Разработка конкурсного урока по обществознанию на тему "Свобода — неоспоримая ценность"

Разделы: История и обществознание


В курсе обществознания есть темы, которые не только предполагают высокий уровень активности учащихся, но и позволяют расширять поле положительной мотивации учебной деятельности через использование личного социального опыта ученика. Дать возможность каждому внести свой вклад в решение задач урока, высказать свою точку зрения на одну из самых волнующих старшеклассников тем позволяет урок, построенный на основе использования технологии модульного обучения. Это обеспечивает высокий уровень индивидуализации, поскольку проблемы, поднимаемые на уроке, требуют глубокого личностного осмысления и переживания ситуации каждым учеником. Смена видов деятельности дает возможность поддерживать активность в течение всего урока. На уроке каждый ученик может высказать свое мнение, дать свою оценку проблемы в ходе групповой работы или фронтальной беседы.

Нравственная проблематика урока исключает монолог, открывает путь самостоятельного личностного самоопределения старшеклассников. Методы, используемые на уроке, создают пространство для апробации собственной модели поведения и ее оценки.

Все это является важнейшим источником саморазвития личности.

Свобода – ценность или груз?
Пусть каждый сам решит сегодня,
Куда стремлюсь, чего страшусь?
Смогу ли быть ее достойным?
Где мне найти ключи от двери,
Той, что к свободе приведет?
В поводырей уже не верю,
Свободу каждый сам найдет.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • создать условия для усвоения учащимися системы теоретических знаний по теме, привлекая их собственный социальный опыт, направляя их на самостоятельное определение ценности этого явления для отдельного индивида и для общества, путей достижения абсолютной свободы и отношение к ней;
    • способствовать пониманию связи между свободой и ответственностью, свободой и самоограничением как важнейших условий достижения свободы.
  • Развивающие:
    • формировать основы базовых социальных компетенций: сотрудничество, коммуникация, самостоятельный поиск информации и ее оценка на основе развития умений спорить, аргументировано доказывать свою точку зрения, оценивать свои собственные социальные возможности для выработки собственной модели социального поведения, способствующей успешной адаптации в социуме.
  • Воспитательные:
    • моделировать ситуации, в которых происходит осмысление значимости решаемых проблем для собственного личностного роста, формируются ценностные отношения ученика к окружающему миру и к людям;
    • создавать условия для введения этих ценностей в индивидуальную модель поведения и формирования социально зрелой личности.

Организация учебного процесса:

  • Исследование проблем, связанных с пониманием смысла категории «свобода», ее ценности и путей достижения
  • Методы и формы деятельности учащихся: проблемно-поисковая, дискуссионная и рефлексивная деятельность.
  • Методы и формы работы учителя: совместная с учениками деятельность в области целеполагания, планирования, анализа; участие в дискуссии.

Урок состоит из нескольких блоков – этапов, в ходе прохождения которых ученики решают задачи индивидуально, в группах, подводя итоги в форме обсуждения, оценивая работу на каждом этапе.

Оборудование: доска, на которой в начале урока написаны слова

Тема?
Что знаю?
Почему изучаю?
Что узнал?

Подводя итог урока, учитель предлагает дополнить информацию, появившуюся на доске после решения задач вводного блока.

Данные опроса:

Я не свободен – 6
Я свободен в выборе друзей, развлечений, манеры одеваться и т.д. – 9
Я не свободен, т.к. меня содержат родители – 12
Я свободен в суждениях – 2

На столах: задания для самостоятельной индивидуальной работы (рабочий лист № 3) задания для групповой работы № 1 (рабочий лист № 2) и № 2 (рабочий лист № 3) схемы и рисунки (рабочий лист № 4)

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть проблемы морально этические, философские, правовые. Все они связаны с категорией вам хорошо известной и актуальной для человека во все времена. Ее содержание, смысл вызывали споры, а значение оценивалось по шкале важнейших человеческих идеалов. Анкета, проведенная на предыдущем уроке, убеждает нас в том, что и для всех присутствующих эта тема важна и востребована.

Блок I. Вводный: знакомство с понятием, актуализация, формулировка задач

Цель: дать возможность учащимся определить важность темы и те аспекты, которые лично им интересны.

Учитель.

1. Определите тему.
2. Проанализируйте данные опроса, попробуйте объяснить, почему в классе столь разные мнения.
3. Что важно понять, чтобы осознать, свободен ли ты?

