Цели:
- Дать представление о причинах и начале революции 1905-1907 годов;
- Продолжить формирование способностей учащихся анализировать исторические документы.
Оборудование:
- карта “Революция 1905-1907 годов”,
- видеоаппаратура для показа видеофильма,
- разноцветные маркеры.
План урока:
- “Новый курс” Святополк Мирского.
- Георгий Гапон.
- Кровавое воскресенье.
I. Проверка домашнего задания.
Для проверки знаний по теме “Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции” классу выдаются разно уровневые задания на карточках:
Карточка № 1.
Какие из перечисленных ниже требований выдвигали либеральные партии?
Сохранение самодержавия, социализация земли, всеобщее избирательное право, парламентский строй, установление диктатуры пролетариата, конституционная монархия, дарование гражданских прав и свобод, захват власти, право наций на самоопределение, установление республики, прийти к власти мирным путём.
Карточка № 2.
Какие из перечисленных ниже требований выдвигали революционные партии?
Сохранение самодержавия, социализация земли, всеобщее избирательное право, парламентский строй, установление диктатуры пролетариата, конституционная монархия, дарование гражданских прав и свобод, захват власти, право наций на самоопределение, установление республики, прийти к власти мирным путём.
Карточка № 3.
Используя ниже приведённые слова составьте рассказ.
Кризис промышленности, безысходное положение деревни, резкое обострение социальных и политических противоречий, революционное брожение, народное движение, оппозиция, подполье, небывалые ранее масштабы, опасные для самодержавия.
Те учащиеся, которые болели на предыдущих уроках, получают другое задание:
- Составить ребус “Зубатов”
- Составить ребус “Порт-Артур”
- Составить синквейн “Русско-японская война”.
II. Изучение нового материала.
“Мозговой штурм” – Тема урока записана на доске. На какие вопросы мы должны ответить, исходя из темы урока.
Ответы учащихся записываются на доске, ставя таким образом цели для данного урока. На эти вопросы мы должны будем ответить в конце (таким образом учащиеся сами ставят перед собой цели урока).
Например: что произошло, кто принимал участие, почему они приняли участие, к чему привело всё это.
У любого события, как мы знаем, есть обязательно причины. Просмотрев отрывок документального фильма “Русская революция”, ответьте на вопрос: Какие слои населения и чем были недовольны накануне 1905 года? (5-7 минут).
После просмотра на доске из ответов учащихся делаются записи:
- Нерешённость аграрного вопроса
- Ухудшение рабочего вопроса
- Нерешенность национального вопроса
- Нежелание и неспособность самодержавия решать вопросы
- Поражение в русско-японской войне
Зачитывается синквейн “Русско-японская война”.
Разгадайте зашифрованное сражение этой войны – показывается ребус “Порт-Артур”.
Всё что написано на доске – это что? (причины).
Эта наша запись ответила на какие ранее поставленные вопросы? (возвращаемся к “мозговому штурму” – кто и почему).
1. “Новый курс” Святополк Мирского.
Одно из самых сложных положений было у министра внутренних дел . Какую же политику проводил человек, занимавший этот пост?
Прослушав сообщение “Новый курс Святополк Мирского” 3 человек составляют по сообщению 2 вопроса; 3 человека – находят в сообщении понятия и дают их определения; остальные составляют по сообщению в тетради опорный конспект.
Проверка вопросов, определений, опорных конспектов.
2. Георгий Гапон.
Непосредственный толчок началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона.
Прослушав сообщение ученика, составьте в тетради синквейн “Георгий Гапон”.
3. Кровавое воскресенье.
9 января Георгий Гапон организовал шествие к Зимнему дворцу. Рабочие шли к царь с петицией.
Какие же требования они выдвигали? Работа с документом: зачитываем по одному требованию и отвечаем на вопрос – это экономическое требование или политическое? В конце работы с документом – каких требований было больше: экономических или политических?
I. Меры против нищеты народной:
- Передача земли народу и отмена выкупных платежей; дешёвый кредит.
- Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным налогом.
- Исполнение заказов военного и морского ведомств должно быть в России, а не за границей.
- Прекращение войны по воле народа.
II. Меры против невежества и бесправия русского народа:
- Немедленное возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
- Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, собраний, совести в деле религии.
- Всеобщее и обязательное народное образование за государственный счёт.
- Ответственность министров перед народом и гарантия законности управления.
- Равенство перед законом всех без исключения.
- Отделение церкви от государства.
III. Меры против гнёта капитала над трудом:
- Отмена института фабричных инспекторов.
- Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как по постановлению этой комиссии.
- Свобода потребительно – производительных и профессиональных союзов немедленно.
- 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.
- Свобода борьбы труда с капиталом немедленно.
- Нормальная рабочая плата немедленно.
- Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроектов о государственном страховании немедленно.
Что же произошло у Зимнего дворца? По ходу сообщения учащегося “Кровавое воскресенье” составьте ребус в тетради и 1 человек на доске.
III. Закрепление.
Просмотрев отрывок из документального фильма “Русская революция” (3-4 минуты) ответьте на вопросы, поставленные нами в начале урока.
Домашнее задание:
“3” – прочитать §10 , ответить на вопросы 1, 2.
“4” – прочитать §10, написать сочинение-воспоминание от имени участника Кровавого воскресенья.
“5” – сравнить реформы деда и внука – Александра II и Николая II, заполнив таблицу
Вопросы для сравнения | 1861 г. | 1905 г. |
Примеры народных выступлений | ||
Реакция общества на реформы | ||
Укрепилась или ослабла власть царя? | ||
Оценка событий исследователем: революция, революционная ситуация или реформы “сверху”? |
Рис 1
Рис 2
Рис 3
Рис 4
Рис 5
Рис 6
Рис 7