Цели урока:
- познакомить учащихся с основами семейного права;
- рассмотреть проблемы, возникающие в семье;
- обсудить обязанности и ответственность, которые налагает на человека семья;
- способствовать формированию ответственного отношения к семье;
- учить ребят вести дискуссию, отстаивать свое мнение.
Тип урока: комбинированный урок с элементами игры.
Понятия для усвоения: брак, права и обязанности родителей и детей, права и обязанности супругов, Семейный кодекс РФ, условия и порядок заключения брака.
Подготовительная работа к уроку. Учащимся предлагаются вопросы, на которые должны ответить они сами, их родители, или обсудить их всей семьей. Один из учащихся выступает в роли консультанта-работника ЗАГСа.
План урока:
- Сообщение темы и цели урока.
- Вступительная беседа. Факты из истории Семейного права.
- Что такое семья и каково ее влияние на общество?
- Что такое брак и каковы условия вступления в него?
- Права и обязанности супругов.
- Причины расторжения брака.
- Права и обязанности родителей и детей.
Вступительная беседа:
1 марта 1996 г введен в действие новый Семейный кодекс, который наряду с Конституцией и Гражданским кодексом РФ, Конференцией о правах ребенка – является основным источником семейного права.
Семейному праву много столетий. Сегодня мы с вами познакомимся с отдельными фактами из его истории.
Сообщения учащихся:
- Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака : похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно.
- С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введение в ХIв, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью.
- Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.
- Реформы Петра! положили начало новому периоду в развитии семейного права. Решающие значение стало предаваться добровольности вступления в брак. Родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку.
- С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится не возможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.
- Место жительства супругов определялось по месту жительства мужа. С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество , которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев.
- После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства. 18 декабря 1917 г вышел декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласи будущих супругов. 19 декабря 1917 года был принят декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в введение местных судов.
- Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Целями семейного законодательства признаются укрепление семьи, недопустимость произвольного вмешательства в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и др.
Итак, вы прослушали историю возникновения семейного права. Назовите, какие традиции сохранились до нашего времени? (церковное венчание, добровольное вступление в брак)
Я- семья
Во мне как в спектре живут семь «я»
Невыносимых как семь зверей,
А самый синий свистит в свирель,
А весной мне снится, что –я восьмой.
Я воспроизвела здесь стихотворение Андрея Вознесенского «Автоотступление»: Есть в этом образе поэтический образ, который мне очень важен и дорог: «Я - семья» - утверждает Вознесенский, имея ввиду свою многоликость, неоднозначность.
Мне же показалось, возможным соотнести этот образ с темой нашего разговора: ведь в семье каждый из нас имеет несколько воплощений, исполняет несколько ролей, по сути отличающихся друг от друга. Я – дочь (сын), внучка (внук), сестра (брат), жена (муж), мать (отец), невестка (зять), теща (свекровь), бабушка (дедушка). Вот сколько важных ролей, достается на нашу долю, а в связях с дальней родней- итого больше.
«Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего большим делом, имеющим государственное значение»- писал выдающийся советский педагог, автор знаменитой «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко.
В конце урока вы должны будете высказать свое мнение по поводу двух суждений Антона Семеновича «Семья приносит счастье» и «Семья является государственным делом»
- Согласны ли вы с ним? Как они сочетаются в одной мысли автора?
- Кроме того, с помощью примеров попытайтесь доказать свою точку зрения.
- Что такое семья?
Взрослые и дети.
Вопрос родителям.
- Изменились ли вы с тех пор, как стали родителями?
- Что не изменилось?
- Что появилось нового в вашем характере?
- Какой момент в вашей жизни был самым счастливым?
Закончите следующие предложения:
«Кто не научился уважать своих родителей, тот ….»
«Кто балует своих детей, тот …»
Должно ли быть в семье много детей? (выберите ответ, который кажется вам правильным, свой выбор объясните)
- Нет, потому что дети мешают жить в свое удовольствие.
- Нет, потому что много детей трудно воспитывать.
- Да, при условии, что государство оказывает такой семье материальную помощь.
- Да, потому что чем больше детей, тем больше в доме радости и счастья.
Воспитание в семье.
Ваши родители воспитывают вас также, как в свое время их воспитывали родители или по- другому?
- Объясните свою точку зрения.
Семейные торжества.
- Что такое семейное торжество?
- Вы можете устроить вечеринку в любое время?
- Может ли она считаться семейным торжеством?
Правила в семье.