Ученики.

Работа с заданием №1 (рабочий лист № 1)
Работа с заданием № 2 (рабочий лист № 4)
В ходе обсуждения ученики приходят к выводу о том, что понимание свободы субъективно и требует осмысления не только с позиции отдельного индивида, но и общефилософской трактовки.
Беседа и определение задач, которые записываются на доске:

  • Что такое «свобода»?
  • Есть ли ограничители свободы?
  • Можно ли стать абсолютно свободным?

Комментарий к блоку № 1: на этом этапе урока учащиеся, работая индивидуально, определяют основные задачи, которые им предстоит решить. Поле мотивации расширяется, так как высок познавательный интерес к решению важнейших для каждого мировоззренческих проблем, тем более они самостоятельно определяют объем задач. В итоге, отвечая на вопросы учителя, они, как правило, единодушны в формулировке вопросов, которые учитель записывает на доске.

Блок II. Многообразие понятий

Цель: определить Различные аспекты трактовки понятия, способствовать осмыслению общих черт в ее толковании: категория определяется в отношениях с внешними обстоятельствами..

Учитель предлагает обсудить в группах отрывки из текстов документов и определить, в каком контексте упоминается термин «свобода» Группа работает с заданиями рабочего листа № 2, затем в совместном обсуждении решают проблему: Что объединяет различные уровни понятия?

Комментарий к блоку № 2: в ходе групповой работы ребята знакомятся с многообразными трактовками понятия «свобода», а затем решают проблему, поставленную учителем: «Что общего в разнообразных проявлениях свободы?» Учащиеся уже могут объяснить, что свобода определяется собственным, независимым от внешних обстоятельств выбором.

Блок III. Пространство свободы

Цель: способствовать осознанию учащимися понимания внутреннего и внешнего пространства свободы, внутренних и внешних ограничителей, в ходе работы учащиеся осознают ответственность каждого за выбор модели поведения в отношениях с окружающим миром.

Учитель предлагает посмотреть на рисунок № 2 (рабочий лист № 4) и предлагает подумать над вопросом:
  • Кто одевает на человека цепи, превращая его в раба?
  • Можно ли быть свободным, если у тебя закованы руки?
  • Когда мы превращаемся в рабов, даже если на наших руках отсутствуют оковы?
 

Отвечая на вопросы и размышляя, ученики приходят к выводам о различных пространствах свободы.
Индивидуально работают с заданиями 2 и 3 рабочего листа № 1.
С помощью схем рабочего листа № 4 приходят к выводу, что у свободы есть ограничители и самым опасным для личности является рабство внутреннее.

Комментарий к блоку № 3: рассматривая рисунки, ребята понимают, что цепи раба могут быть одеты не только извне, но и самим человеком. Отвечая на вопросы учителя, осознают, что внутренняя свобода не зависит от внешних обстоятельств и является результатом нравственной работы личности. Разнообразит учебную деятельность выполнение задания 3 (р.л. № 1) Подбирая комментарии к схемам задания 3 (р.л. № 4), учащиеся образно представляют пространство внешней и внутренней свободы.

Блок IV. Абсолютная свобода

Цель: осознание опасности стремления к абсолютной свободе, которая превращает человека в раба своих желаний и разрушает его связь с обществом.

Учитель предлагает работу по схеме № 4 (рабочий лист № 4) и предлагает вопросы для обсуждения:
  • Где вектор расширяет пространство свободы?
  • В каком направлении это пространство уменьшатся?
  • Куда бы отправились вы, чтобы стать свободным?
  • Какие опасности таит стремление к абсолютной внутренней и внешней свободе?

Учитель предлагает обсудить эти вопросы в групповой работе.









Учитель, возвращает учеников к схеме:
Чтобы найти дорогу к свободе, давайте попробуем не заблудиться в дебрях философии.

Учащиеся в ходе беседы объясняют свой выбор, он очевиден, высказывая свое мнение, приводят примеры из истории, рассматривают типичные жизненные ситуации, обосновывая суждения.







Групповая работа № 2 и обсуждение.

