Тип урока: Урок с компьютерной поддержкой в системе интерактивного обучения.
Цели урока:
- дидактические: дать первоначальные представления о понятиях правоспособность и дееспособность, формирование правовой грамотности;
- воспитательные: развитие представлений о ценности российского гражданства, о правах несовершеннолетних;
- развивающие: актуализация познавательной потребности, формирование способности к рефлексии, отработка навыков работы в группе.
Задача: Рассмотреть с учащимися понятия правоспособность и дееспособность.
Основные понятия: Правоспособность. Гражданские права. Дееспособность. Эмансипация. Органы опеки и попечительства.
Оборудование урока:
- Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. Учебное пособие для 9 класса, &4,5;
- компьютер на рабочем столе учителя,
- медиапроектор,
- экран,
- авторская презентация к уроку, сделанная в программе Power Point.
Используемые технологии: проблемное обучение, информационные технологии, групповой метод.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания. Актуализация знаний учащихся.
Ключевое понятие - правоспособность
Форма работы – групповая.
Вопросы и задания для обсуждения:
Известно, что права эмигрантов в странах, куда они приехали на жительство, отличаются от прав, которыми обладают граждане.
- Приведите примеры, что это действительно так.
- Почему во всех странах мира существуют сложные процедуры предоставления гражданства для желающих его получить?
Учащиеся говорят, что граждане любой страны вкладывают свой труд в экономическую мощь страны и имеют право на приоритетное пользование созданными благами.
Вывод: Формируется определение термина правоспособность, сверяется с определением, приведённым на с. 38
II. Объяснение нового материала. Правоспособность и дееспособность российского гражданина с использованием информационных технологий.
На экране слайд № 1.
На экране слайд №2.
Вопросы для учащихся:
- Обладаете ли Вы правом иметь все основные наиболее важные гражданские права, указанные здесь?
- С какого момента человек обладает гражданскими правами?
- Сможете ли Вы сейчас пользоваться этими правами в полном объеме?
- Если бы Вас попросили отказаться от одного из этих прав, то от какого права Вы бы отказались? Свой ответ объясните.
На экране слайд №3.
Вопросы для обсуждения:
- Какие законы охраняют гражданские права Российского гражданина?
- Есть ли различия в правах между гражданами государства и лицами, имеющими гражданство других стран и проживающих на территории РФ?
Ответы на вопросы звучат после самостоятельной работы учащихся с текстом учебного пособия (с.38-39,43).
III. Словарная работа.
Объясните понятия: политическое убежище, статус, юридическая ответственность, юридическое лицо. Оформите результаты работы в виде таблицы. (Учебное пособие с.43-44).
На экране слайд № 4.
IV. Работа с текстом учебника «Попрошаек в тюрьму» (с. 43)-группы 1, 3.
Выскажите своё мнение по вопросам:
- Каково правовое положение нелегальных эмигрантов?
- Как называется документ, дающий право иностранному гражданину проживать на территории другого государства?
- Правильно ли поступило руководство товарной станции, не приняв отца семейства на работу?
- Почему присутствие в стране нелегальных эмигрантов считается нежелательным?
ст.322 УК РФ (с.43)- группы 2,4.
- Что такое статус беженца?
- Какие меры должны принять Российские власти в отношении незаконных эмигрантов?
- Есть ли правовое решение описанной в рассказе проблемы?
По итогам обсуждения учащиеся приходят к выводу, что иностранные граждане имеют определённые права за рубежом, но правоспособностью граждан страны, в которой временно находятся, не обладают.
На экране слайд № 5. (выводы по I части урока).
V. Граждане (а также иностранцы законно проживающие на территории России) обладают, кроме правоспособности, ещё одним юридическим качеством.
Вводится новое понятие - деееспособность.
На экране слайд № 6.
Самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
Форма работы – групповая.
Задание: Прочитайте учебный текст (с.45-48). Вопросы для обсуждения:
- Что такое дееспособность гражданина?
- Какие лица и в каком порядке признаются законом недееспособными?
- Считается, что к совершеннолетию человек уже обладает зрелым рассудком и самостоятельной волей.
- В каком возрасте наступает полная дееспособность?
- Что говорит закон о людях в возрасте до 6 лет и от 6 до 18 лет?
Проверьте себя.
На экране слайд № 7.
Считается, что к совершеннолетию человек уже обладает зрелым рассудком и самостоятельной волей и поэтому может разумно вести свои дела.
А что же говорит закон о людях в возрасте с 6 до 18 лет? Работаем с книгой (с.46-48).
- Что означает термин «неполная дееспособность»?
- Что такое эмансипация? В каком случае и в каком возрасте её возможно и целесообразно проводить?
На экране слайд № 8.
Уточните с помощью учебника понятия опека и попечительство.
Выполните тест « Ваши шансы на эмансипацию» - с. 51-52 учебного пособия.
VI. Контроль эффективности обучения через тестовую работу.
Формирование способности к рефлексии.
На экране слайд №9.
На экране слайд №10.
VII. Разноуровневое домашнее задание:
- Уровень 1. Учебное пособие & 4, 5. Рабочая тетрадь, с. 12, задание 7.
- Уровень 2. Учебное пособие & 4, 5. Выполнить вставки-задания на с.39,40,41. Прокомментируйте рисунок на с.49. Дайте совет родителям ребёнка.
- Уровень 3. Учебное пособие & 4, 5. Творческое задание: составьте, используя дополнительные источники информации, проект памятки: «Ваша дееспособность» или « Трудовые права несовершеннолетних».