Составьте семейный кодекс, который бы способствовал выполнению каждым членом семьи своих обязанностей, не вызывая раздражения (вопрос всей семье)
Конфликты в семье.
- Конфликты бывают в каждой семье. Как их избежать?
Посмотрите сценку:
Этот разговор произошел в школьном коридоре после уроков.
НАТАША: Что случилось? На тебе лица нет!
ОКСАНА: Мне опротивело все в этом доме! Родители с их вечными моралями и причитаниями, обеды по воскресеньям, их знакомые со своими детьми, горы посуды вечером. Они за меня все уже решили- куда поступать, с кем дружить, что носить . Папина сестра тетя Ира, лучше меня знает, как мне жить.. Какой ей вообще дело ? Маме почему то не нравится никто из моих друзей. Я прекрасно понимаю ее намеки насчет Кирилла! Каждого своего знакомого я должна приводить к ним на «комиссию». Если бы ты знала, как мне надоели их допросы! У меня ведь своя жизнь.
НАТАША: Родителей не выбирают.
ОКСАНА: Брось! Твои предки тебе слова поперек не скажут. Делай, что хочешь- никто тебе не указ. Когда, кстати ты вчера вернулась?
НАТАША: Кому какое дело, когда я вернулась? Приходишь домой, будто и нет никого дома. Никто даже «привет» не скажет! Мама вся в своих проблемах, отец от газеты не оторвется. Я с твоей мамой больше, чем со своей разговариваю.
- Что случилось с Оксаной?
- Кто прав в этой ситуации?
- Почему даже взрослея, мы все еще сильно нуждаемся в присутствии родителей, в их заботе, совете, участии?
- Что вы могли предложить родителям для разрешения этой проблемы?
- Чем любовь родителей отличается от других типов любви?
Как вы считаете, почему бывают несчастные семьи?
- Нет согласия.
- Плохо понимают чувства другого.
- Часто чувствуют себя нелюбимыми.
- Редко делают комплименты друг другу.
Что необходимо для счастья семьи?
- понимание друг друга.
- нормальная интимная жизнь.
- наличие дома.
- признание в любви. («женщина любит ушами»)
Вывод: Итак, чтобы семья была счастливой нужно понимание друг друга, и обязательно любовь к друг другу. Что такое брак и каковы условия вступления в него? (Основополагающим правовым актом, регулирующим семейные отношения, является Кодекс о браке и семье.)
Ответь на следующие вопросы:
- Почему люди женятся?
- Почему люди остаются холостыми?
- Брак – общественное или личное дело каждого?
- Считаете ли вы, что люди должны знать друг друга несколько лет, прежде чем создать семью или вы думаете, что для этого достаточно и кратковременного знакомства?
- Что вы думаете о ранних браках? Проблема нынешнего времени?
- Как вы считаете? сначала –любовь, потом – брак. Сначала – брак, потом – любовь.
В РФ число супружеских пар, удовлетворенных браком, довольно высоко (79%). Однако 2% молодых супругов браком не удовлетворены. Причем в случаях совместного проживания со старшим поколением неудовлетворенность браком и желание его расторгнуть в два раза выше, чем в случае раздельного проживания.
42 % молодых считают, что хотя родители, помогают им решать многие семейные проблемы, но в то же время их вмешательство создает конфликтные ситуации в семье.
Вывод: Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимосогласии и любви.
В настоящее время мы все чаще слышим о брачном договоре. Что же это такое?
Консультант (работник ЗАГСА)
Брачный договор заключается между супругами. В нем оговариваются права и обязанности супругов (в том числе и имущественные), условия расторжения брака, особенности воспитания детей и т.д.
Вопрос – семьям.
Невесте и жениху предложили заключить брачный договор.
- Как вы отнесетесь к такому предложению? Что бы вы в первую очередь указали в брачном договоре?
- Аргументируйте свое мнение.
Права и обязанности супругов.
- Заполните таблицу «Кто в семье должен выполнять каждую из приведенных обязанностей»
- Напишите права супругов.
Права и обязанности родителей и детей
- Напишите права и обязанности родителей и детей.
- Назовите их.
Причины расторжения браков.
- Почему люди разводятся?
- Кто больше страдает от разводов – родители или дети?
- Может ли развод быть безболезненным?
- Сознаете ли вы, что от вашего отношения к родителям зависит их любовь и крепость брака?
- Докажите свою точку зрения.
Тесты по вариантам: «Семейное право»
Подведение итогов урок.
«Семья приносит счастье» и она является государственным делом.
Каково ваше отношение к этим высказываниям? С помощью примеров докажите свою точку зрения.