Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе. Конспект урока по теме "Гроза 1812 года. Бородинское сражение"

Разделы: История и обществознание, Информатика, Начальная школа


СТРУКТУРА УРОКА: “Гроза 1812 года. Бородинское сражение”.

Этапы урока Задачи Содержание учебного материала Примечания
1. Организация начала урока Подготовка учащихся к работе.

Раскрытие общей темы урока

“Москва…как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось.” (А.С.Пушкин)

(На экране схема московского метрополитена)

У.: Сегодня мы отправимся с вами в западный округ нашей столицы.Нам предстоит сесть на самый быстрый вид общественного транспорта- метро:

Калужско- Рижская линия, кольцо и,наконец, Филевская линия. 34 минуты и мы на западе Москвы.

Станции метро: Кутузовская, Фили, Багратионовская.

В течение урока на экране сменяются слайды.

Слайд №2

Слайд № 3

2. Подготовка к сознательному усвоению новых знаний Смотивировать учащихся на восприятие нового материала.

Дать общее представление о событиях 1812 года

Подготовка к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.

- Но, постойте… Мы, кажется,заблудились в длинных переходах подземки. Чтобы выйти из метро, нам предстоит пройти по лабиринту, тогда мы узнаем название московского проспекта.(лабиринт)

(на экране Кутузовский проспект)

Перед нами Кутузовский проспект, в центре которого возвышается Триумфальная арка.

Фили- Давыдково (фото)

Современный район- Фили- Давыдково.

(на доске: карта Москвы, флажками отмечены улицы:

Улица Барклая де Толли,

Багратионовский проезд, улица Василисы Кожиной, Давыдковская улица, Тучковская улица, Тарутинская улица, Бородинская улица,улица 1812 года…

- Почему улицы, переулки, станции метро получили такие названия?

Уч.- Улицы получили такие названия в честь событий 1812года.

У.- А вы знаете, что эта война получила название Отечественная. Почему? Как вы думаете?

Уч.- За освобождение своего отечества, родины.

В этой войне принимали участие не только солдаты и офицеры, но и простой народ.

У.- Кто был нашим врагом, кто хотел завоевать Россию,Москву?

Уч.- французская армия во главе с императором Наполеоном

У.- Сегодня мне помогают вести экскурсию мои помощники- консультанты. Если у вас возникают вопросы, вы можете получить информацию в словарике.

Ученик- консультант рассказывает о Наполеоне

У.- Кто командовал нашей армией?

Уч. Кутузов (фото фельдмаршала Кутузова)

Ученик- (рассказ о М.И.Кутузове)

(На доске вывешивается дата:

24 июня – 14 декабря 1812 года

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

 

 

 

 

Слайд № 8

Учащимся раздаются словарики.

Приложение №1

Слайд № 9

Приложение № 2

Слайд № 10

Приложение № 3

3. Актуализация знаний Сформировать у учащихся конкретные представления о войне 1812 года

(Бородино, Москва, партизанское движение), о героях войны:

Кутузове, Барклае де Толли, Багратионе

Командующие:

Император Франции Наполеон - фельдмаршал русской армии М.И.Кутузов)

На рассвете 24 июня без объявления войны армия Наполеона вторглась в пределы России.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром, французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

У.- Кто помнит автора этих строк?

Уч.-М.Ю.Лермонтов

Сегодня мы попробуем воссоздать картину самого крупного сражения отечественной войны 1812 года.

У.- Кто догадался о каком сражении идет речь?

Уч.Бородинском

На доске:26 августа(по ст.стилю)1812 г., 124 км от Москвы, с. Бородино произошло крупнейшее сражение между русской и французской армией.

Слайд № 11
   

Работа с учебником.

Опытнейшие военачальники:

Барклай де Толли, (рассказ ученика)

Петр Иванович Багратион (рассказ уч-ка_)

Мозаика: фрагмент Бородинского боя

(Цель работы: из фрагментов собрать картину, на которой изображен эпизод Бородинского сражения)

1 - фрагмент:

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали…
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться, где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

2 - фрагмент:

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!

3 - фрагмент:

Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
За Родину свою!

