Главное богатство и мощь государства не в казне и в казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении. П.А.Столыпин
Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о реформах П.А.Столыпина как об определенной трансформации революции “снизу” в революцию “сверху”. Уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства. Уяснить причины, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.
- Развивать навыки и умения анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером.
- Воспитывать уважение к личности П.А.Столыпина, как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интерес к отечественной истории, родному краю.
Оборудование:
- Портрет П.А.Столыпина.
- Плакат “Основные мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина”.
- Раздаточный материал по компьютерным лекциям.
- Карта “Российская империя в конце Х1Х – начале ХХ вв.”.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России ХХ - начало ХХ1 века. М.: Просвещение. 2004.
- Компьютерный учебник. История России. ХХ век. М.: “Клио Софт”. 2002.
План урока:
- Альтернативы общественного развития России в 1906 году.
- Личность П.А.Столыпина.
- Правительственная программа П.А.Столыпина.
- Суть аграрной реформы.
- Итоги столыпинской аграрной реформы.
Ход урока
Учитель: Тема нашего урока “Реформы Столыпина: “тихая революция”. То есть сегодня мы рассмотрим с вами вопрос о решении одного из самых острых вопросов России начала ХХ века – аграрного вопроса.
Итак, 1906 год Россия встретила на распутье: шел второй год революции. У России существовала возможность развития событий в этот период по трем направлениям. Откройте учебник – параграф 8, познакомьтесь, пожалуйста, с пунктом 1 и выясните, по каким направлениям могла развиваться история России.
Учащиеся работают с учебником и выявляют три возможных направления развития событий в России, затем в результате беседы на доске оформляется схема “Альтернативы общественного развития России в 1906 году”.
Вопросы для беседы:
- Какой путь был предпочтительнее для России в создавшихся условиях 1906 года?
- Какие реформы необходимо было провести в стране?
Учитель: Проводником данных реформ стал Председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин (обращается внимание учащихся на портрет П.А.Столыпина (Приложение 1). Давайте познакомимся с этим государственным деятелем, нашим знаменитым земляком.
Учащийся рассказывает краткую биографию П.А.Столыпина (Приложение 2).
Учитель: Какие же реформы предлагал провести Столыпин, разрабатывая правительственную программу действий? Давайте прослушаем отрывок из компьютерной лекции “Успокоение и реформы”. Во время прослушивания вы должны сделать необходимые записи о предложениях Столыпина, а также, чтобы принять участие в игре “Чистая доска”.
Прослушивается компьютерная лекция по
учебнику “История России. ХХ век. М.: “Клио
Софт” - “Успокоение и реформы” (Приложение
3). После прослушивания лекции организуется
игра “Чистая доска” (Приложение 4)
с учащимися по вопросам:
Учитель: Как мы выяснили, важной частью своей программы Столыпин считал аграрную. Давайте прослушаем лекцию о его предложениях в рамках этой реформы.
Прослушивается компьютерная лекция по учебнику “История России. ХХ век. М.: “Клио Софт” - “Разрушение общины” (Приложение 5), в ходе которой учащиеся делают необходимые записи. После прослушивания лекции организуется беседа с учащимися по вопросам и работа с плакатом “Основные мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина” (Приложение 6):
- Какие по аграрной реформе предполагалось образовать типы крестьянских хозяйств? (Отруб, хутор).
- Объясните, что означают термины “отруб”, “хутор”?
- Каковы были цели аграрной реформы?
После беседы и работы с плакатом “Основные мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина” учащиеся делают записи в тетрадях о целях аграрной реформы Столыпина:
- Крестьян, рассредоточенных по хуторам, занятых своими хозяйствами, будет труднее поднять на бунт.
- Создание широкого слоя мелких буржуазных собственников.
- Стремление отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.
- Продолжение модернизации страны.
Учитель: Итак, мы познакомились с одной из прогрессивных реформ начала ХХ века – аграрной. Каковы же были итоги столыпинской аграрной реформы?
Прослушивается компьютерная лекция “Итоги столыпинской аграрной реформы” (Приложение 7). На основе прослушанной лекции учащиеся заполняют таблицу “Цели и итоги реформы П.А.Столыпина” (Приложение 8).
Домашнее задание: параграф 8.