Интегрированный урок (история + обществознание) "Влияние гражданской войны на цивилизационные процессы в России" (11-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели урока:

Образовательная:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся о событиях Гражданской войны в России;
  • выяснить последствия Гражданской войны в России, подвести учащихся к выводу о том, какие обстоятельства обусловили их;
  • актуализировать и дополнить знания учащихся об особенностях Российской цивилизации, охарактеризовать влияние Гражданской войны на дальнейшее развитие Российской цивилизации.

Воспитательная:

  • продолжить работу над развитием толерантности, способности сопереживать
  • воспитание неприятия тоталитаризма, террора, силовых методов решения проблем, уважения к демократическим ценностям;
  • дальнейшее развитие нравственных и коммуникативных качеств личности.

Развивающая:

Продолжить работу над развитием

  • учебно-информационных умений (работа с документом, текстом, обучение продуктивному чтению);
  • учебно-интеллектуальных умений (анализ, обобщение, перенос знаний в нестандартную ситуацию).

Технология урока: элементы технологии критического мышления.

Судьба России бесконечно дороже
судьбы классов и партий, доктрин и учений.

Н. А. Бердяев.

1 урок.

I. Вызов.

Удачным началом урока может стать обращение к высказыванию Георгия Петровича Федотова: “Ни один народ не выходит из революционной катастрофы таким, каким он вошел в нее”.

Вопросы к цитате:

  • Предположите, почему автор пришел к такому выводу?
  • Какие обстоятельства могли оказать такое серьезное влияние на российский народ? (ответы учащихся учитель собирает в “корзину” мнений).

Через две или три минуты учитель предлагает ученикам разделить ответы на две группы. С учетом этого ученики формулируют главные цели урока.

1. ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951), российский религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 года за рубежом, профессор Русского православного богословского института в Париже (до 1940 года), Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Один из основателей журнала “Новый град” (1931-39 гг.). В исследованиях и многочисленных эссе анализируется своеобразие русской культуры и истории, место России между Востоком и Западом, основные культурно-исторические типы русского человека (“Святые Древней Руси”, “Русское религиозное сознание”, т. 1-2, сборник статей “Лицо России” и др.).

II. Осмысление.

Выслушав ответы учеников, учитель обращает внимание на то, что в 1917 году в России разворачивается самая страшная, самая беспощадная, самая зверская война. Эту войну россияне вели друг с другом, брат с братом. Конечно, эта война изменила общество и человека.

Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир перековать.

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не один, тот против нас.
Нет безразличных, правда с нами”.

М. Волошин.

Далее логично перейти к комментированию мнения, которое обычно оказывается в “корзине” - жестокость, террор и репрессии. Кто первым развязал террор, установить невозможно, но фактов, что насилие стало нормой поведения, достаточно много.

Вопросы для обсуждения:

  • Назовите факты, иллюстрирующие широкомасштабный “красный” и “белый” террор (попутно в тетрадях составляется таблица).
“Красный” террор “Белый” террор
   
   
  • Почему оба лагеря прибегали к террору?

В ходе объяснения учитель может воспользоваться следующим документом.

“Белый террор носил оборонительный характер, т. е. При всей условности соблюдения юридических норм – карал именно действие, даже тогда, когда имел вид мести, сведения счётов, поэтому он и не мог выполнить функции предупреждения беспорядков; рука контрразведки, казалось, всегда и везде запаздывала.

Большевики благодаря пресловутому “классовому принципу”, а также в силу структурных особенностей большевизма, осуществляли не только карательный, но и опережающий террор, который уничтожал реальных и потенциальных противников режима и обладал к тому же сильнейшим устрашающим воздействием”.

А.И. Солженицын “Архипелаг ГУЛАГ”

Вопросы для обсуждения после чтения отрывка:

  • Чем, по мнению автора, отличался “красный” и “белый” террор?
  • Насколько корректна такая постановка вопроса?

Подводя учащихся к выводу о невозможности найти оправдание террору, организуется просмотр эпизода расстрела царской семьи 16-17 июля 1918 года из фильма Г. Панфилова “Романовы. Венценосная семья”.

