Цель: обобщить знания по теме “Международное гуманитарное право”, привлекая внимание учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов.
Основные задачи:
- Содействие пониманию учащимися необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта нормами международного гуманитарного права.
- Формирование таких качеств личности, как милосердие, сострадание, уважение к человеческому достоинству.
- Проверка качества усвоения знаний учащимися по международному гуманитарному праву.
- Формирование умений практически применять полученные знания учащимися, анализировать источники и учебные ситуации, делать выводы, работать над понятиями.
Оборудование:
- современная политическая карта мира; раздаточный материал (ксерокопии конвенций);
- Конституция РФ;
- классная доска; карточки заданий – ситуаций для групп.
Подготовительная работа: класс делится на две группы на усмотрение учителя, при этом группы с одинаковым уровнем знаний.
План урока:
- Прослушивание стихотворения, в качестве эпиграфа к данной теме.
- Организационный момент и целеустановка на урок.
- Обобщение и закрепление знаний по теме “Международное гуманитарное право”
- Разминка (вопрос – ответ).
- Ролевая игра по обобщению знаний и умений.
- Закрепление основных понятий по теме “Международное гуманитарное право”
- Обобщающий контроль (тест)
- Подведение итогов. Оценивание работы учащихся.
- Комментирование домашнего задания.
Ход урока
I. На фоне музыки М. Минкова “Если б не было войны” учитель читает стихотворение Л. Захарченко “Идет война, но это не событие”.
“Идет война, но это не событие.
Живем мы параллельно рядом с нею.
Страна не прерывает чаепитие.
Экраны голубые не краснеют.
Нельзя сказать: “Вставай, страна огромная”!
Нельзя понять, чем можем мы гордиться.
Нельзя узнать, кто есть та сила темная,
В борьбе, с которой нечего стыдиться…
И дьявольским огнем глаза обманщиков
Горят на нас почти со всех каналов.
В домах считают мамы годы мальчиков,
А в роддомах – учет для генералов.
Там ждут на свет отцы нетерпеливые
Наследников – и русских, и чеченцев…
Там пребывают женщины счастливые…
Там бирочки на ручках у младенцев…
А там, где побывал поручик Лермонтов –
Последний всплеск былой имперской спеси,
Нам веры нет, но, сколько нужно веры там,
Чтоб бирочки на ножки перевесить?!
Там гибнут Циолковские и Гоголи.
Россия, что мы делаем с тобою?!
Мы сдали Крым и Байконур – не дрогнули…
И подавились нефтяной трубою.
Могильщики нужнее аналитиков.
Шекспир все написал о нашей власти.
Призванье террористов и политиков –
Не понимать, что существует счастье.
Пройдут сквозь мясорубку перманентную
Те, кто не смогут плакать и смеяться.
Мы не поймем их боль инопланетную,
Мы станем их пожизненно бояться.
Идет война, но это не событие…
II. Тема нашего повторительно-обобщающего урока “На войне, как на войне, но прояви милосердие”. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Религиозные заповеди “возлюби ближнего своего” и “не делай другому того, чего не желаешь себе”, к сожалению, не всегда становится ориентиром в поведении человека. Мы скорее хотим отомстить друг другу, нежели найти компромисс. Вооруженные конфликты продолжаются, и в них страдает, прежде всего, мирное население. Всеобщего мира добиться в один момент сложно и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право – одно из отраслей международного права.
Мы должны с вами, в очередной раз вспомнить, что такое Международное гуманитарное право, его нормы, принципы и какова его роль в жизни человека, общества и государства на конкретных примерах – ситуациях.
Для более плодотворной работы вы заранее были поделены на группы, с одинаковым уровнем знаний, для того чтобы вести обсуждения поставленных ситуаций и, проанализировав копии документов по Международному гуманитарному праву, вынести верное решение
III.
1) В качестве разминки предлагаю вопросы, а точнее, я формулирую вам определения, а вы называете понятие соответствующее этому определению. Вы не только еще раз повторяете понятия, но и по ходу пытаетесь сформулировать из этих понятий, при этом, добавляя и связующие слова, принцип, которым должны руководствоваться все страна Мира.
- Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры (государство).
- Незаконное применение силы одним государством против другого, вооруженное нападение одного государства на другое с целью захвата территории, ликвидации независимости (агрессия).
- Ожидание чего-либо благоприятного, в сочетании с уверенностью в его осуществлении (надежда).
- Снисхождение, мягкость, помощь кому-либо из сострадания и человеколюбия (милосердие).
- Чувство почтения, основанное на призвании достоинств высоких качеств кого-либо, чего-либо (уважение).
