Цели:
- раскрытие знаний по истории дневного мира,
- стимулирование интереса учащихся к истории,
- развитие творческих способностей,
- воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности.
Оборудование:
- корзина,
- черепки,
- перья с написанными на них крылатыми выражениями, яблоки с анаграммами.
- изображение ионической и дорической колонн,
- клубок ниток,
- гиря,
- лук,
- маска,
- трезубец,
- кости с написанными на них датами,
- костюмы немейского льва,
- стимфалийской птицы, Авгия, Гиды, амазонки, Цербера.
Учитель: Представьте себе, что мы в Марафоне. Нас 2 отряда. Надо выиграть сражение и доставить весть о победе в Афины. Но сражаться мы будем в пути, и наше оружие – знания.
Оценивать ход сражения будет ареопаг. Некоторые ответы вы будете писать на глиняных черепках и бросать в корзину. А высший суд потом подведет итоги. Давайте разыграем, у кого будут белые черепки, а у кого черные.
А теперь первый вопрос. Ответ пишите на черепках.
Первый вопрос: Какое расстояние нам предстоит преодолеть?
Учитель: Итак, побежали. На пути нам встретиться много преград и препятствий. Дорога идет по горным ущельям, а в горах – пещеры, в которых обитают чудовища. За каждым камнем поджидают опасности. И вот за первым поворотом мы встречаем Льва.
Лев: Я немейский лев. Уже давно скрываюсь в горах от Геракла и поэтому не знаю, что происходит на белом свете. Объясните мне.
- Слышал я, что пришел в Грецию из-за моря безумный человек, который приказал высечь море. (ответ: царь персов Ксеркс)
- Птицы, пролетая, щебетали, что одна женщина была так ленива, что за три года не смогла соткать ковер. (Ответ: Пенелопа)
- Говорят, будто греческие воины семь дней сторожили какие-то холмы. (ответ: да, перед Марафонской битвой)
- Слышал, где то родители хвалят детей за воровство. (ответ: в Спарте)
- Не верю, что олимпийский венок судьи присудили человеку, который падает на ровном месте. (Ответ: да, Милону)
- Кто тот недостойный царь, что бросил свою семью, армию и бежал с поля боя? (Ответ: Дарий III).
Второй вопрос (ответ пишется на черепках): Не знаю, правда ли, что кто-то придумал законы, которые были написаны не чернилами, а кровью? (Ответ: Драконт)
Учитель: Идем дальше. Но что мы слышим? Это раздается лязг крыльев стимфалийских птиц.
Стимфалийская птица: Я стимфалийская птица с медным клювом и перьями. Из моих перьев вырос непроходимый лес. Если сумеете объяснить крылаты выражения, написанные на перьях, пройдете дальше.
Троянский конь (Тайный, коварный замысел)
Нить Ариадны. (Путеводная нить)
Перейти Рубикон (Принять решение)
Авгиевы конюшни. (Грязь, запущенность)
Ахиллесова пята (Уязвимые места)
Пиррова победа (Сомнительная победа)
Третий вопрос (ответ пишите на черепках)
Птицы однажды сыграли немалую роль в истории. Что это за птицы? (Ответ: гуси)
Учитель: В путь! Мы попали в пустой сад. Давайте, сделаем привал, а заодно и подкрепимся. Смотрите, какие прекрасные яблони, а яблоки необычные, со странными знаками. Это анаграммы. Яблоко нельзя укусить, не отгадав имени исторической личности.
- ОКЛЕМИФСТ (Фемистокл)
- НАБЛИНГА (Ганнибал)
- ТАИЛЬМИД (Мильтиад)
- КЛИРЕП (Перикл)
- СОФЕДМЕН ( Демосфен)
- СИЦОПИН (Сципион)
Четвертый вопрос (ответ пишем на черепках)
ТЕЛКОПИЛ (Поликлет)
Учитель: Наше путешествие продолжается. Что это? Какие-то архитектурные сооружения.
Авгий: Нет, ошибается, это конюшни, а не храмы и портики. Вы попали в царство Авгия. Дорога через мою страну идет по узенькой тропинке и только через конюшни. Конюшню с ионическими колоннами Геракл уже вычистил, а конюшню с дорическими – забыл. Кто из вас определяет, где чистая конюшня, тот пройдет. Кто не угадает, тот и будет чистить конюшню.
(По изображениям колонн определяет ионическую)
Учитель: Дорога ждет нас. НО погода испортилась. Видимо, Зевс разгневался и мечет в нас молнии. Идти трудно. Что за контора? Табличка “гидрометцентр”.
Гидра: Я лернейская Гидра и управляю погодой. Попробуйте меня умилостивить. Я очень люблю мифы, но часто забываю, чем все заканчивается. Сумеете досказать миф, погода будет хорошей.
- В Афинах горе: семь юношей и семь девушек плывут на остров на верную гибель… (Ответ: Тесей убил Минотавра и спас юношей и девушек)
- Строитель запутанного дворца решил вместе с сыном бежать с острова… (ответ: сын Дедала Икар подлетел близко к солнцу и погиб).
- Дядя приказал бросить в реку своих племянников-близнецов… (Ответ: Ромулан Рэма спасла волчица, они построили Рим)
- Решил бог выдать замуж прекрасную девушку за страшного царя темного царства… (Ответ: Персефона две трети года стала жить на земле, а одну треть- у мужа Аида)
- Получеловек-полузмей Кекроп основал в Аттике город на высоком холме с обрывистыми склонами (Ответ: Покровительницей города стала Афина)
- Зевс решил истребить весь род человеческий. И только внук богини Земли спас несчастных от гибели… (Ответ: Прометей был прикован к скале, но потом освобожден)
Учитель: Еще одно препятствие преодолено. Движемся дальше. О, какая прекрасная дама!
Амазонка: Я амазонка Ипполита. На нашем острове побывало много путешественников, и все они оставляли подарки. Много вещей накопилось. Устроим аукцион. Вещь покупает тот, кто угадает, кому она принадлежала.
Клубок ниток (Ариадна)
Лук (Одиссей)
Маска (Театральный актер)
Гири (Прыгун в длину)
Пятый вопрос (Ответ пишите на черепках): Чьи это вилы? (Ответ: Трезубец Посейдона).
Учитель: Перед нами Афины. А под стенами города кто-то сидит.
Цербер: Я Цербер, сторожу ворота города. Кто назовет событие по дате, тот пройдет. Не сможете – будете съедены. Я сегодня еще не обедал.
(Ребята угадывают события по датам, написанные на костях)
74 г. до н.э. (Восстание Спартака)
146 г. до н.э. (Разрушение Карфагена)
753 г. до н.э. (Основание Рима)
480 г. до н.э. (Саламанская битва)
490 г. до н.э. (Марафонская битва)
776 г. до н.э. (Первые Олимпийские игры)
Учитель: Путь свободен! Но прежде чем войти в город, надо построиться парами. Найдите себе пару из своего мифа.
Елена-Парис. Зевс-Прометей. Одиссей-Пенелопа. Афина-Посейдон. Икар-Дедал. Эгей-Тесей. Рэм-Ромул. Деметра-Персефона.
Учитель: Скорее на агору. Взбегаем на площадь под шум толпы. Афиняне, мы принесли вам добрую весть о победе. Она в этой корзине.
Пусть ареопаг подсчитает и скажет, кто победил в интеллектуальном сражении. А пока посмотрите театральное представление, которое мы приготовили для афинян.
(Ребята показывают инсценировки мифов)
Подведение итогов. Возложение лавровых венков на головы победившей команды.