Выводы:

1. Абсолютная свобода так же опасна для личности и общества, как и рабство (1-я группа).
2. Абсолютная свобода внешняя недостижима, так как существуют объективные ограничители, которые нельзя не учитывать (2-я и 3-я группа).
3. Есть обстоятельства, когда личность должна бороться за свободу (4-я группа).
4. Добровольный отказ от свободы ради власти, денег, сытости и благополучия – явление достаточно типичное.
Два ученика, работающие с философским словарем, предлагают свой вариант выполнения задания № 5 рабочего листа № 4.
Обсуждение проблемы об опасности абсолютизации категорий «абсолютная свобода» и «необходимость».

Комментарий к блоку № 4: Дублируя схему 4 (р. л. № 4), учитель активизирует деятельность учащихся проблемными вопросами, вовлекая учащихся в беседу, в ходе которой они самостоятельно приходят к выводу: направление вектора к абсолютной свободе ошибочно, т. к. это стремление превращает человека в раба (ребята могут процитировать мудрость Менандра из задания 3 (р.л. № 1) ), а в обществе создает анархию и хаос. Закрепление материала происходит в ходе групповой работы № 2. Затем, вовлекая ребят в дискуссию, учитель возвращает ребят к схеме и дает слово двум ученикам, которые работали с философским словарем, заполняя пропуски в схемах (задание 5 р. л. № 4), их краткие комментарии позволяют вовлечь всех ребят в обсуждение проблемы соотношения понятий «свобода» и «необходимость», а также прийти к выводу, что полное игнорирование внешних обстоятельств ведет к волюнтаризму, а абсолютизация формирует фатализм, делая человека игрушкой в руках внешних сил. На этом этапе ребята уже готовы перейти к следующему этапу урока, который требует от ученика переноса информации из области «знания» в область «умения», а из области оценочных суждений в область выбора поведенческой позиции.

Блок V. Как стать свободным?

Цель: способствовать осознанию учащимися связи между самоограничением, признанием за каждым права на свободу, уважением к иному мнению и достижением собственной свободы.

Учитель предлагает объяснить, что связывает эти понятия? Учащиеся выполняют индивидуально устное задание № 4 (рабочий лист № 1).
После этого учащиеся выполняют задание № 5 (рабочий лист № 1).

Комментарий к блоку № 5: выполнив задание 4 (р. л. № 1), учащиеся обсуждают вопрос о том, что связывает эти категории с понятием «свобода». Анализируя отрывки из задания 5 (р.л. № 1), они приходят к выводу о связи свободы и ответственности, о необходимости самоограничения для достижения свободы, о том, что преодолевая собственный эгоизм, взяв на себя ответственность за выбор, человек становится по-настоящему свободным. Таким образом, «долг», «ответственность», «самоограничение» – то, что на первый взгляд кажется ограничителем свободы, на деле является ключами, размыкающими цепи рабства и внешнего и внутреннего.

Блок VI. Свобода как ценность (итоги урока)

Учитель возвращается к записям на доске:
  • Решили ли мы задачи урока?
  • Как изменилось ваше отношение к свободе?

Учитель предлагает проанализировать диаграмму, составленную по итогам теста в классе на предыдущем уроке (задание № 6 рабочий лист № 4)
Можно поставить восклицательный знак, а может вопросительный.
Рефлексия: Кто решает вопросы о пространстве моей свободы?

 

В ходе беседы учащихся вновь возвращаются к вопросу важности темы и дописывают тему, ставя знак препинания: «Свобода – неоспоримая ценность!»

Учащиеся возвращаются к отрывкам задания № 5 (рабочий лист № 1), анализируют, приводят примеры из исторического прошлого, современной политической жизни об ответственности каждого за груз свободы, которым он наделен.

Комментарий к блоку № 6: подводя итоги урока, учитель предлагает проанализировать диаграммы 6 (р.л. № 4) и прокомментировать противоречие: в течение целого урока учащиеся говорили о ценности свободы, а при анкетировании в иерархии предпочтений поставили ее на третье место. Учитель обсуждает с ребятами ситуации из реальной жизни, стимулируя их на принятие собственных решений одного из самых сложных мировоззренческих уравнений, в котором в одной части – личное благополучие, комфорт, спокойное сытое существование, а на другом – осознание ответственности за мир, где много проблем, требующих твоего участия, несправедливости и зла, с которыми человек не может не сталкиваться. Твоя свобода – это свобода выбирать будущее и нести ответственность за свой выбор перед самим собой.

Приложение №1