- Отсутствие вражды, войны (мир).
- Адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют независимо от сознания (истина).
- Не разрешать что-либо делать, не допускать к применению, к использованию (запрет).
Пример того, что может получиться из этих понятий: “ Запрет на агрессию вызывает у государств надежду, воспитывает милосердие, восстанавливает истину, уважение к другим, открывает путь к миру”.
2) Международное гуманитарное право соединяет в себе правовые и нравственные нормы, оно ориентировано на нравственные нормы и ценности, на сострадание, милосердие, помощь, защиту, ограничение насилия. Оно содействует пониманию ценности жизни каждого человека. Оно ограничивает насилие и необходимо соблюдать его нормы всем государствам.
Сейчас заслушав ситуацию, попробуем разрешить проблемы в них возникшие или ответим на вопросы.
Каждая группа получает пакет копий документов, которые помогут им разрешить проблемы, а также карточку с ситуацией. Приложение 1.
После того, как закончили обсуждение учебных ситуаций, учащиеся вместе с учителем формулируют основные постулаты МГК.
(учитель выносит их на доску)
- Защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных).
- Предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях (гражданское население, медицинский и духовный персонал).
- Защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям (жилые дома, школы, храмы …)
- Запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде.
3) Закрепим сейчас основные понятия по теме Международное гуманитарное право,
а вы при этом за правильный ответ заработаете своей команде звезду. При подведении итогов, посмотрим, чья команда наберет наибольшее количество звезд, та и будет считаться самой эрудированной командой по данной проблеме.
Понятия выносятся на доску, лицевой стороной вовнутрь. Учащиеся поочередно подходят, выбирают понятие и дают ему определение. Если учащийся не знает, то команда ему может помочь.
Понятия:
1. Военнопленные – участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.
2. Гражданские лица – лица, не входящие в состав вооруженных сил.
3. Потерпевшие кораблекрушение – военнослужащие и гражданские лица, подвергающиеся опасности на море или в других водах, то есть произошло несчастье либо с ними, либо с перевозившими их судном или летательным аппаратом, в условиях вооруженного конфликта.
4. Жертвы войны – раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.
5. Лица, непосредственно не участвующие в военных действиях – гражданское население, медицинский персонал, священнослужители.
6. Военный объект – объект, который в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество.
7. Гражданские объекты – все объекты, не являющиеся военными объектами.
8. Конвенция – международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему (подписали и ратифицировали его).
9. Национализм – идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
10. Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность, либо тенденция отвергать нормы другой культуры, как неправильные, низкие.
11. Парламентер - представитель от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем.
12. Заложник - гражданин, насильственно задерживаемый с целью заставить власти страны, гражданином которой является заложник, выполнить те или иные требования насильников.
13. Пытка - действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, чтобы получить от него сведения или признания, наказать или запугать его.
14. Интернирование - принудительное задержание одним воюющим государством граждан другого воюющего государства на время войны.
IV. Обобщающий контроль. Тесты (2 вариант повышенной сложности). Приложение 2.
V. Подведение итогов. Оценивание учащихся.
Война – это всегда экстремальная ситуация. Она часто ассоциируется с хаосом и произволом. Имеет ли смысл пытаться установить для нее какие-либо правила? Может быть, лучше направить все усилия на то, чтобы не допустить развязывания войн? Или все же, важно, стремясь положить конец этому явлению, одновременно приложить максимум усилий, чтобы сделать войну более гуманной, уменьшить страдания, которые она несет с собой?
Международное гуманитарное право соединяет в себе правовые и нравственные нормы, оно ориентировано на нравственные нормы и ценности, на сострадание, милосердие, помощь, защиту, ограничение насилия. Оно содействует пониманию ценности жизни каждого человека. Оно ограничивает насилие и необходимо соблюдать его нормы всем государствам.
Сегодня на уроке мы обобщили знания и умения по теме “Международное гуманитарное право”, когда, анализируя ситуации, опираясь на документы, выяснили, что какой бы война не была, а проявить милосердие необходимо как на поле брани, так и по отношению к мирному населению.
Подсчитайте свои звезды, чтобы выявить знатоков международного гуманитарного права (надо отметить, кто хорошо работал, а кто мог бы еще лучше).
VI. Домашнее задание.
Сопоставьте два высказывания. Какое из них вам ближе? Свой ответ аргументируйте. Обсудите эти высказывания с родителями.
Плутарх, древнегреческий историк: “Война – зло. Ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления”.
Цицерон, древнеримский оратор: “Когда гремит оружие, законы молчат”.