Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок решения познавательных задач.
Цели урока:
- Образовательные:
- обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по изучению нового материала, обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного, глубины его понимания;
- подвести учащихся к выводу о том, что социально-экономические процессы в стране приходили в противоречие с объективными потребностями развития.
- Развивающие:
- развивать умение соотносить факты и понятия; пользоваться знаниями в измененной ситуации, оценивать свои реальные возможности;
- развивать познавательную активность и творческий потенциал учеников.
- Воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства уважения к истории, культуре своего народа, толерантности, здоровой конкуренции.
Оборудование урока: учебник по истории России для 8 кл., «Дерево познания» с условными фруктами, компьютер с видеопроектором, политические карты «Россия в н.XIX в.», «Российская Федерация», листы с критериями текущей оценки деятельности учащихся, алгоритм синквейна, текст с вопросами для выполнения домашнего задания по выбору, «мордашки» для рефлексии.
План урока:
1. Организационный этап. Критерии оценки
учебно-познавательной деятельности учащихся
2. Этап подготовки учащихся к работе на основном
этапе: определение темы урока, цели урока,
мотивация деятельности детей.
3. Этап применения знаний и способов действий.
4. Этап контроля и самоконтроля знаний (Задания
разноуровневого характера)
5.Этап организации домашнего задания на выбор:
составление синквейна, вопросы к отрывку из
книги Н.Эйдельмана «Грань веков»).
6. Этап подведения итогов занятия.
7. Этап рефлексии.
Этапы урока |
Содержание этапа урока |
Методы, приемы, средства обучения |
Формы организации деятельности учащихся |
1. Организационный этап | Характеристика критериев оценки текущей учебно-познавательной деятельности учеников. | Слово учителя, печатный материал. | Учащиеся индивидуально знакомятся с критериями оценки. |
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе |
Определение темы урока, цели урока, мотивация деятельности детей. | Демонстрация предметов национальной кухни русских, музыкальное сопровождение проблемного вопроса. Применение компьютерных технологий | Фронтальная работа: ответы на вопросы. Фиксация заработанных баллов в тетрадях. |
3. Этап применения знаний и способов действий | Характеристика территориального положения, численности населения Российского государства двух эпох. Характеристика социальной структуры российского общества нач.XIX и нач.XXI вв.Закрепление особенностей экономического и политического строя России. | Графические средства, раздаточный дидактический комплекс, «Дерево познания». Познавательные задачи | Заполнение пропусков в схеме объяснение терминов, узнавание терминов в «осколочном» состоянии, самостоятельное составление познавательных задач, соотнесение их с уровнем сложности, самодиагностика. |
4. Этап контроля и самоконтроля знаний | Осмысление особенностей мануфактурного производства, как одной из важнейших черт буржуазных отношений. | Тестовые разноуровневые задания с применением компьютерных технологий. | Выбор заданий, устные ответы на вопросы, самоконтроль знаний. |
5. Этап организации домашнего задания | Обобщение изученного ранее материала по теме «Россия в нач. XIX в.» | Слово учителя, печатный материал. Выбор заданий: составление столбчатых диаграмм или синквейн с ключевым словом «Россия» | Индивидуальная работа по выбору домашнего задания |
6. Этап подведения итогов занятия | Соответствие результатов урока поставленным целям. Оценка деятельности учеников. | Слово учителя | Выставление отметок в соответствии с критериями. |
7. Этап рефлексии | Оценка психоэмоционального состояния учащихся. Осмысление достижений и неудач. | «Мордашки». Письменные ответы. | Оценка своего психологического
состояния на уроке. Выполнение задания: Закончи предложение… |
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: «Ребята, в течение урока вы будете зарабатывать не традиционные отметки, а зачетные баллы. Критерии оценки учебно-познавательной деятельности на столе у каждого. Прошу познакомиться с ними:
Критерии текущей оценки ежеурочной учебно-познавательной деятельности школьников
Характеристика учебно-познавательной деятельности обучающихся | Баллы | Уровень усвоения информации |
Изложение учебного материала неполное, преобладают обыденные (житейско-бытовые) представления об изучаемых явлениях. Ответы односложные, механически воспроизводящие отдельные сведения. При ответах возможны существенные ошибки. Характерно бессистемное выделение случайных признаков изученного, неумение делать обобщения и выводы. При применении знаний в практической деятельности нуждается в значительной помощи педагога. Познавательная деятельность характеризуется созерцательностью, пассивностью при выполнении новых или более сложных заданий. | 1 |
Узнавание. Понимание. |
Изложение знаний в устной или письменной форме полное, системное в соответствии с требованиями учебной программы. Ученик воспроизводит материал по памяти, приводя собственные примеры, свободно выделяет существенные признаки изученного с помощью операций анализа и синтеза, выделяет причинно-следственные связи. Возможны несущественные ошибки при формулировке выводов. Самостоятельно выполняет задания преобразующего характера. Познавательная деятельность характеризуется устойчивостью и эффективностью практически в течение всего занятия. | 2 |
Воспроизведение |
Имеющиеся знания превышают минимальный объем содержания предметной подготовки за счет самостоятельно усвоенных дополнительных сведений. Ученик уверенно воспроизводит элементы знания в учебном материале, оперирует ими и характеризует их сущность. Самостоятельно применяет знания при выполнении заданий как преобразующего, так и творческого характера. | 3 |
Применение |
Учитель: Чем активнее вы на уроках, чем сложнее уровень выполненного задания, тем выше балл. К концу урока баллы не суммируются, а выставляется наибольший. Ваша задача – заработать максимальный балл по данной теме – 3».
