-м классе по теме «Международные отношения в 30–40-е годы XX века» иллюстрирует события внешней политики СССР накануне войны. Материал позволяет учителю использовать как лекционный материал, работу с видеоисточником, так и продолжить отработку навыков самостоятельной работы с историческим материалом, а также отрабатывать навыки анализа и логического мышления.
-
Урок-конкурс (повторительно-обобщающий урок) из серии "Самый умный" по теме "Смутное время" для 7-го класса 2008
События Смутного времени интересны и поучительны. Материал этой темы всегда хорошо усваивается учащимися, но особенно нравятся ребятам уроки, где присутствует дух состязания, соперничества. Данный урок позволяет не только обобщить знания по теме, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей правильно вести себя во время игры.
-
Урок истории "Модернизация Японии". Новая история, 8-й класс 2008
Урок по теме «Модернизация Японии» проведен в 8-м классе в рамках курса Всеобщей истории. Данный урок относится к разделу «Страны Азии и Африки в новое время». Проблемный урок изучения нового материала.
-
Урок истории в 8-м классе с использованием ИКТ "Россия на рубеже XVIII –XIX вв." 2008
Урок обобщения и систематизации знаний по истории в 8-м классе с использованием ИКТ проводится в форме решения познавательных задач. Таким образом обеспечивается закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по изучению нового материала. В ходе закрепления повышается уровень осмысления изученного. Учащиеся приходят к выводу о том, что социально-экономические процессы в стране приходили в противоречие с объективными потребностями развития.
-
Урок в 9-м классе по теме "Правовые основы брака и семьи" 2008
Учащимся предлагаются вопросы, на которые должны ответить они сами, их родители или обсудить их всей семьей. Один из учащихся выступает в роли консультанта-работника ЗАГСа. Данный урок позволяет познакомить учащихся с основами семейного права; рассмотреть проблемы, возникающие в семье; обсудить обязанности и ответственность, которые налагает на человека семья; способствовать формированию ответственного отношения к семье; учить ребят вести дискуссию, отстаивать свое мнение.
-
Внеклассное мероприятие по истории "Исторический марафон" 2008
Представленный материал - внеклассное мероприятие "Исторический марафон", основанное на материале истории Древнего мира. Мероприятие, о котором ребята знают с начала учебного года, стимулирует их к изучению дополнительного материала, изготовлению костюмов, репетициям театрализованного представления. Эта игра призвана привить живой интерес учащихся к предмету, понять полезность приобретаемых знаний.
-
Урок истории в 9-м классе по теме: "Накануне 1905 года" 2008
На уроке учащиеся получат представление о причинах начала революции 1905-1907 годов. Продолжат формирование способностей анализировать исторические документы, работать с видеоматериалами, обобщать полученные знания в краткой, сжатой форме, в виде синквейна.
-
Русская культура Х–ХII вв. 2008
Представлен урок истории по теме "Русская культура X-XII вв. Учитывая личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий, с целью восприятия и осознания, осмысления, обобщения и систематизации знаний. Урок нацелен на развитие творческих способностей, аналитического мышления, навыков работы с источниками и литературой; призван воспитывать патриотизм, коммуникативную культуру. Урок предполагает проведение инсценирования, индивидуальных сообщений.
-
Интегрированный урок (история + обществознание) "Влияние гражданской войны на цивилизационные процессы в России" (11-й класс) 2008
Интегрированный урок истории и обществознания "Влияние гражданской войны на цивилизационные процессы в россии" завершает изучение темы "Гражданская война в России", а также позволяет обобщить и углубить знания по теме "Особенности российской цивилизации" и "Социальные отношения" (обществознание 11-й класс). В проект урока включены элементы технологии критического мышления, так как она позволяет формировать умение применить знания в новых ситуациях и при решении новых проблем; сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, связывать знания и жизненный опыт с новой информацией.
-
Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе. Конспект урока по теме "Гроза 1812 года. Бородинское сражение" 2008
Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Гроза 1812 года. Бородинское сражение". На уроке применяются компьютерные технологии.
-
Урок истории на тему "Воинская слава России, XVII–XVIII вв.", 10-й класс 2008
В данной разработке представлен интегрированный урок истории, на котором учителя поставили перед собой задачу показать, как в то время развивалась регулярная армия России, создавались ее традиции и слава. Уроку предшествовала самостоятельная поисковая работа учащихся с дополнительными источниками информации. На уроке использовались педагогические технологии: проблемное обучение, коллективная и групповая формы организации деятельности учащихся.
-
Конспект урока истории по теме "Становление самодержавия Романовых" 2008
Цель данного урока – обобщить знания учащихся о событиях Смутного времени, выявить основные последствия Смутного времени охарактеризовать процесс становления и законодательного оформления самодержавия в России в XVII веке. Используются следующие приемы и методы работы: работа с исторической картой, работа с историческими документами, составление таблиц и схем.
-
Урок истории "Символы России" 2008
Представлен урок-презентация по истории на тему "Символы России". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме.
-
Повторительно-обобщающий урок "Поведение человека в правовой сфере". 11-й класс 2008
Повторительно-обобщающий урок обществознания в 11-м классе с целью систематизировать знания учащихся по теме «Закон и право».
-
Интегрированный урок по истории и литературе на тему: "Быт и нравы купечества" 2008
Интегрированный урок истории и литературы был проведен в 10-м классе в связи с изучением в курсе истории учебного материала, связанного с преобразованиями в России во второй половине XIX века, в форме семинара, что позволило ученикам проявить творчество, самостоятельность. На уроке использовались пьесы А.Н.Островского «Бесприданница» и «Гроза», отражающие стремительные перемены в новой, пореформенной России; а также материалы постсоветского периода для сопоставления жизни купечества конца XIX в. и предпринимателей конца ХХ в.
-
Альтернативы общественного развития России в начале ХХ в. Урок для 11-го класса 2008
Урок по теме "Альтернативы общественного развития России в начале XX в." проводится в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме. В ходе урока учащиеся должны обобщить ранее полученные знания и прийти к выводу: исторический процесс многовариантен, и выбор того или иного пути развития зависит от множества факторов и конкретной исторической ситуации.
-
Искусство Древнего Египта. Урок истории в 5-м классе 2008
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет".
-
Урок-путешествие "Восточные славяне в V–VI вв." 2008
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию представлений об истории восточных славян.
-
"Ты сам отвечаешь за все!". Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов 2008
Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов "Ты сам отвечаешь за всё".
-
Разработка урока на тему "Правоспособность и дееспособность российского гражданина" 2008
Все этапы построения урока (мотивация, целеполагание, повторение опорных знаний, приобщение учащихся к получению новых знаний, обеспечение их осознанности и прочности, контроль эффективности обучения и указания по разноуровневому домашнему заданию) психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для продуктивного учебного труда.
-
Авторская программа по правоведению "Мы в мире прав!" 2008
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности.
-
Урок истории в 9-м классе по теме "Реформы Столыпина: «тихая революция»" 2008
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю.
-
Повторительно-обобщающий урок "На войне как на войне, но прояви милосердие" 2008
Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме "Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права.
-
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" 2008
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель".
-
Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе 2008
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме.
-
Программа элективного курса "Введение в политологию" для профильного обучения 2008
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики.