География
-
Проект урока географии в 5-м классе по теме: "Температура воздуха одна из важнейших характеристик состояния воздуха" 2006
Проект урока географии в 5-м классе по теме "Температура воздуха" построен на краеведческом материале. Изучаемый материал интегрируется за 5-й класс по системе Л.В. Занкова автора М.А. Кононова и за 6-й класс общеобразовательной школы Т.П. Герасимовой. В урок включены занимательные материалы творческого характера, требующие логического мышления учащихся, умения делать выводы и объяснять, почему так, а не иначе с учетом возрастных особенностей.
-
Интегрированный урок по географии и химии на тему: "Углерод в полезных ископаемых" 2005
Интегрированный урок по географии и химии позволяет ярко и наглядно показать многообразие углерода и его соединений в природе, познакомить со способами переработки полезных ископаемых. Это урок изучения нового материала, с использованием творческого подхода детей при подготовке к уроку сообщений информационного характера. Самостоятельная, исследовательская работа, тестовый контроль способствует полному усвоению изученного на уроке.
-
Интегрированный урок география + математика по теме: "Масштаб" 2005
Предлагаемый урок - это попытка активизировать интерес шестиклассников к своему краю, ближе и лучше узнать и полюбить его.
-
Программа элективного курса для 9-го класса по теме: "Основы общей геологии" 2005
Прикладное значение геологии состоит в том, что эта наука является теоретической основой для поисков, разведки и разработки всех без исключения месторождений полезных ископаемых. Большое значение имеет геология и в других отраслях народного хозяйства, например, в строительстве, сельском хозяйстве, здравоохранении. Изучение данного элективного курса будет способствовать развитию профессиональной направленности личности школьников.
-
Программа факультатива по политической географии 2005
Факультатив по политической географии рассчитан на учеников 10-х или 11-х классов, желающих расширить свои знания в области истории, обществознания и общественной географии. Курс читается в течение одного учебного года в объеме 36 часов (1 час в неделю). Основные виды работы: лекции и семинары. Курс состоит из блоков: "Введение в политическую географию", "Формирование и развитие политической карты мира", "Структура политической карты мира", "Структура суверенного государства", "Современная политическая карта мира", "Политическая карта Российской Федерации", "Геополитика".
-
Методические рекомендации по организации контроля знаний студентов по дисциплине "География" 2005
В числе множества организационно-методических вопросов, возникающих в процессе преподавания географии, одним из основных является вопрос об организации и формах проведения контроля и учета знаний, навыков и умений студентов. Любое учебное действие требует подтверждения правильности его выполнения и контроля необходимого и завершающего компонента каждого учебного действия, ибо преподаватель несет ответственность не только за сообщение тех или иных знаний, но и за их сознательное и прочное усвоение. Недостаточное внимание к вопросам контроля отрицательно сказывается на результатах всего процесса обучения.
-
Тема урока: "Природные катаклизмы Земли: землетрясения. Оказание первой медицинской помощи". 9-й класс 2005
В программе школьного курса географии есть смежные с предметным курсом ОБЖ темы, такие, как стихийные природные явления и правила безопасного поведения при стихийных природных явлениях. Данная проблема является достаточно актуальной на сегодняшний день, благодаря чему появилась возможность установить межпредметные связи и организовать проведение интегрированных уроков (например, взаимосвязь между географией, ОБЖ и биологией). Цель данного урока заключается в том, что дети должны знать основные признаки землетрясения, их географию размещения и оказание первой помощи пострадавшим при землетрясении.
-
Изучение экологических проблем Ставропольского края на уроках географии 2005
Задача экологического воспитания в школе заключается в том, чтобы побуждать учащихся выражать своё отношение к глобальным проблемам человечества, а также к проблемам, которые касаются их непосредственного окружения. На уроках географии целесообразно обращать внимание учащихся на актуальные экологические проблемы своей местности. Хозяйственная деятельность людей привела к резкому обострению экологических проблем на территории Ставропольского края. Особое внимание охране природных объектов необходимо уделять в регионе Кавказских Минеральных Вод.
-
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии 2005
Современной парадигмой учебного процесса становится более тесное сочетание и взаимодействие технической и естественной составляющей. Соединение географического образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности учащихся.
-
Деловая игра — телемост: "Энергетика: вчера, сегодня, завтра…" 2005
Игра проводится для учащихся старших классов с целью развития экономического и экологического мышления на основе межпредметной интеграции учебных предметов. Проблемой номер один называют проблему энергетических ресурсов. Ей посвящен телемост, который проводится между Россией и Германией. В ходе игры рассматриваются вопросы, связанные с традиционными и альтернативными источниками энергии; выявляются положительные стороны и отрицательные последствия, использования энергетических ресурсов.
-
Урок-семинар в 10-м классе по теме: "Тому далекому сентябрю посвящается…" 2005
Проведение региональных уроков способствует развитию интереса учащихся, активизирует познавательную деятельность, формирует поисковые и исследовательские навыки, прививает уважение и любовь к родному краю.
-
Урок-обобщение в 5-м классе по теме: "Своя игра". Природоведение 2005
Материалы "Своей игры" построены как обобщающее повторение в 5-м классе по курсу "Природоведение". (Авторы учебника А.А. Плешаков, Н.И. Сонин). Игра состоит из четырех раундов: "Вселенная", "Планета Земля", "Жизнь на Земле", "Человек на Земле". Команды выбирают по очереди область знаний и цену вопроса в соответствии с таблицей раунда. Учитель зачитывает вопрос. После 5–10 с обдумывания ученики дают ответ. За правильный ответ команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном - столько же баллов снимается. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то отвечает та команда, которая первой подняла руку. Если ответа нет, его дает учитель. В конце игры звучит музыкальная пауза, подводятся итоги.
-
Игровые технологии на уроках географии 2005
Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соревновательности (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать. В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, Умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой, географической картой. А главное - в процессе игры школьники получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом.
-
Формирование положительной мотивации обучения географии в 7-м классе 2005
География - достаточно трудный предмет, но существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей. Наиболее успешно применяются иллюстративный и поисковый методы. В своей педагогической деятельности я стремлюсь подавать учащимся фактический материал, отвечающий стандартам общеобразовательного минимума, в красочном обрамлении из легенд, сказок, описаний, увлекательных историй.
-
Деятельностный подход в обучении краеведению: его значение в прикладной направленности предмета 2005
Деятельностный подход позволяет учащимся из пассивного объекта образовательного воздействия стать активным субъектом, приобретающим знания. Учитель теряет в такой ситуации свое значение главного источника знаний и становится организатором познавательной деятельности учащихся. Я применяю деятельностный подход чаще всего в преподавания краеведения.
-
Интегрированный урок экологии — географии по теме: "Экологические проблемы Амурской области". 9-й класс 2005
Интегрированный урок экологии географии. Проводится в 9-м классе после изучения раздела "Человек и природа". На уроке учащиеся выявляют экологические проблемы области, делают выводы о необходимости коллективных усилий для предотвращения экологических катастроф и ответственности каждого гражданина за состояние природы родного края.
-
Изучение географии в условиях профильного обучения 2005
Учитывая загруженность учащихся профильными предметами, учитель ставит своей целью максимально научить учащихся на уроках географии. Для этого используются различные формы проведения занятий, на которых применяются разнообразные способы передачи знаний, нестандартные методы воздействия на личность. Предпочтительными кажутся те формы работы, которые принято называть активными и которые способны заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. В статье приводятся примеры нестандартных форм уроков по различным темам.
-
Урок обобщения по Северной Америке 2005
На заключительном уроке по теме "Северная Америка" учащиеся систематизируют знания, полученные ранее, развивают нестандартное мышление.
-
Повышение эффективности запоминания информации на уроках географии 2005
В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности запоминания учебного материала с использованием современных технологий в работе с человеческой памятью. Результатом является ускорение процесса запоминания получаемой на уроке информации, снижение домашней нагрузки и 100% успеваемость по предмету.
-
Урок географии в 6 классе по теме: "Погода. Причины ее изменения и предсказание" 2005
Представленный материал является методической разработкой урока географии в 6 классе по теме "Погода". Образовательные и воспитательные цели состоят в развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между элементами погоды, свободно добывать знания на основе сотрудничества.
-
Урок географии в 10-м классе по теме: "Современный город" 2005
Урок географии "Современный город" 10 класс рассматривает суть и проблемы урбанизации с использованием краеведческого материала, сравнивая свой город с другими городами мира. В ходе урока раскрывается история европейских городов, формируются понятия "город" и "агломерация", анализируется взаимосвязь городских проблем. Урок проблемный, развивающий, т.к. включает поисково - творческие задания. По итогам урока ребята, опираясь на полученные знания, предлагают план реконструкции своего города.
-
Урок-пресс-конференция по теме: "Антарктида", 7 класс 2005
Урок по географии, представленный как пресс-конференция, способствует активации познавательной деятельности учащихся и развивает коммуникативные способности.
-
"Охрана природы на Крайнем Севере" 2005
Представлен урок, проведенный в форме конференции по вопросам экологии районов Крайнего Севера.
-
"Русская равнина". 8-й класс. Урок географии 2005
Урок по теме "Русская равнина" разработан с учетом современных требований к преподаванию школьного курса географии, обозначенных в Концепции географического образования, - гуманизация и опора на региональные особенности изучаемой территории. Целью занятия является формирование представлений о взаимосвязи природы и человека на примере Русской равнины. Достижению поставленной цели способствует использование литературных источников, репродукций картин русских и советских художников, произведений народного творчества.
-
Использование технико-экономических и технико-пространственных задач в курсе экономической географии России 2005
Технико-пространственные задачи это один из способов сделать интересными уроки экономической географии России, обеспечив при этом высокое качество усвоения материала.
-
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Агропромышленный комплекс России" 2005
Целью урока является повторение и обобщение знаний об Агропромышленном комплексе России, его отраслевом составе, особенностях развития и размещения; урок помогает развитию мыслительной деятельности, вырабатывает умение анализировать ситуацию, способствует дальнейшему планированию будущего, осознанному выбору профессии, развивает умение формулировать, высказывать и отстаивать собственное мнение.
-
Деловая игра "Рациональное размещение промышленных предприятий", 9-й класс 2005
Класс предварительно был разбит на 5 групп: бизнесмены, экологи, экономисты, журналисты, биржевые агенты. Игровая ситуация создаётся благодаря распределению ролей среди учащихся и постановки учебных задач каждой группе учащихся. Биржевые агенты должны приготовить для "продажи" проекты пяти промышленных предприятий. Бизнесмены должны выбрать одно предприятие и грамотно его разместить. После прохождения экспертизы экологи и экономисты должны выдать разрешение данного предприятия. Задача журналистов - освещать это мероприятие.
-
Проблемный подход в экологическом образовании на уроках географии 2005
Экологические проблемы в мире становятся все острее. Задачей учителя становится воспитание людей, способных действовать в нестандартной ситуации, для этого используется проблемный подход в формировании экологического созна-ния. Активное познание в области экологии предполагает самостоятельную работу в исследовании окружающей среды В результате дети познают антропогенное воздействие на природу, вырабатывают умение реально оценивать роль человека в изменении окружающей среды.
-
Организация сопровождения развития детей и подростков с задержкой психического развития в образовательном учреждении 2005
Работа с учащимися, ограниченными в своих учебных возможностях, требует от учителя колоссальных затрат - физических, моральных и душевных. Опыт работы с учащимися классов ЗПР, обучающихся в массовой общеобразовательной школе, позволяет поделиться некоторыми приемами и методами.
-
Тема урока: "Современная Политическая карта мира". 10-й класс 2005
Урок проводится на основе мультимедийной презентации. При изучении темы "Современная политическая карта мира" в 10-м классе. Может быть использован, как урок изучения нового материала, так и для самостоятельного изучения учащимися данной темы. Изучение данной темы дает возможность узнать о основных этапах формирования современной политической карты мира, о изменениях, которые происходят и причинах этих изменений, количественного и качественного характера, типологии стран современного мира и их разнообразии по формам правления и государственно- территориального устройства. Урок проводится с использованием проектора или в компьютерном классе. Содержание урока строится по принципу последовательного изложения материала с синхронным просмотром на мониторах компьютеров или воспроизведением на экране проектора. Усвоение информации с применением компьютера происходит более глубокое, что положительно сказывается на результатах обучения.