Учитель определяет задание – из фрагмента песни определить страну и эпоху, аргументировано доказать хронологические рамки периода.
Звучит фрагмент песни «Как упоительны в России вечера…»
Высвечивается слайд темы урока (Приложение 1).
Учитель: Какие характеристики мы даем государству при его изучении?
Высвечивается слайд цели урока
Учитель: для чего мы говорим о событиях 200 летней давности? Как по действующей Конституции называется наше государство? А в XVIII веке?
Учитель: Перед вами карты России XIX и XXI веков. Проанализируйте, сравните, охарактеризуйте территориальное положение, численность населения Российского государства 2-х эпох.
Высвечивается слайд – иллюстрация сословий.
Учитель предлагает поработать в тетради: записать предложение с пропущенным словом. «Для России начала XIX в. характерна …социальная структура». (Сословная).
Учитель: На доске схема с пропусками, нужно пойти к доске, заполнить пропуски и объяснить их.
Пока ученик выполняет задание, класс работает над 2 схемой. (Приложение 2) Необходимо вставить одно пропущенное слово, рядом – подсказка: собрав «осколки» слов, находящихся в двух столбцах, ученики отыщут необходимый термин «страта». Задание повышенного уровня: сгруппировать термины в логические ряды (1 ряд – сословия, 2 ряд – классы)
Ответы учеников. Делаются выводы по социальной структуре России: сословия образуются на юридической основе, классы – на экономической, страты определяются уровнем дохода, уровнем образования, профессией.
Учитель: Основой государства является
экономика, зависящая от политики. Предлагаю
составить одно познавательное задание по
политической или экономической сфере страны
рубежа веков, самим оценить уровень сложности
заданий и перенести на соответствующие «фрукты»:
задание на 3 балла-на «бананы», на 2 балла-на
«груши», на 1 балл-на «яблоки». Затем прикрепить
их к «дереву познания» соответственно уровню
ветвей. (Учитель может разместить на «дереве» и
свои вопросы).
Например, вопрос на 3 балла: Являлась ли месячина
экономически выгодной? На 2 балла: Каким образом
крепостничество тормозило промышленное
развитие страны?
Дети срывают «фрукты» и отвечают на вопросы, зарабатывают баллы.
Высвечивается слайд с текстом заданий на экране (Приложение 1). Учащиеся выбирают задания разного уровня сложности и получают баллы за правильные ответы. Высвечиваются правильные ответы.
1. Установите последовательность процесса возникновения мануфактуры на базе крестьянских промыслов:
а) продажа крестьянских изделий скупщикам;
б) рост спроса на изделия крестьянской промышленности;
в) обогащение скупщика и превращение его в поставщика сырья для крестьян;
г) развитие промыслов, ориентированных на рынок;
д) превращение крестьян в работников по найму. (3 Балла)
Ответы: б, г, а, в, д.
2. Чем мануфактура отличается от мелкотоварного крестьянского производства: (несколько правильных ответов)
а) мануфактура работает не только на местный рынок;
б) работники мануфактуры обязательно собираются на работу в одном здании;
в) на мануфактурах применяется машинный труд;
г) на мануфактурах существует разделение труда;
д) работники мануфактур не сами обеспечивают себя сырьем; (2 балла)
Ответы: а, г, д.
3. Россия в начале XIX в. была:
а) самодержавной монархией
б) конституционной монархией
в) смешанной республикой (1 балл)
Ответ: а.
Учащиеся делают выводы по теме: об отсталости России, о тормозящей роли крепостничества, о сословной структуре российского общества, о самодержавной монархии как форме правления.
Домашнее задание на выбор: на 3 балла –
составить столбчатую диаграмму роста
численности населения России XIX в и начала XXI
века. Или составить синквейн с ключевым словом
«Россия»; на 2 балла – ответить на вопросы к
фрагменту текста из книги Н.Эйдельмана «Грань
веков»:
«В 1796 г. Россия – страна огромная, медленная (в
30–40 раз медленнее и, стало быть, во столько же раз
«больше», чем сегодня); страна, где от
обыкновенного черноземного гоголевского
городка «три года скачи – ни до какого
государства не доедешь». Между тем солидные
путешественники только с петровского времени
принялись скакать сломя голову; прежде чем
важнее, тем медленнее: воевода из Москвы в Якутск,
«на новую работу», ехал в 1630-х годах не торопясь,
пережидая разливы и чрезмерные холода, ровно три
года (средняя скорость – 7 верст в сутки). В XVIII-XIX
вв. медленная езда подобает только царской
фамилии».
Чем вы можете объяснить «ускорение» жизни
российского общества в XVIII веке? Как вы думаете,
почему в XVIII веке только царская фамилия
сохранила обычай медленного передвижения?
Ученики считают заработанные баллы за урок.
Рефлексия
1. Учитель просит оценить детей свое
психоэмоциональное состояние способом
рисования ротика определенного положения на
«мордашках» и показать учителю.
2. В тетрадях закончить предложение: «Сегодня на
уроке я узнал… или я научился… или мне не
удалось…