Тип урока: повторительно-обобщающий.
Время урока: 2 учебных часа.
Цель: обобщить ранее полученные знания, определив альтернативы общественного развития России в начале XX в., и в ходе дискуссии выяснить причины их победы или поражения.
Задачи:
- Образовательные: формирование представления о многовариантности исторического развития; понимание причин краха различных альтернатив общественного развития в 1917 г.; выяснение причин победы леворадикальной альтернативы.
- Развивающие: продолжить формирование умений правильно вести дискуссию; аргументировать свою точку зрения; анализировать документы; анализировать причинно-следственные связи.
- Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе; продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; продолжить воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.
В начале изучения темы класс был разбит на 4 группы (см. приложение 2) в соответствии с альтернативами общественного развития, и каждая группа получила задание разработать ученические презентации, характеризующие определенную альтернативу. Трое учащихся группы получили задание подготовить и провести социологический опрос одноклассников и их родителей по следующим вопросам:
- Считаете ли Вы февральскую революцию 1917 года закономерным итогом развития России;
- Была ли закономерна Октябрьская революция 1917 г.;
- Какой путь, революционный или эволюционный, кажется Вам более предпочтительным.
Результаты опроса также были представлены в виде небольшой ученической презентации.
Данная форма работы кажется мне наиболее предпочтительной при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций, позволяет учащимся приобретать навыки работы в коллективе и применять на практике полученные на уроках информатики знания и умения.
Эпиграф урока:
Важнейший урок всех революций: они приходят тогда, когда общество утрачивает надежду на эволюцию.
А.Д.Степанский.
Проблемное задание на урок:
Была ли альтернатива Октябрю 1917 г.?
Вопросы для фронтального опроса:
- Причины Февральской революции;
- Была ли Февральская революция неизбежной?;
- Какие задачи должна была решить Февральская революция?;
- Какие задачи она решила, а какие остались нерешенными?;
- В чем своеобразие Февральской революции?;
- На какие этапы можно разделить период межреволюционного развития России (с февраля по октябрь 1917 г.)?.
Вывод после фронтального опроса:
Россия в начале XX в. находилась в состоянии глубокого общенационального кризиса, из которого можно было выйти либо путем реформ, либо в результате революционной смены модели общественного развития. Нежелание царского правительства проводить необходимые реформы подтолкнули нашу страну на путь революционных преобразований.
Революция, совершившаяся в Феврале 1917 г., была неизбежной и вызвана следующими причинами:
- политический кризис, выражавшийся в том, что у власти находилось самодержавие, не имевшее опоры в обществе и отказывающееся проводить реформы;
- глубокий экономический кризис, поразивший все отрасли экономики, в основе которого лежали незавершенная индустриализация и нерешенный аграрный вопрос;
- значительный рост социальных противоречий в российском обществе;
- длительная и неудачная война, обострившая все противоречия в российском обществе и значительно приблизившая революцию.
Февральская революция должна была решить важнейшие вопросы:
- кому будет принадлежать власть;
- кто будет распоряжаться землей;
- как долго будет продолжаться война и многие другие.
В 1917 г. в России сложилась ситуация, когда сразу несколько политических сил предложили свой вариант вывода страны из кризиса.
Выступления групп, представляющих различные альтернативы развития России в 1917 г. В ходе выступления остальные учащиеся заполняют сравнительную таблицу. Вариант заполнения представлен ниже.
Таблица: Альтернативы общественного развития России в начале XX в.
Временное правительство | Петросовет | Ген. Л.Г. Корнилов | Большевики | |
Вопрос о власти | Отложен до Учредительного собрания; конституционная монархия или республика. | Поддержка Временного правительства до созыва Учредительного собрания; республика. | Военная диктатура | Республика Советов рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов. |
Вопрос о земле | Отложен до созыва Учредительного собрания; предусматривалась частичная конфискация помещичьих земель за плату и передача их крестьянам за выкуп. | Отложен до созыва Учредительного собрания; предусматривалась конфискация всех помещичьих земель и передача их крестьянам по трудовой норме. | Отложен до созыва Учредительного собрания | Конфискация всех помещичьих земель и передача их крестьянам. |
Вопрос о мире. | Война до победного конца. Получение Черноморских проливов и ряда земель | Оборона Отечества, демократический мир без аннексий и контрибуций | Война до победного конца. | Мир любой ценой. |
Общий вывод по уроку:
Февральская революция открыла путь для демократического развития России. Но нежелание и неспособность Временного правительства решать насущные проблемы привели к дальнейшему углублению социальных противоречий в обществе. Демократия переродилась в военную диктатуру, на смену которой шли еще более жесткие тоталитарные режимы, диктатуры радикальных сил ― правой или левой. Но крайне правая диктатура ассоциировалась у народа с возвращением самодержавия и всех старых порядков. Именно поэтому попытка захватить власть генералом Корниловым встретила столь резкий отпор со стороны всех демократических сил и потерпела поражение.
Антинародная по сути политика Временного правительства, корниловский мятеж и углубление экономического кризиса способствовали усилению леворадикального лагеря, широкие народные массы вынужденно поддержали большевиков как единственную силу, реально действующую в условиях общего бездействия и анархии. Эти факторы, а также понятные и актуальные лозунги, гибкая политика обеспечили большевикам достаточно легкую и закономерную победу в октябре 1917 года.
Альтернатива октябрю 1917 г. была, но в силу ряда объективных и субъективных причин она не была реализована.