4 - фрагмент:

... И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.

5 - фрагмент (верх)

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

6 - фрагмент(низ):

Вам не видать таких сражений
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный бой…

Чтение проводится выборочно по усмотрению учителя

Слайд № 12, приложение №4

Слайд № 13, приложение № 5

Картину Бородинского сражения сначала воссоздает учитель, сопровождая каждый фрагмент соответствующим отрывком из произведения М.Лермонтова “Бородино”, затем учащиеся класса садятся за персональные компьютеры и выполняют работу самостоятельно.

Слайд № 14

Редут - укрепление

Флешь - насыпной вал

 

 

 

 

 

 

Уланы, драгуны

 

 

 

 

 

 

 

Булат

Картечь

4. Первичное закрепление знаний Установить осознанность усвоения уч-ся нового учебного материала путем коллективной работы Самостоятельная работа.

Составление учащимися мозаики на компьютере

 
5. Физминутка   Фото кота из “Шрека”.

У.Ребята, кто это? Почему вдруг он у нас появился на уроке? Правильно, он предупреждает, что долго работать за компьютером нельзя. Нужен отдых.

Упражнения для глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая мышцы.

2. На счет 1-4 открыть глаза, расслабив глазные мышцы

Посмотреть вдаль на счет1-6.(повторить 2 раза)

1. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на 1-4

Перевести взгляд вдаль на счет 1-6 (повторить 2 раза)

1.Не поворачивая головы, посмотреть “вправо-вверх-влево-вниз”

2. Вдаль на счет 1-6

3. То же самое в обратном порядке

4. Круговые движения глаз

Слайд № 15
6. Актуализация знаний   Фото: Совет в Филях

Чтобы сохранить армию,

Кутузов принимает решение, отступить к Москве, Он понимал, что солдатам нужен отдых.

Чтение отрывка рассказа “Фили” учеником.

Чтение по учебнику “Пожар Москвы

Чтение наизусть отрывка из стихотворения А.С.Пушкина

подготовленным учеником.

Таким образом, Кутузов, сохранив армию, дал полный отпор врагу.

Память о Бородинском сражении, о героизме людей, отдавших свои жизни во имя своей Родины, живет в наших сердцах.

Музей Бородинская панорама (1962г.,Кутузовский проспект)

Триумфальная арка (1830г.) Москвичи считают ее памятником, возведенным в честь победы в этой войне

Храм Христа Спасителя в центре Москвы построен на народные деньги, был разрушен в начале 20 века и вновь возрожден

Церковь Смоленской Божьей матери в селе Бородино.

(помнит дым сражений, сохранилась до наших дней)

Памятник М.И.Кутузову, Багратиону, Барклаю Де Толли

Слайд № 16

 

Приложение № 6

Слайд № 17

Приложение № 7

 

Слайд № 18

Слайд № 19

Слайд № 20

 

Слайд № 21

Слайды № 22. 23, 24

7. Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и самопроверка знаний

Усвоение сис-темы понятий. Глубокая всесторонняя проверка знаний, выявление недостатков и причин их появления, стимулирование на самостотельную деятельность Тест. Самопроверка.

Если остается время на уроке, можно провести блиц-опрос.

(Учитель задает вопросы по теме, ученики не поднимая рук, отвечают на вопросы)

Приложение № 8

Работа на индивидуальных компьютерах.

Уч-ся предлагаются вопросы и варианты ответов. Подведя стрелкой мышки к одному из вариантов ответов, ребята делают свой выбор. Результаты теста выдает компьютер, в качестве оценки учащиеся получают рекомендации: молодец, был внимателен на уроке, загляни в словарик и т.д.

8. Подведение итогов урока   Фото: Герб Москвы

Работа в группах. Составление пословицы:

“Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.”

Учитель:

На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!

-Что понравилось, что запомнилось?

Слайд № 25

Класс делится на две группы.

Каждой группе раздаются карточки со словами.

1 группа:

к,кто,с,нам,

придет, мечом

2 группа:

от, и, погибнет, меча

Обе группы

составив части, читают вслух хором пословицу.

Слайд № 26