Цель урока:
Показать неизбежность внутренней трансформации жизни традиционного общества под влиянием активного проникновения западных стран;
Задачи:
- раскрыть причины и критерии успешной модернизации традиционных основ жизни общества в Японии, роль власти в этом процессе;
- способствовать осмыслению истоков современного могущества Японии, разрушивших традиционные представления о Японии.
- воспитывать у учащихся толерантность и уважение к культуре другой страны.
Ход урока:
- Организационный момент
- Оглашение темы и проблемы урока;
- тема: Модернизация Японии
- проблема: модернизация Японии это историческая необходимость или случайность?
- Ознакомление учащихся с заданием на закрепление (каждому выдается рабочий лист).
- В течение всего урока учащиеся должны заполнять текст с пропусками, проверка правильности заполнения проводится в конце урока.
1. МОДЕРНИЗАЦИЯ ЯПОНИИ (рабочий лист)
С XVII века Япония оставалась страной закрытой для европейцев, только…………….имели право торговать с жителями страны Восходящего солнца, да и то только в 1 порту, Нагасаки.В ………… году ………………….. под давлением вооруженных сил вынудили правительство сёгуна открыть страну. По договору “…………………..” Япония открыла для американцев 2 порта ………………..и Нагасаки. Вслед за США в Японию допустили и европейские страны. В середине 1860-х годов в результате мощного народного движения власть …………….. была свергнута, во главе государства встал император ……………………… Придя к власти он начал проводить социально-экономические реформы. Девизом проводимых преобразований стало выражение “……………………………………………...” В результате …………………. реформы была установлена ……………………………………………… на землю. Очень важной стала ……………………………….реформа, которая уничтожила власть князей. Военная реформа ………….. года вводила в Японии ……………………………………………….. повинность. В результате этих преобразований очень быстро начала развиваться экономика Японии, создавалось множество промышленных предприятий. В конце XIX века были основаны такие промышленные гиганты как “Мицубиси” и “………………….”. Все это позволило Японии в ХХ веке на равных бороться с европейскими государствами за господство в Азии.
2. Введение понятия “Модернизация”
- что такое модернизация?
СЛАЙД 1 (тема и понятие)
История Японии середины XIX –начало ХХ веков насыщена важными событиями. Они связаны с вступлением Японии на капиталистический путь развития. В истории Японии этого периода много общего со странами Европы и США. В то же время Япония имела специфические черты, которые были связаны с её географическим положением и историческим развитием. Но до середины XIX века Япония сохранила патриархальность.
- назовите географические особенности Японии;
- какие исторические особенности в развитии Японии вы можете назвать?
- какие страны Востока имели сходные черты (патриархальность, закрытость)
- каково было политическое положение стран Востока (например, Китай)
СЛАЙД 2 (самурай)
3. Традиционная Япония
Сообщение ученика
Традиции Японии сохранились и поныне, часто бывает и так, что, услышав всего одно слово, мы можем догадаться, о какой стране идет речь. Назовите, пожалуйста, одно слово, которое бы характеризовало Японию.
СЛАЙД 3 (вопрос)
Дети называют слова, затем можно предложить им набор таких слов, чтобы они проверили себя или дополнили свои знания.
СЛАЙД 4 (набор слов)
4. Революция Мэйдзи – начало “Просвещенного правления”
СЛАЙД 5 (портрет)
Господство феодальных отношений не давало возможности стране развиваться, оно сдерживало развитие производительных сил. Начиная с XVII века, в Японии установилась своеобразная форма правления феодальной аристократии, получившая название сёгунат. Правительство сёгунов династии Токугава опиралось на военную силу самураев и армии. В 20-30-х годах XIX века в Японии начинает формироваться буржуазно – помещичий блок, но прогресс тормозился феодальными пережитками. В стране начинает разворачиваться антисёгунское движение, к которому примкнули крестьяне и городские низы. Одновременно с этим страны Запада требовали открытия Японии и оказывали помощь мятежникам. В 1867 году власть сёгуна была свергнута и верховная власть перешла к императору, им стал 16 летний монарх – Муцухито, которого позднее стали называть Мэйдзи, а правление его назвали “Просвещенным”.
Сообщение ученика (император Муцухито)
СЛАЙД 6 (реформы)
Перед новым императором стояла сложная задача: провести реформы (модернизацию) по западному образцу и не потерять свои традиции и самостоятельность. Первой была проведена аграрная реформа, затем административная, в 1872 году настала очередь военной реформы, в 1889 году реформа государственного управления.
учебник п.25, стр. 240
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Выписать мероприятия, которые были проведены в рамках аграрной, военной и административной реформ.
Проверка выполненной работы.
Финансовая реформа – введение единой денежной единицы;
Государственного управления – введение оплачиваемых должностей, причем претендент на должность должен был сдать экзамен на соответствие данной должности (ранее все государственные должности передавались по наследству).
СЛАЙД 7 (вопрос)
Учащиеся предлагают варианты реформ
- Какие реформы проводились в странах, которые мы с вами изучили?
- Какие реформы нужны для развития промышленности, социального развития страны, торговли и т.д.
5. Закрепление.
В начале урока учащимся было предложено по мере объяснения нового материала вписывать недостающие слова в представленный текст, для окончательного заполнения текста предоставляется 3-5 минут и начинается самопроверка.
СЛАЙД 8 (текст)
6. Подведение итогов
- Учащиеся выставляют себе баллы за работу и сдают рабочие листы с выполненным заданием. СЛАЙД 9 (вопрос)
- Учащиеся высказывают свои предположения по поставленной проблеме.
- Выставление оценок, домашнее задание.
Д/з. п. 25