Вопрос по фрагменту:

  • В чем смысл этой ужасной казни?
  • Чем опасен террор, возведенный в систему, ставший нормой?

Учитель говорит о таком страшном последствии Гражданской войны, как обесценивание человеческой жизни.

“Брали на мушку”, “ставили к стенке”,
“Списывали в расход”.
Так изменялись из года в год
Быта и речи оттенки.
“Хлопнуть”, “угробить”,
“Отправить на шлепку”,
“К Духонину в штаб”, “разменять”
Проще и хлеще нельзя передать нашу кровавую трепку.

М. Волошин.

Не случайно, человек, его чувства стали главной темой в литературе о Гражданской войне. Учитель называет произведения российских писателей.

Следующей смысловой единицей урока будет вопрос о цене Гражданской войны для России. Учитель предлагает назвать экономические, демографические, политические, социальный и духовные итоги войны.

III. Рефлексия.

В завершающей части урока можно предложить учащимся написать синквейн на тему “Гражданская война”.

2 урок.

I. Вызов.

На доске схема “Этапы развития российской цивилизации” (версия циклическая и модернизационная, см. Е. Н. Захарова. Методические рекомедации к изучению истории в 10 классе. Москва. Гуманитарный исследовательский центр “Владос”. 2001 г. Стр. 48.)

Вопрос по схеме:

  • Почему выделяются именно эти периоды? (Смута, начала ХХ века)
  • Как вы считаете, с каким периодом можно сравнить кризис начала ХХ века?

“Охота к разбойничьей и вольной жизни, которой охвачены сотни тысяч отбившихся, отвыкших от дому, от работы и всячески развращенных людей”.

(И.А. Бунин)

  • В чем вы видите различия?
  • Какие особенности России и русского национального характера способствовали победе большевиков?

II. Осмысление.

Обычно ученики говорят о готовности российского народа к подчинению, но учителю необходимо подчеркнуть, что это далеко не единственное объяснение.

Прием “пометки на полях”. Используется учителем для организации работы с текстом (тексты представлены в приложении).

Учащиеся подходят к выводу о росте маргинализации российского общества и духовных особенностях Российской цивилизации, способствующих победе большевиков. Для иллюстрации выводов могут быть использованы следующие высказывания:

“Принуждение есть средство для выработки прогрессивного человечества из человеческого материала буржуазной эпохи” (Н. И. Бухарин).

“Как под распятием, так и под серпом и молотом, Россия – все еще “Святая Русь”, а Москва – все еще “третий Рим” (А. Тойнби).

В ходе гражданской войны началось формирование модели созидателя нового мира. Его называли по-разному:

  • “индустриальный человек”;
  • научно-организованный человек (НОЧ);
  • усовершенствованный коммунистический человек (ускомчел)
  • “человек-винтик” (И. В. Сталин).

Факторы, оказавшие влияние на становление советского человека.

Сегодня мы очень нуждаемся в исследованиях, описывающих социально-психологические механизмы, посредством которых неразвитое общественное сознание перерабатывает радикальные идеи. Но в основе “казарменного социализма” лежат особенности российской цивилизации и последствия гражданской войны. Конечно же, не все люди безропотно соглашались тоталитарному государству, поэтому репрессии продолжались и далее. Возник скрытый конфликт между обществом и властью.

III. Рефлексия.

1. Учитель предлагает учащимся смоделировать ситуацию в период конфликта, определить их чувства, тревоги, опасения. От лица участников конфликта необходимо составить “Я – высказывание”, пользуясь схемой:

“Когда…” (событие, суть дела, объективное описание произошедшего), “я чувствую…” (что ощущаете – обиду, беспомощность, униженность, злость, непонимание…., чего хочется….).

2. “Мозговой штурм”. Найдите варианты разрешения конфликта. Обсудите их с точки зрения достаточности, реальности, справедливости, соответствия интересам отдельных сторон и позитивным интересам общества в целом.

Приложение 1

Приложение 2