Альтернативы общественного развития России в начале ХХ в. Урок для 11-го класса

Разделы: История и обществознание


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Время урока: 2 учебных часа.

Цель: обобщить ранее полученные знания, определив альтернативы общественного развития России в начале XX в., и в ходе дискуссии выяснить причины их победы или поражения.

Задачи:

  1. Образовательные: формирование представления о многовариантности исторического развития; понимание причин краха различных альтернатив общественного развития в 1917 г.; выяснение причин победы леворадикальной альтернативы.
  2. Развивающие: продолжить формирование умений правильно вести дискуссию; аргументировать свою точку зрения; анализировать документы; анализировать причинно-следственные связи.
  3. Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе; продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; продолжить воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.

В начале изучения темы класс был разбит на 4 группы (см. приложение 2) в соответствии с альтернативами общественного развития, и каждая группа получила задание разработать ученические презентации, характеризующие определенную альтернативу. Трое учащихся группы получили задание подготовить и провести социологический опрос одноклассников и их родителей по следующим вопросам:

  • Считаете ли Вы февральскую революцию 1917 года закономерным итогом развития России;
  • Была ли закономерна Октябрьская революция 1917 г.;
  • Какой путь, революционный или эволюционный, кажется Вам более предпочтительным.

Результаты опроса также были представлены в виде небольшой ученической презентации.

Данная форма работы кажется мне наиболее предпочтительной при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций, позволяет учащимся приобретать навыки работы в коллективе и применять на практике полученные на уроках информатики знания и умения.

Эпиграф урока:

Важнейший урок всех революций: они приходят тогда, когда общество утрачивает надежду на эволюцию.

А.Д.Степанский.

Проблемное задание на урок:

Была ли альтернатива Октябрю 1917 г.?

Вопросы для фронтального опроса:

  • Причины Февральской революции;
  • Была ли Февральская революция неизбежной?;
  • Какие задачи должна была решить Февральская революция?;
  • Какие задачи она решила, а какие остались нерешенными?;
  • В чем своеобразие Февральской революции?;
  • На какие этапы можно разделить период межреволюционного развития России (с февраля по октябрь 1917 г.)?.

Вывод после фронтального опроса:

Россия в начале XX в. находилась в состоянии глубокого общенационального кризиса, из которого можно было выйти либо путем реформ, либо в результате революционной смены модели общественного развития. Нежелание царского правительства проводить необходимые реформы подтолкнули нашу страну на путь революционных преобразований.

Революция, совершившаяся в Феврале 1917 г., была неизбежной и вызвана следующими причинами:

  • политический кризис, выражавшийся в том, что у власти находилось самодержавие, не имевшее опоры в обществе и отказывающееся проводить реформы;
  • глубокий экономический кризис, поразивший все отрасли экономики, в основе которого лежали незавершенная индустриализация и нерешенный аграрный вопрос;
  • значительный рост социальных противоречий в российском обществе;
  • длительная и неудачная война, обострившая все противоречия в российском обществе и значительно приблизившая революцию.

Февральская революция должна была решить важнейшие вопросы:

  • кому будет принадлежать власть;
  • кто будет распоряжаться землей;
  • как долго будет продолжаться война и многие другие.

В 1917 г. в России сложилась ситуация, когда сразу несколько политических сил предложили свой вариант вывода страны из кризиса.

Выступления групп, представляющих различные альтернативы развития России в 1917 г. В ходе выступления остальные учащиеся заполняют сравнительную таблицу. Вариант заполнения представлен ниже.

Таблица: Альтернативы общественного развития России в начале XX в.

  Временное правительство Петросовет Ген. Л.Г. Корнилов Большевики
Вопрос о власти Отложен до Учредительного собрания; конституционная монархия или республика. Поддержка Временного правительства до созыва Учредительного собрания; республика. Военная диктатура Республика Советов рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов.
Вопрос о земле Отложен до созыва Учредительного собрания; предусматривалась частичная конфискация помещичьих земель за плату и передача их крестьянам за выкуп. Отложен до созыва Учредительного собрания; предусматривалась конфискация всех помещичьих земель и передача их крестьянам по трудовой норме. Отложен до созыва Учредительного собрания Конфискация всех помещичьих земель и передача их крестьянам.
Вопрос о мире. Война до победного конца. Получение Черноморских проливов и ряда земель Оборона Отечества, демократический мир без аннексий и контрибуций Война до победного конца. Мир любой ценой.

Общий вывод по уроку:

Февральская революция открыла путь для демократического развития России. Но нежелание и неспособность Временного правительства решать насущные проблемы привели к дальнейшему углублению социальных противоречий в обществе. Демократия переродилась в военную диктатуру, на смену которой шли еще более жесткие тоталитарные режимы, диктатуры радикальных сил правой или левой. Но крайне правая диктатура ассоциировалась у народа с возвращением самодержавия и всех старых порядков. Именно поэтому попытка захватить власть генералом Корниловым встретила столь резкий отпор со стороны всех демократических сил и потерпела поражение.

Антинародная по сути политика Временного правительства, корниловский мятеж и углубление экономического кризиса способствовали усилению леворадикального лагеря, широкие народные массы вынужденно поддержали большевиков как единственную силу, реально действующую в условиях общего бездействия и анархии. Эти факторы, а также понятные и актуальные лозунги, гибкая политика обеспечили большевикам достаточно легкую и закономерную победу в октябре 1917 года.

Альтернатива октябрю 1917 г. была, но в силу ряда объективных и субъективных причин она не была реализована.

Приложение 1 (Памятка - алгоритм выступления.)