Цель: выявление способностей, склонностей и интересов учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умения и навыков помогающих ориентироваться в сложностях современной политики.
Задачи.
-
Способствовать самоопределению ученика или выбору профессиональной деятельности через интерес к данной области знания.
-
Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле и знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами деятельности
-
Активизировать познавательную деятельность школьника, повышать информационную и коммуникативную компетентность.
-
Формировать познавательные интересы на основе активной жизненной позиции, что способствует воспитанию истинного гражданина страны.
-
Систематизация начальных знаний по политологии, связь данного элективного курса с предметом «Обществознание»;
На конец обучения учащиеся должны иметь основные первоначальные знания в области политологии, быть достаточно информированными и компетентными для ориентации в современной политической жизни общества. Курс интересен и актуален на данном этапе развития учащегося. Умение отбирать нужную информацию, объяснять те или иные действия, отличать события от фактов пригодятся не только в повседневной жизни любого человека, но и в учебной, научно-исследовательской, общественной и профессиональной деятельности. Кроме того, курс направлен на закрепление в сознании молодого поколения тех гуманистических ценностей, которые лежат в основе истинного народовластия.
.Методы и формы обучения:
При изучении данного курса предполагается использование разных форм организации учебно-воспитательного процесса:
-
Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, требующую осмысления заявленных проблем;
-
На семинарских занятиях используются активные методы обучения: дискуссии, деловые игры, проектная деятельность;
-
Тесты позволяют провести самодиагностику отдельных направлений развития личности, выделить проблему и определить пути ее решения.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
основные термины и понятия из области политического;
иметь представления о том, что такое государство и как работает государственный аппарат;
основные точки зрения на различные аспекты политики.
Учащиеся должны уметь:
грамотно и с пониманием объяснять происходящие политические события;
работать с текстом учебника и историческим документом, выделять главное, сравнивать и обобщать, делать выводы;
использовать свои знания с целью разрешения политических проблем, определять свою точку зрения и аргументировать свои позиции;
участвовать в дискуссиях, оппонировать в спорах, находить компромиссы
Учебно-тематический план
№ урока | Тема занятия | Формы и методы обучения | Формы контроля |
1. | Политика и мы. Понятие о политике, политические события и явления. | Урок смешанного типа. Лекция с элементами беседы. Заполнение таблицы. Знакомство с алгоритмом. Выполнение задания. | Составление таблицы. Работа по алгоритму. |
2, 3 | Политическая печать. Современная политическая печать в России. | Анализ политических текстов и карикатур. Применение алгоритма. Элементы дискуссии. | Комментирование политических высказываний. Выполнение заданий. |
4. | Политическая система и ее роль в жизни общества. | Изучение нового материала. Составление схем и сводных таблиц. | Выполнение заданий. Заполнение таблицы и составление схем. |
5, 6 | Основные признаки и функции государства. | Беседа с элементами самостоятельной работы с текстом. | Вопросы для обсуждения. Тестовые задания. |
7. | Разнообразие государственно- политических форм в современном мире. | Вводный контроль. Самостоятельная работа с учебным материалом. Составление схем. | Выполнение задания. Составление схем. |
8. | Политические лидеры. | Объяснение нового материала. Практическая работа. | Эссе на тему «Что значит быть политиком?» |
9. | Роль политического лидера в современном мире. | Дискуссия. Выполнение познавательных заданий. | Итоги диспута. Познавательные задачи. |
10. | Формы политического участия. | Ролевые ситуации, работа в группах. Анкетирование. | Результаты анкетирования. Выполнение заданий. |
11, 12. | Избирательная кампания. | Урок - деловая игра. | Подведение итогов игры. |
13. | Правовое государство. | Изучение новой темы. Познавательные задания. Практическая работа. | Таблица. Краткий анализ высказываний. Итоги практической работы. |
14. | Правовое государство и гражданское общество. | Тест. Изучение нового материала. Элементы дискуссии. | Составление таблиц и схем. Результаты тестирования. |
С15, 16 | Политическая культура и правовое государство. Россия на современном этапе политического развития. | Беседа с выполнением ситуативных заданий. Создание проблемной ситуации. | Проверка выполнения заданий. Эссе на основании высказываний. |
17. | Макиавеллизм и современная политика. | Круглый стол. Обсуждение работы каждого. Подведение итогов. | Итоговый урок. |
Содержание курса.
- Понятие политики. Политические события, факты и явления.
- Политическая печать: политический текст и карикатура.
- Политическая система. Государство как главный институт политической системы. Роль политических партий в политической системе. Политические нормы.
- Культурно-идеологический и коммуникативный элемент политической системы.
- Политические режимы.
- Формы правления. Унитарное государство и федерация.
- Понятие о политическом лидере. Популярность лидера и популизм, функции лидера. Избирательная кампания. Избиратель и кандидат.
- Признаки правового государства. Права человека и гражданина. Защита прав. Гражданское общество и его признаки. Местное самоуправление. Взаимоотношения гражданского общества и государства.
- Политическая культура. Россия на современном этапе политического развития.
- Политика и мораль. Современные политики. Правовые нормы в современной политике.
Литература для учителя:
- Гаджиев К.С.Введение в политологию: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1993г.-256с.
- Демидов А.И., Мальков А.В. Политология в вопросах и ответах. М.,1998.
- История политических и правовых учений. М., 1996.
- Когда убивает государство. М.,1989.
- Кравченко А.И. Основы социологии и политики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Академический проект, 2002г.- 384с.
-
Мушинский В. О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001.
- Политология (под редакцией Марченко Н.М.) М., 1997.
- Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.,2003.
- Юдовская А.Я., Морозова С.Н. Становление гражданского общества: исторические истоки. М., 2006.
Литература для учащихся:
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Политология.10-11кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007г. (Элективные курсы).
- Малышевский А.Ф., Ерухов Б.А., Карпунин В.А., Учебное пособие по философии. Ч.II.М.-Интерпракс,1993г.
- Мушинский В.О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001г.
Дополнительная литература:
- Ибрагимов Р.Ю.Сдаем основы социологии и политологии: для среднего и профессионального обучения. Д: Феникс, 2005.
- Муштук О.З., Цыбульская М.В. Политология: учебно-методическое пособие. М., 1999.
- Политология: учебное пособие (сост. и отв. ред. А. А. Радугина.) М.,1998.